Предмет и структура социальной психологии. Связь с другими науками. Методы социальной психологии

Социальная психология –наука, изучающая любую совок-ть людей, находящихся во взаимод-и, объед-х общими интересами и оказывающими друг другу помощь.

Периоды становления:1) период накопления знаний в сферах философии и общей психологии; 2) период выделения описательной социальной психологии; 3) период оформления в экспериментальную науку. Основания социальной психологии (эмпирические предпосыл­ки, философские истоки и предпосылки, предпосылки в системе наук о человеке).

В XXI веке объединение психологии и социологии, предмет со­циальной психологии— социальная психика. Составляющие соци­альной психики: настроения, эмоции, массовые действия, стереоти­пы, установки, санкции человеческой деятельности.

Структура социальной психики(В. В. Ермолин): 1) социаль­но-психологические свойства (потребности, интересы, цели, воля); 2) социально-психологические состояния (чувства, эмоции, страсти, мнения); 3) устойчивые социально-психологические формы и про­дукты человеческой деятельности; 4) социально-психологические процессы (внушение, убеждение, подражание).

Структура социальной психологии(Б. Д. Парыгин): методо­логия (совокупность приемов исследования) - феноменология (ис­следование) - праксиология (поведение людей).

Связь с другими науками (общей психологией, социологией, философией, этнографией, биологией, археологией, педагогикой).

Методы социальной психологии:

Исследоват-й уровень:

Наблюдение-наиболее распростр-й метод, с помощью которого изучают соц-пс. явления и процессы в различных условиях без вмешат-ва в их течение.

Эксперимент-метод, предполагающий активное вмешат-во исслед-я в деят.испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения конкретных соц-пс-х явлений и процессов.

Опросы (интервью, анкета)-метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исслед-я.

Контент-анализ(изучение продуктов челов.труда)

Тестирование-метод, во время которого испыт-е выполняют опр-е действия по заданию исслед-я.

Социометрия-метод соц.пс., используемый для диагностики взаимных симпатий и антипатий между членами группы.

Психокоррекц-й уровень:

Социально-психологический тренинг

(психодрама, игровой тренинг,

театрализованный)

Культурно-психологический тренинг

(спортивно-игровой, карнавально-игровой)

Психорегулирующий уровень:

Социальная психорегуляция (метод катарсиса, эмоционального насыщения)

исследовательский уровень

психорегулирующий уровень

Нетрадиционные методы социальной психологии:

— визуальная психодиагностика;

- моделирование (прогнозирование).

Психология воспитания. Психологические механизмы

Формирования личности. Психологические аспекты

Воспитательных технологий

Понятие воспитанияв педагогической психологии: в широ­ком смысле — социализация, процесс и результат усвоения и транс­ляции человеком опыта предшествующих поколений во взаимодейст-вии с другими людьми, природной и социальной средой, накопления социального опыта; в узком смысле- процесс систематического и целенаправленного воздействия педагога или воспитывающего на ре­бенка или воспитываемого с целью адаптации второго к окружающей его природно-социальной среде и формирования у. него качеств, со­ответствующих социальному заказу общества и, как следствие, вы­двигаемым целям и задачам воспитания.

Сущность воспитания:целостность, целенаправленное, орга­низованное взаимодействие субъектов деятельности (ведущего — ве­домого, воспитателя — воспитанника), направленное на формирование гармоничной индивидуализированной личности воспитуемого, субъ­екта деятельности, принимающего на себя ответственность за качест­во жизни и труда.

Проблемы психологии воспитания:

1) выявление механизмов, закономерностей процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирование мировоззрения, убеждений, ценностных установок в условиях учебной и воспита­тельной деятельности субъектов образования;

2) соотношение и разграничение воспитания, обучение и социа­лизации;

3) зависимость формирования различных свойств личности от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

4) структурирование детских и юношеских коллективов и их ро­ли в формировании личности ребенка;

5) формирование мотивационной сферы ребенка, ее направлен­ности и нравственных установок;

6) условия и последствия социальных и эмоциональных депри-ваций.

Междисциплинарный подход к воспитаниюв различных на­учных областях:

- в социологии: рассматривает структуру и содержание деятель­ности различных социальных групп и институтов, которые выполня­ют воспитательные функции.

- в педагогике: рассматривает цели и задачи воспитания, его средства и методы, способы их реализации на практике, а также со­держание воспитания.

- в психологии: рассматривает воспитание как всеобщую форму психического развития.

- в философии: рассматривает под углом зрения становления человека, изучает место системы воспитания, образования в общест­ве.

- в истории: изучает становление и преобразование учебно-воспитательных институтов, целей, содержания и методов воспита­ния в различные исторические эпохи.

Формы усвоениянравственных норм, становления мировоззре­ния и убеждений: 1) непосредственно-эмоциональное общение; 2) предметно-манипулятивная деятельность; 3) игровая деятельность; 4) учебная деятельность; 5) общественно-полезная деятельность; 6) собственно трудовая деятельность.

Соотношение воспитания, формирования, социализации и ста­новления личности ребенка

Воспитание- целенаправленный процесс формирования лично­сти с помощью педагогических воздействий в соответствии с опреде­ленным социально-педагогическим идеалом.

Формирование- процесс изменения личности в ходе взаимо­действия ее с реальной действительностью, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности.

Социализация- процесс формирования личности в определен­ных социальных условиях, в ходе которого ребенок усваивает соци­альный опыт.

Становление- термин, обозначающий достижение ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоя­тельно выстраивать свое поведение, осознавать свои поступки и про­изводить относительно устойчивый выбор.

Принципы воспитания:1) аксиологический, формирующий иерархию социально-культурных ценностей воспитанника; 2) субъект-ности, инициирующий свободу самовыражения, осмысленный выбор жизненно важных решений; 3) другодоминантности, выстраивающий позицию принятия ребенка как данности, уважения истории его пер­сональной жизнедеятельности.

Способы влияния в воспитании:1) убеждение - через систему доводов, пожеланий и предложений; 2) внушение (суггестия) - через снятие психологических фильтров по отношению к новой информа­ции; 3) подражание - через инициацию следования примеру или об­разцу; 4) заражение - через значимое эмоционально привлекательное поведение (бессознат., невольная подверженность).

Наши рекомендации