Конфликты в звене «руководитель — подчиненный». Причины возникновения. Виды производственных конфликтов

Понятие конфликта:отношения между субъектами социально-го взаимодействия, характеризующиеся их противоборством на основе противоположно направленных мотивов, взглядов, суждений. Про-п родственный конфликт:конфликт, возникающий между субъек-мми социального взаимодействия внутри организации.

Специфика конфликтов между руководителем и подчинен­ным:конфликт между сторонами, находящимися на разных уровнях управленческой иерархии.

Причины возникновения конфликтовв звене «руководитель подчиненный»:

— объективные:субординационный характер отношений, кон-Ф никто генная деятельность в системе «человек — человек», конфлик-югенное по своей природе звено «руководитель — подчиненный», мрсдметно-деятельностное содержание межличностных отношений, интенсивность совместной деятельности, разбалансированность ра­бочего места, рассогласованность связей между рабочими местами в организации, сложность адаптации руководителя к должности, не­достаточная обеспеченность всем необходимым для реализации управленческих решений;

- субъективные: а) управленческие (необоснованное, ошибочное решение; опека и контроль подчиненных; неравномерность распреде-к-ния нагрузки, нарушения в системе стимулирования труда);

- личностные: б) (низкая культура общения; недобросовестное исполнение обязанностей подчиненными; неэффективный стиль ру-мжодства; установка руководителя и подчиненного; психологические особенности сторон (агрессивность, тревожность, завышенная само-• • цепка, эмоциональная неустойчивость)).

Виды конфликтов в организации(в зависимости от основания классификации:

- по субъектам:

- межличностные:по вертикали «руководитель - подчинен­ный», по горизонтали - между субъектами одного иерархического уровня управления;

- межгрупповые: между структурными подразделениями; между группами сотрудников одного подразделения, в том числе и между микрогруппами; между руководителем организации и персоналом; между администрацией и профсоюзами;...................

- конфликты по типу «личность - группа»: между руководите­лем и коллективом организации или структурного подразделения; между рядовым сотрудником и коллективом организации или струк­турного подразделения;

- по источникам конфликта:

- структурные: конфликт между структурными подразделения­ми;

- инновационные: конфликты, связанные с развитием организа­ции, ее структурными изменениями;

- позиционные: конфликты, возникающие на основе вопроса о значимости тех или иных субъектов социального взаимодействия внутри организации;

- ресурсные: конфликты, возникающие в процессе разделения и использования ресурсов;

- динамические: обусловленные социально-психологической динамикой организации;

- по типу функциональной системы:

- организационно-технологические конфликты;

- конфликты в социально-экономической системе организации;

- конфликты в административно-управленческой системе;

- конфликты, связанные с функционированием неформальной организации;

- конфликты в сфере социально-психологической системы от­ношений.

Сущность социальной перцепции: факторы успешности

(точности) социального восприятия; функции и механизмы

Социальной перцепции

Социальная перцепция- процесс восприятия социальных объ­ектов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы.

Особенности социальной перцепции:активность, целостность, мотивированность.

Социальная перцепция проявляется как:

1) восприятие членами группы (другой группы, членов другой группы);

2) восприятие человеком (самого себя, своей группы, «чужой группы»);

3) восприятие группой (своего человека, членов другой группы);

4) восприятие группой другой группы.

Процесс социальной перцепции представляет собой деятель­ность его субъекта (наблюдателя) по оценке внешнего облика, психо­логических особенностей, действий и поступков наблюдаемого лица или объекта, в результате которой у субъекта социальной перцепции складывается конкретное отношение к наблюдаемому и формируют­ся определенные представления о возможном поведении конкретных людей и групп.

Факторы успешности (точности) социального восприятия зави-гят от:

1) личностных качеств субъектов восприятия:

- психологической чувствительности;

- знания возможностей, трудностей восприятия другого челове­ка;

- навыков и умений восприятия и наблюдения;

- условий, в которых осуществляется социальная перцепция.

2) особенностей проявления механизмов восприятия у его субъектов:

— веры в «первый взгляд»;

- прислушивания к мнению других людей;

— психологического состояния;

- упрощения.

Функции социального восприятия:познание себя, познание партнеров по взаимодействию, установление эмоциональных отно­шений, организация совместной деятельности.

Механизмы социального восприятия:

1) стереотипия(стереотипизация) - понимается устойчивый образ или представление, о каких-либо явлениях или людях, свойст­венное представителям той или иной социальной группы;

2) идентификация- социально-психологический процесс по­знания личностью или группой других людей в ходе непосредствен­ных или опосредованных контактов с ними;

3) эмпатия- эмоциональное сопереживание другому человеку;

4) аттракция— форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему;

5) рефлексия- механизм самопознания в процессе взаимодей­ствия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению;

6) каузальная атрибуция— механизм интерпретации поступков и чувств другого человека; схемы причинности: личностная атрибу­ция, обстоятельственная атрибуция, стимульная атрибуция.

Наши рекомендации