Конфликты в звене «руководитель — подчиненный». Причины возникновения. Виды производственных конфликтов
Понятие конфликта:отношения между субъектами социально-го взаимодействия, характеризующиеся их противоборством на основе противоположно направленных мотивов, взглядов, суждений. Про-п родственный конфликт:конфликт, возникающий между субъек-мми социального взаимодействия внутри организации.
Специфика конфликтов между руководителем и подчиненным:конфликт между сторонами, находящимися на разных уровнях управленческой иерархии.
Причины возникновения конфликтовв звене «руководитель подчиненный»:
— объективные:субординационный характер отношений, кон-Ф никто генная деятельность в системе «человек — человек», конфлик-югенное по своей природе звено «руководитель — подчиненный», мрсдметно-деятельностное содержание межличностных отношений, интенсивность совместной деятельности, разбалансированность рабочего места, рассогласованность связей между рабочими местами в организации, сложность адаптации руководителя к должности, недостаточная обеспеченность всем необходимым для реализации управленческих решений;
- субъективные: а) управленческие (необоснованное, ошибочное решение; опека и контроль подчиненных; неравномерность распреде-к-ния нагрузки, нарушения в системе стимулирования труда);
- личностные: б) (низкая культура общения; недобросовестное исполнение обязанностей подчиненными; неэффективный стиль ру-мжодства; установка руководителя и подчиненного; психологические особенности сторон (агрессивность, тревожность, завышенная само-• • цепка, эмоциональная неустойчивость)).
Виды конфликтов в организации(в зависимости от основания классификации:
- по субъектам:
- межличностные:по вертикали «руководитель - подчиненный», по горизонтали - между субъектами одного иерархического уровня управления;
- межгрупповые: между структурными подразделениями; между группами сотрудников одного подразделения, в том числе и между микрогруппами; между руководителем организации и персоналом; между администрацией и профсоюзами;...................
- конфликты по типу «личность - группа»: между руководителем и коллективом организации или структурного подразделения; между рядовым сотрудником и коллективом организации или структурного подразделения;
- по источникам конфликта:
- структурные: конфликт между структурными подразделениями;
- инновационные: конфликты, связанные с развитием организации, ее структурными изменениями;
- позиционные: конфликты, возникающие на основе вопроса о значимости тех или иных субъектов социального взаимодействия внутри организации;
- ресурсные: конфликты, возникающие в процессе разделения и использования ресурсов;
- динамические: обусловленные социально-психологической динамикой организации;
- по типу функциональной системы:
- организационно-технологические конфликты;
- конфликты в социально-экономической системе организации;
- конфликты в административно-управленческой системе;
- конфликты, связанные с функционированием неформальной организации;
- конфликты в сфере социально-психологической системы отношений.
Сущность социальной перцепции: факторы успешности
(точности) социального восприятия; функции и механизмы
Социальной перцепции
Социальная перцепция- процесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы.
Особенности социальной перцепции:активность, целостность, мотивированность.
Социальная перцепция проявляется как:
1) восприятие членами группы (другой группы, членов другой группы);
2) восприятие человеком (самого себя, своей группы, «чужой группы»);
3) восприятие группой (своего человека, членов другой группы);
4) восприятие группой другой группы.
Процесс социальной перцепции представляет собой деятельность его субъекта (наблюдателя) по оценке внешнего облика, психологических особенностей, действий и поступков наблюдаемого лица или объекта, в результате которой у субъекта социальной перцепции складывается конкретное отношение к наблюдаемому и формируются определенные представления о возможном поведении конкретных людей и групп.
Факторы успешности (точности) социального восприятия зави-гят от:
1) личностных качеств субъектов восприятия:
- психологической чувствительности;
- знания возможностей, трудностей восприятия другого человека;
- навыков и умений восприятия и наблюдения;
- условий, в которых осуществляется социальная перцепция.
2) особенностей проявления механизмов восприятия у его субъектов:
— веры в «первый взгляд»;
- прислушивания к мнению других людей;
— психологического состояния;
- упрощения.
Функции социального восприятия:познание себя, познание партнеров по взаимодействию, установление эмоциональных отношений, организация совместной деятельности.
Механизмы социального восприятия:
1) стереотипия(стереотипизация) - понимается устойчивый образ или представление, о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы;
2) идентификация- социально-психологический процесс познания личностью или группой других людей в ходе непосредственных или опосредованных контактов с ними;
3) эмпатия- эмоциональное сопереживание другому человеку;
4) аттракция— форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему;
5) рефлексия- механизм самопознания в процессе взаимодействия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению;
6) каузальная атрибуция— механизм интерпретации поступков и чувств другого человека; схемы причинности: личностная атрибуция, обстоятельственная атрибуция, стимульная атрибуция.