Закономерности, теории. Биологическое и социальное
В развитии психики ребенка
Психическое развитие
1. Для психического развития типично, что оно протекает в единстве организма и среды.
2. Психическое развитие нельзя рассматривать как уменьшение или увеличение каких-либо показателей, как простое повторение того, что было раньше. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций и в то же время изменение уже существующих форм психики, то есть психическое развитие выступает как процесс количественных и качественных изменений, взаимосвязано происходящих в деятельности, личности, познании. Непрерывность развития психики прерывается, когда в ней появляются качественно новые приобретения и оно делает резкий скачок.
3. Следовательно, развитие психики не простое повторение пройденного, а очень сложный, часто зигзагообразный процесс, протекающий по входящей спирали, как поступательный переход от одной ступени к другой, качественно отличной и своеобразной.
4. Психическое развитие предполагает не только рост, но и новообразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные. А новое качество в свою очередь создает основу для дальнейших количественных изменений.
5. Развитие ребенка носит стадиальный характер. Последовательность его стадий, периодов необратима и предсказуема.
Таким образом, психическое развитие- закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Развит ие психики характ еризуется:
- необратимым характером изменений;
- направленностью (то есть способностью к накоплению изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими);
— закономерным характером.
Факторы развития
Факторами называются те постоянно действующие обстоятельства, которые имеют существенное и определяющее значение в развитии изучаемого явления. Понимание природы каждого фактора и его роли в психическом развитии ребенка связано с взглядами того или иного ученого на генезис психики. Наиболее остро обсуждается влияние биологического и социального факторов на развитие.
Наследственностьрассматривается современной биологией как сохраняющаяся и закрепляющаяся несколькими поколениями способность организма требоватьот среды определенных условий, обеспечивающих его существование.
Носители наследственности — белковые соединения, содержащиеся в генах и их ядрах - хромосомах. Роль биологического фактора в психическом развитии ребенка не исчерпывается наследственностью. Важная роль принадлежит врожденным особенностям.
Наследственные и врожденные особенности ребенка - биологический фонд развития личности.
Среда как фактор психического развития ребенка Природная среда(климат, растительность, географические условия) влияет на развитие ребенка как организма и оказывает на психику ребенка косвенное, опосредующее влияние (через образ жизни, через труд взрослых), то есть через среду социальную.
Социальная средаимеет наибольшее значение для развития ребенка.
Среда, в которой живет ребенок, имеет несколько слоев:
1) среда семейная,
2) среда общественная (педагоги, сверстники).
Воздействиеобщественной среды осуществляется непосредственно(через поведение, рассуждения людей) и опосредованно(через книги, газеты, радио, кино, телевидение, законы, правила, обычаи, через требования и оценки морали).
Обучение и воспитание
Развитие есть функция, результат обучения и воспитания. Л. С. Выготский показал ведущую роль обучения и воспитания, которые должны «забегать вперед развития и подтягивать развитие за собой». Однако развитие будет эффективным только тогда, когда обучение ориентируется на «зону ближайшего развития ребенка». Ребенок не обучается и развивается, но развивается, воспитываясь и обучаясь. В этом сложном процессе выступает новый фактор — активность самого ребенка.
Активность ребенка
Благодаря активности ребенка (выступающей в разных видах и формах) процесс воздействия среды и ребенка превращается в сложный двухсторонний процесс взаимодействия растущего человека с окружающей средой.
Высшие, специфические, человеческие функции развиваются в процессе овладения ребенком общественно-историческим опытом. Ребенок рождается и живет в мире человеческих предметов, челове-
ческих отношений. В них фиксирован опыт общественной практики. Развитие ребенка и есть овладение этим опытом. Этот процесс осуществляется в условиях постоянного руководства со стороны взрослых, то есть в обучении.