Поведения. Кризис подросткового возраста
Подростничество (отрочество)— этап онтогенеза, находящийся между детством и ранней юностью (10-11-13-14 лет).
Основная особенность подросткового периода -резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития.
Асинхронность развития. Особенности специальной ситуации развития подростка.
Подростковый возраст это:
- период отчуждения от взрослых;
- время бурного и плодотворного развития познавательных процессов (избирательности, целенаправленности, восприятия; становления устойчивого, произвольного внимания; логической памяти; дискурсивного (рассуждающего мышления).
Ведущий вид деятельности- общение со сверстниками. Центральное личностное новообразование подросткового возраста - становление нового уровня самосознания, Я-концепции, выражающейся в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие - уникальность и неповторимость.
Отрочество характеризуется:
- повышением значимости Я-концепции, системы представлений о себе;
формированием сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими;
— формированием потребностей самоуважения и общения со
сверстниками.
Подростки - особая социально-психологическая и демографическая группа, имеющая свои собственные нормы, установки, особую подростковую субкультуру.
Учебная деятельность подростков. Учение занимает большое место в жизни подростков (но не у всех одинаково).
Подростковый возраст — период, сензитивный для формирования новых, зрелых форм учебной мотивации.
Переход от младшего школьного возраста к подростковому есть одновременно переход к иной, более высокой форме учебной дея-
тельности и новому отношению к учению, приобретающему именно в этот период личностный смысл (Эльконин Д. Б., 1989 г.).
Развитие учебной мотивацииосуществляется через актуальные потребности подростка. Центральное место в мотивации учения в отрочестве занимает мотив самоутверждения. На нее влияют и особенности самооценки подростка - ее неустойчивость, смена критериев, а также мотивы познавательные, мотивы общения с учителем и сверстниками и уважения с их стороны, мотивация достижения, личной ответственности.
В процессе учебной деятельности складываются оптимальные условия для развития личностиподростка, появляются новые мотивы учения,связанные с формированием жизненной перспективы и профессиональных намерений, идеала и самосознания. Учение приобретает личный смысли превращается в самообразование.
Роль общения и учебной деятельности в формировании личности и мотивов поведения. Общение со сверстниками
Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, выделяемое в качестве ведущей деятельности этого периода. Общение со сверстниками очень значимо, ибо в отношениях возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений.
В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении.
Успехи в среде сверстников в отрочестве ценятся более всего. В подростковых объединениях (в зависимости от общего уровня развития и воспитания) стихийно формируются свои кодексы чести.Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного обязательства, эгоизм, жадность. Подро-
стки жестко оценивают сверстников, в максималистских формах, эмоционально. Избиение, бойкот, обречение на одиночество - расплата за предательство, необязательность, непохожесть.
Удовлетворенность общением со сверстниками делает подростка счастливым. Для подростка большое значение имеет приобретение друга. Общение по нормативам возрастного статуса отрочества сочетаются здесь с нежной привязанностью. Возникает интерес к другому
полу.
Интерес подростков к представителям другого полаведет к развитию рефлексии и способности к идентификации. Таким образом, интерес к сверстникам и особенно к сверстникам противоположного пола имеет особое значение для развития личности подростка.
Усиленное внимание к объекту симпатии проявляется в развитии избирательности наблюдательности:появляется склонность замечать тонкие изменения в поведении симпатичного сверстника, его поступках, реакциях, переживаниях, настроении.
Проявляется внимание к собственным переживаниям.Общение подростка со сверстниками — особая деятельность, предметом которой является другой человек - сверстник, товарищ, а содержанием деятельности - построение взаимоотношений и взаимодействия внутри них. Внутри этой деятельности происходит познание подростком другого человека и самого себя и развиваются средства такого
познания:
— умение сравнивать, анализировать, обобщать поступки товарища и собственные;
- обогащаются представления о личности товарища и о себе, изменяются оценки и самооценка.
Общение - практика в овладении нормами дружбы. Общение со сверстниками учит подростка умению владеть собой, своим поведением, саморегуляции, настойчивости, следованию принципам, развитию широкого круга увлечений, становлению системы ценностей.