Учение о деятельности. Структура деятельности.
Ведущие виды деятельности. Осознание и автоматизированные
Компоненты деятельности
Деятельность— форма бытия и способ существования человека, его активность, направленная на целесообразное изменение и преобразование окружающего мира.
Учение о деятельности базируется на теориях А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна, основанных на зависимости протекания и развития различных психических процессов от содержания и структуры деятельности.
Деятельность человека:
- носит продуктивный, творческий, созидательный характер;
- связана с предметами материальной и духовной культуры;
- преобразует его самого;
- есть продукт истории;
- обеспечивает сознание материальных условий жизни человека, удовлетворение естественных человеческих потребностей;
— является сферой реализации человеком своего личного потенциала, достижения жизненных целей, успехов;
— создает условия для самореализации в системе общественных отношений, для реализации его социальных интересов, обеспечивает познание и преобразование окружающего мира.
Структура деятельностисостоит из 2-х сфер: потребностно-мотивационной и операционально-исполнительной.
Мотиваминазываются те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают её к определенной деятельности.
Виды мотивов:
-материальные;
-социальные;
— духовые;
— органические.
Потребности- это предпосылка психической активности, возникающая в результате рассогласования реального состояния индивида, социальной общности с оптимальными для них состояниями; испытываемая человеком необходимость устранения отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для него как биологического существа, индивида и личности.
Потребности классифицируют по двум основаниям:
1) по происхождению:
- естественные потребности - потребности, связанные с необходимостью сохранения и поддержания жизни человека и его потомства;
— культурные потребности — потребности, в которых выражается зависимость активной жизни человека от продуктов человеческой культуры;
2) по характеру предмета:
- материальные потребности - потребности, в которых выявляется зависимость человека от материальной культуры;
- духовные потребности — потребности, в которых выявляется зависимость человека от продуктов общественного мнения.
Структура деятельности воплощена в ее основных составляющих: действиях и операциях. Это относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, которые подчинены общему мотиву.
Действия подразделяются на следующие виды: — материальные(реальное преобразование объекта с целью установления его свойств);
- рецептивные(идеальное преобразование реальных или зна-ково-символических объектов в плане восприятия); речевые; умственные (действия во внутреннем плане).
В каждом действии выделяются его компоненты:моторные (двигательные); центральные (мыслительные); сенсорные (чувствительные).
Компоненты действий выполняют функцииисполнения, регулирования, контроля действий.
Способы осуществления действий называются операциями,которые зависят от личности субъекта деятельности, от условий ее выполнения, от имеющихся у человека инструментов и средств осуществления действий. В качестве средства осуществления деятельности человеком могут быть использованы инструменты. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной.
Ведущие виды деятельности
В процессе своего индивидуального развития каждый человек включается в следующие виды социальной активности (деятельности): общение, игра, учение и труд.
Общение- это вид деятельности, в котором люди обмениваются информацией, проявляют отношение друг к другу и выстраивают взаимодействие.
Игра— вид непродуктивной деятельности человека, целью которой может выступать усвоение социального опыта. Игры имитируют реальные ситуации, включают их участников в игровые отношения.
Учение- специфический вид человеческой деятельности, целью которого является творческое усвоение человеком знаний, умений и навыков.
Труд- вид организованной деятельности человека, целью которой является создание предметов материальной и духовной культуры, усовершенствование орудий труда, преобразование условий деятельности.
Компоненты деятельности
Любая деятельность имеет внутренние и внешние компоненты. К внутренним компонентам деятельности относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, психические процессы и состояния, участвующие в управлении и регуляции деятельностью со стороны центральной нервной системы.
К внешним компонентам деятельности можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности. Соотношение внутренних и внешних компонентов не является постоянным: по мере развития деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние. Этот процесс называется интериоризацией.Существует и обратный процесс — экстериоризация,суть которой в том, что сокращенные автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются, проявляются из внутреннего плана во внешний, сознательно контролируемый.
В качестве компонентов деятельности выступают умения, навыки и привычки.Умения являются сознательно контролируемыми ее частями, которые позволяют человеку добиваться целей деятельности с максимальной эффективностью. Умения включают автоматизированные, реализуемые на уровне бессознательного контроля навыки. Умения и навыки могут быть познавательными, теоретическими и практическими, а их формирование происходит путем систематических упражнений. Непродуктивный элемент деятельности -привычка выполняется человеком механически и не имеет сознательной цели. В отличие от навыка привычка может в некоторой степени сознательно контролироваться, а в отличие от умения — не всегда предстает как полезная.