Предмет и структура социальной психологии. Связь с другими науками. Методы социальной психологии
Социальная психология –наука, изучающая любую совок-ть людей, находящихся во взаимод-и, объед-х общими интересами и оказывающими друг другу помощь.
Периоды становления:1) период накопления знаний в сферах философии и общей психологии; 2) период выделения описательной социальной психологии; 3) период оформления в экспериментальную науку. Основания социальной психологии (эмпирические предпосылки, философские истоки и предпосылки, предпосылки в системе наук о человеке).
В XXI веке объединение психологии и социологии, предмет социальной психологии— социальная психика. Составляющие социальной психики: настроения, эмоции, массовые действия, стереотипы, установки, санкции человеческой деятельности.
Структура социальной психики(В. В. Ермолин): 1) социально-психологические свойства (потребности, интересы, цели, воля); 2) социально-психологические состояния (чувства, эмоции, страсти, мнения); 3) устойчивые социально-психологические формы и продукты человеческой деятельности; 4) социально-психологические процессы (внушение, убеждение, подражание).
Структура социальной психологии(Б. Д. Парыгин): методология (совокупность приемов исследования) - феноменология (исследование) - праксиология (поведение людей).
Связь с другими науками (общей психологией, социологией, философией, этнографией, биологией, археологией, педагогикой).
Методы социальной психологии:
Исследоват-й уровень:
Наблюдение-наиболее распростр-й метод, с помощью которого изучают соц-пс. явления и процессы в различных условиях без вмешат-ва в их течение.
Эксперимент-метод, предполагающий активное вмешат-во исслед-я в деят.испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения конкретных соц-пс-х явлений и процессов.
Опросы (интервью, анкета)-метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исслед-я.
Контент-анализ(изучение продуктов челов.труда)
Тестирование-метод, во время которого испыт-е выполняют опр-е действия по заданию исслед-я.
Социометрия-метод соц.пс., используемый для диагностики взаимных симпатий и антипатий между членами группы.
Психокоррекц-й уровень:
Социально-психологический тренинг
(психодрама, игровой тренинг,
театрализованный)
Культурно-психологический тренинг
(спортивно-игровой, карнавально-игровой)
Психорегулирующий уровень:
Социальная психорегуляция (метод катарсиса, эмоционального насыщения)
исследовательский уровень
психорегулирующий уровень
Нетрадиционные методы социальной психологии:
— визуальная психодиагностика;
- моделирование (прогнозирование).
Психология воспитания. Психологические механизмы
Формирования личности. Психологические аспекты
Воспитательных технологий
Понятие воспитанияв педагогической психологии: в широком смысле — социализация, процесс и результат усвоения и трансляции человеком опыта предшествующих поколений во взаимодейст-вии с другими людьми, природной и социальной средой, накопления социального опыта; в узком смысле- процесс систематического и целенаправленного воздействия педагога или воспитывающего на ребенка или воспитываемого с целью адаптации второго к окружающей его природно-социальной среде и формирования у. него качеств, соответствующих социальному заказу общества и, как следствие, выдвигаемым целям и задачам воспитания.
Сущность воспитания:целостность, целенаправленное, организованное взаимодействие субъектов деятельности (ведущего — ведомого, воспитателя — воспитанника), направленное на формирование гармоничной индивидуализированной личности воспитуемого, субъекта деятельности, принимающего на себя ответственность за качество жизни и труда.
Проблемы психологии воспитания:
1) выявление механизмов, закономерностей процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирование мировоззрения, убеждений, ценностных установок в условиях учебной и воспитательной деятельности субъектов образования;
2) соотношение и разграничение воспитания, обучение и социализации;
3) зависимость формирования различных свойств личности от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
4) структурирование детских и юношеских коллективов и их роли в формировании личности ребенка;
5) формирование мотивационной сферы ребенка, ее направленности и нравственных установок;
6) условия и последствия социальных и эмоциональных депри-ваций.
Междисциплинарный подход к воспитаниюв различных научных областях:
- в социологии: рассматривает структуру и содержание деятельности различных социальных групп и институтов, которые выполняют воспитательные функции.
- в педагогике: рассматривает цели и задачи воспитания, его средства и методы, способы их реализации на практике, а также содержание воспитания.
- в психологии: рассматривает воспитание как всеобщую форму психического развития.
- в философии: рассматривает под углом зрения становления человека, изучает место системы воспитания, образования в обществе.
- в истории: изучает становление и преобразование учебно-воспитательных институтов, целей, содержания и методов воспитания в различные исторические эпохи.
Формы усвоениянравственных норм, становления мировоззрения и убеждений: 1) непосредственно-эмоциональное общение; 2) предметно-манипулятивная деятельность; 3) игровая деятельность; 4) учебная деятельность; 5) общественно-полезная деятельность; 6) собственно трудовая деятельность.
Соотношение воспитания, формирования, социализации и становления личности ребенка
Воспитание- целенаправленный процесс формирования личности с помощью педагогических воздействий в соответствии с определенным социально-педагогическим идеалом.
Формирование- процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности.
Социализация- процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе которого ребенок усваивает социальный опыт.
Становление- термин, обозначающий достижение ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно выстраивать свое поведение, осознавать свои поступки и производить относительно устойчивый выбор.
Принципы воспитания:1) аксиологический, формирующий иерархию социально-культурных ценностей воспитанника; 2) субъект-ности, инициирующий свободу самовыражения, осмысленный выбор жизненно важных решений; 3) другодоминантности, выстраивающий позицию принятия ребенка как данности, уважения истории его персональной жизнедеятельности.
Способы влияния в воспитании:1) убеждение - через систему доводов, пожеланий и предложений; 2) внушение (суггестия) - через снятие психологических фильтров по отношению к новой информации; 3) подражание - через инициацию следования примеру или образцу; 4) заражение - через значимое эмоционально привлекательное поведение (бессознат., невольная подверженность).