Поведения. Кризис подросткового возраста

Подростничество (отрочество)— этап онтогенеза, находящийся между детством и ранней юностью (10-11-13-14 лет).

Основная особенность подросткового периода -резкие, каче­ственные изменения, затрагивающие все стороны развития.

Асинхронность развития. Особенности специальной ситуации развития подростка.

Подростковый возраст это:

- период отчуждения от взрослых;

- время бурного и плодотворного развития познавательных про­цессов (избирательности, целенаправленности, восприятия; станов­ления устойчивого, произвольного внимания; логической памяти; дискурсивного (рассуждающего мышления).

Ведущий вид деятельности- общение со сверстниками. Цен­тральное личностное новообразование подросткового возраста - ста­новление нового уровня самосознания, Я-концепции, выражающейся в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие - уникальность и непо­вторимость.

Отрочество характеризуется:

- повышением значимости Я-концепции, системы представле­ний о себе;

формированием сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими;

— формированием потребностей самоуважения и общения со

сверстниками.

Подростки - особая социально-психологическая и демографиче­ская группа, имеющая свои собственные нормы, установки, особую подростковую субкультуру.

Учебная деятельность подростков. Учение занимает большое место в жизни подростков (но не у всех одинаково).

Подростковый возраст — период, сензитивный для формирова­ния новых, зрелых форм учебной мотивации.

Переход от младшего школьного возраста к подростковому есть одновременно переход к иной, более высокой форме учебной дея-

тельности и новому отношению к учению, приобретающему именно в этот период личностный смысл (Эльконин Д. Б., 1989 г.).

Развитие учебной мотивацииосуществляется через актуаль­ные потребности подростка. Центральное место в мотивации учения в отрочестве занимает мотив самоутверждения. На нее влияют и осо­бенности самооценки подростка - ее неустойчивость, смена критери­ев, а также мотивы познавательные, мотивы общения с учителем и сверстниками и уважения с их стороны, мотивация достижения, лич­ной ответственности.

В процессе учебной деятельности складываются оптимальные условия для развития личностиподростка, появляются новые мо­тивы учения,связанные с формированием жизненной перспективы и профессиональных намерений, идеала и самосознания. Учение при­обретает личный смысли превращается в самообразование.

Роль общения и учебной деятельности в формировании лич­ности и мотивов поведения. Общение со сверстниками

Важным фактором психического развития в подростковом воз­расте является общение со сверстниками, выделяемое в качестве ве­дущей деятельности этого периода. Общение со сверстниками очень значимо, ибо в отношениях возрастного равенства подростки отраба­тывают способы взаимоотношений, проходят особую школу соци­альных отношений.

В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность со­вместное постижение окружающего мира и друг друга становятся са­моценными. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в обще­нии.

Успехи в среде сверстников в отрочестве ценятся более всего. В подростковых объединениях (в зависимости от общего уровня разви­тия и воспитания) стихийно формируются свои кодексы чести.Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного обязательства, эгоизм, жадность. Подро-

стки жестко оценивают сверстников, в максималистских формах, эмоционально. Избиение, бойкот, обречение на одиночество - рас­плата за предательство, необязательность, непохожесть.

Удовлетворенность общением со сверстниками делает подрост­ка счастливым. Для подростка большое значение имеет приобретение друга. Общение по нормативам возрастного статуса отрочества соче­таются здесь с нежной привязанностью. Возникает интерес к другому

полу.

Интерес подростков к представителям другого полаведет к развитию рефлексии и способности к идентификации. Таким обра­зом, интерес к сверстникам и особенно к сверстникам противополож­ного пола имеет особое значение для развития личности подростка.

Усиленное внимание к объекту симпатии проявляется в разви­тии избирательности наблюдательности:появляется склонность замечать тонкие изменения в поведении симпатичного сверстника, его поступках, реакциях, переживаниях, настроении.

Проявляется внимание к собственным переживаниям.Обще­ние подростка со сверстниками — особая деятельность, предметом ко­торой является другой человек - сверстник, товарищ, а содержанием деятельности - построение взаимоотношений и взаимодействия внутри них. Внутри этой деятельности происходит познание подро­стком другого человека и самого себя и развиваются средства такого

познания:

— умение сравнивать, анализировать, обобщать поступки това­рища и собственные;

- обогащаются представления о личности товарища и о себе, изменяются оценки и самооценка.

Общение - практика в овладении нормами дружбы. Общение со сверстниками учит подростка умению владеть собой, своим поведе­нием, саморегуляции, настойчивости, следованию принципам, разви­тию широкого круга увлечений, становлению системы ценностей.

Наши рекомендации