Современное состояние системы психолого-педагогической помощи детям с отклонениями «развитии
Здоровье детского населения на современном этапе общественного развития в Российской Федерации представляет серьезную социальную проблему. Ухудшение состояния здоровья детей характеризуется ростом заболеваемости, изменением структуры и увеличением частоты хронических заболеваний. У 54% российских детей, прошедших осмотр специалистами в рамках Всероссийской детской диспансеризации, выявлены отклонения в состоянии здоровья.
Ведущими являются:нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления. У 12-19% детей дошкольного возраста диагностируются выраженные формы психических расстройств, а 30-40% составляют группу риска по развитию психических нарушений.
В дошкольном возрасте от 25% до 45% детей требуют создания специальных условий обучения и воспитания. Среди учащихся 20-30% детей нуждаются в специальной психолого-педагогической помощи, а свыше 60% - относятся к группе риска. Увеличивается количество детей с пограничными и сочетанными нарушениями развития, которых нельзя с достаточной однозначностью отнести к одному из традиционно выделяемых видов психического дизонтогенеза.
В современной России отмечаются негативные тенденции, характеризующиеся увеличением количества детей с различными проблемами и отклонениями в физическом и психическом развитии. Эти дети испытывают существенные трудности в адаптации к условиям в дошкольном и школьном учреждениях, не осваивают на нормативном уровне образовательные программы и требуют пристального внимания врачей, педагогов, психологов, целенаправленной помощи с учетом проблем и потребностей каждого ребенка.
Виды отклонений в развитии детей. Внормативно-правовой документации используется несколько понятий, определяющих контингент детей, относимых к системе специального образования. Это: «дети с нарушениями в развитии», «дети с отклонениями в психофизическом развитии», «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с особыми образовательными потребностями».
Дети с нарушениями в развитии (нуждающиеся в специальном образовании) - это дети, имеющие отставание (искажение) в психофизическом развитии вследствие нарушения деятельности различных или нескольких анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, речевого), а также вследствие органического поражения центральной нервной системы (ЦНС).
Дети с отклонениями в психофизическом развитии (с преимущественными нарушениями в психофизическом развитии функционального характера) — это дети, которые имеют перечисленные выше отклонения, но степень их выраженности не ограничивает их возможности в столь резкой степени, как у детей с нарушениями в психофизическом развитии.
Дети с ограниченными возможностями здоровья («проблемные дети») - это дети, у которых нарушения в развитии предоставляют имвозможность иметь бинефицитарный статус, то есть позволяют пользоваться социальными льготами и пособиями. По традиционной терминологии таких детей раньше называли детьми-инвалидами.
Дети с особыми образовательными потребностями — это дети, нуждающиеся в специальной коррекционной поддержке и специфических методах образования, которые могут быть созданы в условиях как общеобразовательного дошкольного учреждения, так и дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.
Дошкольная коррекционная психология и педагогика решает вопросы изучения, воспитания и обучения детей с нарушениями развитияследующих категорий (по классификации В. В. Лебединского):
1) общее стойкое недоразвитие:характеризуется незрелостью мозговых систем и ранним наступлением поражения;
2) задержанное развитие:замедленный темп формирования познавательной деятельности и эмоциональной сферы с временной фиксацией на более ранних возрастных этапах;
3) поврежденное развитие:характеризуется патологическим воздействием на мозг на более поздних этапах дизонтогенеза;
4) дефицитарное развитие:характеризуется нарушением в работе отдельных анализаторных систем;
5) искаженное развитие:сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций;
6) дисгармоничное развитие:характеризуется диспропорциональностью психического развития в эмоционально-волевой сфере.
Механизм аномального развития.Современная отечественная специальная психология базируется на позициях общественно-исторического происхождения психики. На ее развитие огромное влияние оказали идеи Л. С. Выготского. Обосновывая положения об общности законов нормального и аномального развития, Л, С. Выготский подчеркивал, что общим для них является социальная обусловленность психического развития.Социальное, в том числе педагогическое воздействие, составляет источник формирования высших психических функций как в норме, так и при нарушенном развитии. Идея Л. С. Выготского о системном строении дефекта позволила выделить в аномальном развитии две группы явлений: первичные нарушения,непосредственно вытекающие из биологического характера болезни, и вторичные нарушения,возникающие в ходе социального развития ребенка, его взаимодействия с окружающим миром. Аномальное развитие определяется временем возникновения первичного нарушения и тяжестью его выраженности. Механизм формирования вторичных нарушений может быть различным, но существенную роль в нем всегда играет социальный фактор.Отклонения, возникающие вследствие поражения органов зрения, слуха, или тех и
иных структур головного мозга, различны по своему характеру, силе и значимости у каждой категории детей с нарушениями развития. Общим для всех этих случаев является то, что наличие первичного нарушения оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития ребенка.
Проблемы психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.Психодиагностика нарушений развития выявляет своеобразие психического развития ребенка, его психолого-педагогические особенности. Знание этих особенностей позволяет определить тип образовательного учреждения, соответствующий возможностям ребенка, программу его дошкольного и школьного образования, разработать индивидуальную программу медико-психолого-педагогической помощи.
В соответствии с рассмотренной концепцией нарушенного развития, для детей с нарушениями развития в нашей стране до 90-х годов XX века существовала дифференцированная система обучения и воспитания, то есть были открыты специальные дошкольные и школьные образовательные учреждения. В них созданы специальные образовательные условия, которые должны обеспечить оптимальное умственное и физическое развитие таких детей. К таким условиям прежде всего относится индивидуализированный подход с учетом особенностей каждого ребенка. Дифференцированный подход к обучению и воспитаниюпредусматривает использование специальных образовательных программ, методов, необходимых технических средств обучения, работу специально подготовленных педагогов, психологов и других специалистов, сочетание обучения с необходимыми медицинскими профилактическими и лечебными мероприятиями, определенные социальные услуги, материально-техническую базу специальных образовательных учреждений и их научно-методическое обеспечение.
В настоящее время в стране существует большое разнообразие специальных образовательных учреждений.Наряду со специализированными дошкольными образовательными учреждениями и спе-
циальными (коррекционными) школами I - VIII видов, в которые дети поступают вследствие тщательного отбора и в которых реализуются специальные образовательные программы, утвержденные Министерством образования РФ, открыты негосударственные учреждения, реабилитационные центры, центры развития, смешанные группы и тому подобные, в которых находятся дети с разными нарушениями, часто — разного возраста, в силу чего реализация единой образовательной программы становится невозможной и возрастает роль индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка.
Комплексная система помощи детям с отклонениями в развитии включает в себя:
• диагностику;
• коррекционно-развивающую работу;
• реабилитацию и адаптацию детей в общество. Этапы диагностики:
1-й этап — скрининг-диагностика— выявление детей с различными отклонениями и нарушениями развития в условиях массовых образовательных учреждений и в популяции и определение спектра проблем ребенка.
2-й этап - дифференциальная диагностика отклонений в развитиидля определения направления обучения, ведущая роль в которой отводится психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
3-й этап - феноменологический- выявление индивидуальных особенностей ребенка и разработка индивидуальной коррекционной работы с ним. Ведущая роль принадлежит ПМПК образовательного учреждения.
Середина 90-х годов XX в.: в отечественной коррекционной педагогике наметилась тенденция к интегрированному обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.В настоящее время в России развиваются две формы интеграции: интервальная и экстернальная.
Интернальная интеграция— это интеграция внутри системы специального образования. Экстернальная интеграцияпредполага-
ет взаимодействие специального и массового образования. Концепция интегрированного обучения и воспитания является в нашей стране ведущим направлением в развитии специального образования на современном этапе. Совместное обучение и воспитание дает многое как здоровым детям, так и детям с нарушениями в развитии. Интеграция способствует формированию у здоровых детей терпимости к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувства взаимопомощи и стремления к сотрудничеству. У детей с ограниченными возможностями совместное обучение и воспитание ведет к формированию положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения, более полной реализации потенциала развития и обучения.
Виды интеграции на современном этапе:
1. полная(1-2 ребенка, соответствуют нормальным детям по уровню своего психофизического состояния);
2. частичная(1-2 ребенка воспитываются со здоровыми детьми
неполный день);
3. временная(1-2 раза в месяц для проведения различных мероприятий);
4. комбинированная(1-2 детей, приближенных к норме, воспитываются в массовых группах и получают помощь различных специалистов - логопеда, дефектолога и т. д.).