Становление психологии как науки
Становление психологии как науки
Первые воззрения о душе были разнообразны. Вершиной античного учения является трактат Аристотеля «О душе»,где выделяются пять основных органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Демокрит считал, что психика материальна и состоит из атомов; утверждал, что познание мира происходит через органы чувств.
В эпоху Возрождения Р. Декартопределяет интроспекцию (самонаблюдение) как основной метод психологии. Вводится термин «психология». К концу XVIII века в качестве ведущего направления выделяется эмпирическая, или опытная, психология.
XVIII век в истории научной психологии связан с развитием ассоциативного учения. Психология выделяется в самостоятельную науку. В 1879 году в Лейпциге В. Вундтомбыла основана экспериментальная психологическая лаборатория, психология становится экспериментальной областью научного знания.
В России И. М. Сеченовв своем труде «Рефлексы головного мозга»заложил основы новой эмпирической психологии. И. П. Павлов открыл условный рефлекс как механизм научения. Конец XIX века — кризис психологической науки. Возникшие проблемы различными направлениями науки решались по-разному (бихевиоризм - Дж. Уотсон; гештальтпсихология - М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер; глубинная психология — К. Юнг, А. Адлер). Эти направления разрабатывались в начале XX в. Во второй половине XX в. в психологии стали применяться методы математики, кибернетики, информатики.
Современная психология в XXI в. развивается в русле решения прикладных задач общества, что привело к идее создания разветвленной психологической службы в образовательной системе.
Наряду с психологами-учеными появляются практические психологи. Они работают в образовании, на предприятиях, в армии, в медицине, в спорте. Практические психологи используют новые методы психокоррекционной работы: аутотренинг, методы индивидуальной психокоррекции, психоанализ, методы групповой психокоррекции, методы арттерапии. В соответствии с этим выделяется круг решаемых ими проблем:
1) решение практических задач, поставленных современным обществом;
2) создание психологических служб;
3) повышение уровня психологической образованности людей разных профессий и сфер деятельности;
4) специализация на узкую направленность деятельности профессиональных практических психологов.
Учение о деятельности. Структура деятельности.
Ведущие виды деятельности. Осознание и автоматизированные
Компоненты деятельности
Деятельность— форма бытия и способ существования человека, его активность, направленная на целесообразное изменение и преобразование окружающего мира.
Учение о деятельности базируется на теориях А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна, основанных на зависимости протекания и развития различных психических процессов от содержания и структуры деятельности.
Деятельность человека:
- носит продуктивный, творческий, созидательный характер;
- связана с предметами материальной и духовной культуры;
- преобразует его самого;
- есть продукт истории;
- обеспечивает сознание материальных условий жизни человека, удовлетворение естественных человеческих потребностей;
— является сферой реализации человеком своего личного потенциала, достижения жизненных целей, успехов;
— создает условия для самореализации в системе общественных отношений, для реализации его социальных интересов, обеспечивает познание и преобразование окружающего мира.
Структура деятельностисостоит из 2-х сфер: потребностно-мотивационной и операционально-исполнительной.
Мотиваминазываются те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают её к определенной деятельности.
Виды мотивов:
-материальные;
-социальные;
— духовые;
— органические.
Потребности- это предпосылка психической активности, возникающая в результате рассогласования реального состояния индивида, социальной общности с оптимальными для них состояниями; испытываемая человеком необходимость устранения отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для него как биологического существа, индивида и личности.
Потребности классифицируют по двум основаниям:
1) по происхождению:
- естественные потребности - потребности, связанные с необходимостью сохранения и поддержания жизни человека и его потомства;
— культурные потребности — потребности, в которых выражается зависимость активной жизни человека от продуктов человеческой культуры;
2) по характеру предмета:
- материальные потребности - потребности, в которых выявляется зависимость человека от материальной культуры;
- духовные потребности — потребности, в которых выявляется зависимость человека от продуктов общественного мнения.
Структура деятельности воплощена в ее основных составляющих: действиях и операциях. Это относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, которые подчинены общему мотиву.
Действия подразделяются на следующие виды: — материальные(реальное преобразование объекта с целью установления его свойств);
- рецептивные(идеальное преобразование реальных или зна-ково-символических объектов в плане восприятия); речевые; умственные (действия во внутреннем плане).
В каждом действии выделяются его компоненты:моторные (двигательные); центральные (мыслительные); сенсорные (чувствительные).
Компоненты действий выполняют функцииисполнения, регулирования, контроля действий.
Способы осуществления действий называются операциями,которые зависят от личности субъекта деятельности, от условий ее выполнения, от имеющихся у человека инструментов и средств осуществления действий. В качестве средства осуществления деятельности человеком могут быть использованы инструменты. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной.
Ведущие виды деятельности
В процессе своего индивидуального развития каждый человек включается в следующие виды социальной активности (деятельности): общение, игра, учение и труд.
Общение- это вид деятельности, в котором люди обмениваются информацией, проявляют отношение друг к другу и выстраивают взаимодействие.
Игра— вид непродуктивной деятельности человека, целью которой может выступать усвоение социального опыта. Игры имитируют реальные ситуации, включают их участников в игровые отношения.
Учение- специфический вид человеческой деятельности, целью которого является творческое усвоение человеком знаний, умений и навыков.
Труд- вид организованной деятельности человека, целью которой является создание предметов материальной и духовной культуры, усовершенствование орудий труда, преобразование условий деятельности.
Компоненты деятельности
Любая деятельность имеет внутренние и внешние компоненты. К внутренним компонентам деятельности относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, психические процессы и состояния, участвующие в управлении и регуляции деятельностью со стороны центральной нервной системы.
К внешним компонентам деятельности можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности. Соотношение внутренних и внешних компонентов не является постоянным: по мере развития деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние. Этот процесс называется интериоризацией.Существует и обратный процесс — экстериоризация,суть которой в том, что сокращенные автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются, проявляются из внутреннего плана во внешний, сознательно контролируемый.
В качестве компонентов деятельности выступают умения, навыки и привычки.Умения являются сознательно контролируемыми ее частями, которые позволяют человеку добиваться целей деятельности с максимальной эффективностью. Умения включают автоматизированные, реализуемые на уровне бессознательного контроля навыки. Умения и навыки могут быть познавательными, теоретическими и практическими, а их формирование происходит путем систематических упражнений. Непродуктивный элемент деятельности -привычка выполняется человеком механически и не имеет сознательной цели. В отличие от навыка привычка может в некоторой степени сознательно контролироваться, а в отличие от умения — не всегда предстает как полезная.
Классификация способностей
Общие способности - способности, отвечающие требованиям не одного, а многих видов деятельности. Они связаны с развитием интеллекта и определенных особенностей личности (готовность к труду, высокая работоспособность; черты характера - внимательность, наблюдательность, целенаправленность; развитие творческого мышления, гибкость ума, умение ориентироваться в сложных ситуациях, адаптивность, высокая продуктивность умственной деятельности). Общие способности выступают как социально-психологическая основа развития специальных способностей к определенному виду деятельности (преподавательской, инженерной, музыкальной и т. п.).
Специальные способности - способности, отвечающие более узкому кругу требований данной конкретной деятельности (например,
математические, конструктивно-технические, музыкальные, художественные, организаторские, педагогические).
Раннее проявление способностей выражается в детской одаренности.
Одаренность — это совокупность ряда способностей, обуславливающих особенно усиленную деятельность человека в определенной области и выделяющих его среди других лиц.
Более позднее проявление способностей в определенной деятельности, выражающееся в оригинальности и новизне подхода, сопровождающееся достижениями наиболее высоких результатов, называют талантом.
Гениальность - это высшая степень одаренности, позволяющая достигать выдающихся результатов, которые являются достижениями эпохи.
1. 12. Восприятие как психический процесс: свойства, виды, законы и закономерности. Восприятие пространства и времени,
Виды восприятий
1) В зависимости от форм отражения:
- восприятие пространства — представляет собой отражение формы, величины, взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся;
- восприятие времени — отражение объективной действительности, скорости и последовательности явлений действительности;
— восприятие движений - отражение изменения положения, которое объект занимает в пространстве.
2) В зависимости от цели:
- преднамеренное — характеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель; оно связано с волевыми усилиями человека;
— непреднамеренное — восприятие, при котором окружающие предметы воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.
3) В зависимости от организации:
— организованное — целенаправленное планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира;
- неорганизованное - обычно непреднамеренное восприятие окружающей действительности.
4) В зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора: зрительное, обонятельное, слуховое и т. д.
5) В зависимости от особенности воспринимаемого объекта: человек-человеком.
Ощущения— это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Органы чувств — это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга.
Физиологической основой ощущений является деятельность анализатора, который состоит из: а) рецепторов, воспринимающих раздражения нервных аппаратов, находящихся на периферии центральной нервной системы; б) проводящих, центростремительных (афферентных) нервных путей, по которым возбуждения, возникающие в рецепторах, передаются в соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга; в) центральных и корковых отделов анализаторов, где происходит обработка нервных сигналов, поступающих от рецепторов.
Для возникновения какого-либо ощущения раздражитель должен иметь определенную величину интенсивности.
Минимальная величина раздражения, которая вызывает едва заметное ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущения.
Верхний абсолютный порог ощущения - максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает исчезновение ощущения или болевое ощущение.
Порог различения, или дифференциальный порог, — едва ощутимое минимальное различение в силе двух однотипных раздражителей.
Классификации ощущений
По контакту с раздражителем:
- дистантные (слуховые, зрительные, обонятельные);
- контактные (кожные, вкусовые, органические).
По распределению рецептора:
— интроцептивные (ощущения боли, равновесия, ускорения); - проприоцептивные (мышечно-двигательные ощущения);
— экстероцептивные (зрительные, обонятельные, вкусовые, слуховые, тактильные).
Интроцептивные ощущенияотражают состояния внутренних органов: болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и являются своеобразным проявлением защитных функций организма. Ощущение равновесия обеспечивает вертикальное положение тела. Ощущение ускорения - ощущение, отражающее развивающиеся при движении человека центробежные и центростремительные силы.
Проприоцептивные ощущенияотражают состояния движения тела. С помощью мышечно-двигательных операций человек получает информацию о положении тела в пространстве, взаимном расположении его частей, сокращений, растяжений, расслаблений мышц.
Экстероцептивные ощущенияотражают свойства предметов и явлений окружающего мира. С помощью зрительных ощущений человек способен различать свет, цвет. С помощью слуховых ощущений человек воспринимает речь других людей, различные звуки. С помощью вкусовых определяет качественные особенности принимаемой пищи и находится в зависимости от чувства голода. С помощью обонятельных ощущений различает распространенные в воздухе летучие вещества и запахи. Тактильные ощущения совместно с мышечно-двигательными составляют осязание, с помощью которого человек отражает качественные особенности предметов: гладкость, плотность.
Свойства ощущений
Качество- основная особенность ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида.
Интенсивность— количественная характеристика ощущения, определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.
Длительность- временная характеристика ощущения, определяется функциональным состоянием органов чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью.
Пространственная локализация— пространственный анализ, основанный дистантными рецепторами, дает человеку сведения о локализации раздражителя в пространстве.
Взаимодействие ощущений
Адаптация- изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя. Виды адаптации:
— адаптация как полное исчезновение ощущений;
— притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя; повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя.
Взаимодействие ощущений — изменение чувствительности под влиянием раздражителей других органов чувств.
Сенсибилизация— повышение чувствительности анализаторов в связи с возбудимостью головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов.
Синестезия- возникновение под влиянием раздражителя первого анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.
Воспитательных технологий
Понятие воспитанияв педагогической психологии: в широком смысле — социализация, процесс и результат усвоения и трансляции человеком опыта предшествующих поколений во взаимодейст-вии с другими людьми, природной и социальной средой, накопления социального опыта; в узком смысле- процесс систематического и целенаправленного воздействия педагога или воспитывающего на ребенка или воспитываемого с целью адаптации второго к окружающей его природно-социальной среде и формирования у. него качеств, соответствующих социальному заказу общества и, как следствие, выдвигаемым целям и задачам воспитания.
Сущность воспитания:целостность, целенаправленное, организованное взаимодействие субъектов деятельности (ведущего — ведомого, воспитателя — воспитанника), направленное на формирование гармоничной индивидуализированной личности воспитуемого, субъекта деятельности, принимающего на себя ответственность за качество жизни и труда.
Проблемы психологии воспитания:
1) выявление механизмов, закономерностей процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирование мировоззрения, убеждений, ценностных установок в условиях учебной и воспитательной деятельности субъектов образования;
2) соотношение и разграничение воспитания, обучение и социализации;
3) зависимость формирования различных свойств личности от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
4) структурирование детских и юношеских коллективов и их роли в формировании личности ребенка;
5) формирование мотивационной сферы ребенка, ее направленности и нравственных установок;
6) условия и последствия социальных и эмоциональных депри-ваций.
Междисциплинарный подход к воспитаниюв различных научных областях:
- в социологии: рассматривает структуру и содержание деятельности различных социальных групп и институтов, которые выполняют воспитательные функции.
- в педагогике: рассматривает цели и задачи воспитания, его средства и методы, способы их реализации на практике, а также содержание воспитания.
- в психологии: рассматривает воспитание как всеобщую форму психического развития.
- в философии: рассматривает под углом зрения становления человека, изучает место системы воспитания, образования в обществе.
- в истории: изучает становление и преобразование учебно-воспитательных институтов, целей, содержания и методов воспитания в различные исторические эпохи.
Формы усвоениянравственных норм, становления мировоззрения и убеждений: 1) непосредственно-эмоциональное общение; 2) предметно-манипулятивная деятельность; 3) игровая деятельность; 4) учебная деятельность; 5) общественно-полезная деятельность; 6) собственно трудовая деятельность.
Соотношение воспитания, формирования, социализации и становления личности ребенка
Воспитание- целенаправленный процесс формирования личности с помощью педагогических воздействий в соответствии с определенным социально-педагогическим идеалом.
Формирование- процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности.
Социализация- процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе которого ребенок усваивает социальный опыт.
Становление- термин, обозначающий достижение ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно выстраивать свое поведение, осознавать свои поступки и производить относительно устойчивый выбор.
Принципы воспитания:1) аксиологический, формирующий иерархию социально-культурных ценностей воспитанника; 2) субъект-ности, инициирующий свободу самовыражения, осмысленный выбор жизненно важных решений; 3) другодоминантности, выстраивающий позицию принятия ребенка как данности, уважения истории его персональной жизнедеятельности.
Способы влияния в воспитании:1) убеждение - через систему доводов, пожеланий и предложений; 2) внушение (суггестия) - через снятие психологических фильтров по отношению к новой информации; 3) подражание - через инициацию следования примеру или образцу; 4) заражение - через значимое эмоционально привлекательное поведение (бессознат., невольная подверженность).
Юношеского возраста
Психологи расходятся в определении возрастных границ юности.
В западной психологии:12-14-25 лет. В отечественной науке
юность определяется в границах 14-18 лет. Возраст 15-17 лет называют юношеским (возрастом ранней юности). В юношеском возрасте
в основном:
- завершается физическое развитие организма;
— заканчивается половое созревание.
Особенности психического развития во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития.Возможно существование, как минимум, двух ведущих деятельностей.
Социальной перцепции
Социальная перцепция- процесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы.
Особенности социальной перцепции:активность, целостность, мотивированность.
Социальная перцепция проявляется как:
1) восприятие членами группы (другой группы, членов другой группы);
2) восприятие человеком (самого себя, своей группы, «чужой группы»);
3) восприятие группой (своего человека, членов другой группы);
4) восприятие группой другой группы.
Процесс социальной перцепции представляет собой деятельность его субъекта (наблюдателя) по оценке внешнего облика, психологических особенностей, действий и поступков наблюдаемого лица или объекта, в результате которой у субъекта социальной перцепции складывается конкретное отношение к наблюдаемому и формируются определенные представления о возможном поведении конкретных людей и групп.
Факторы успешности (точности) социального восприятия зави-гят от:
1) личностных качеств субъектов восприятия:
- психологической чувствительности;
- знания возможностей, трудностей восприятия другого человека;
- навыков и умений восприятия и наблюдения;
- условий, в которых осуществляется социальная перцепция.
2) особенностей проявления механизмов восприятия у его субъектов:
— веры в «первый взгляд»;
- прислушивания к мнению других людей;
— психологического состояния;
- упрощения.
Функции социального восприятия:познание себя, познание партнеров по взаимодействию, установление эмоциональных отношений, организация совместной деятельности.
Механизмы социального восприятия:
1) стереотипия(стереотипизация) - понимается устойчивый образ или представление, о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы;
2) идентификация- социально-психологический процесс познания личностью или группой других людей в ходе непосредственных или опосредованных контактов с ними;
3) эмпатия- эмоциональное сопереживание другому человеку;
4) аттракция— форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему;
5) рефлексия- механизм самопознания в процессе взаимодействия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению;
6) каузальная атрибуция— механизм интерпретации поступков и чувств другого человека; схемы причинности: личностная атрибуция, обстоятельственная атрибуция, стимульная атрибуция.
Обследования дошкольников
Психодиагностическое обследование детей имеет некоторые особ-ти, обусловленные спецификой возраста, влияние ведущего для того или иного возраста вида деят., уровнем развития индивидуально-типологических характеристик, отраж-х соц.адаптированность в среде, коммуникативные способ-ти. Дети дошк.возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание кот-х необходимо для того, чтобы получать достоверные рез-ты в процессе их психодиагност.исслед-я К этим особ-ям относится сравнит-но низкий уровень сознания и самосознания. Приобретение произвольности в процессе познават.деят. начинается у ребенка с 3-4хлетнего возраста и завершается к концу подросткового. Поэтому следует иметь в виду, что тестовые задания для детей дошк. Возр-а не должны требовать от реб-а высокоразвитого произвольного управ-я своими познават.процессами. Чтобы правильно судить об уровне развития, достигнутом реб-ом, необ-мо тестовые задания подбирать так,чтобы они были одновременно рассчитаны как на произвольный, так и на непроизв-й уровень регуляции когнитивной сферы. Психодиагностика должна быть направленной на детальное изучение разв-я природных, непроизв-х познават. Процессов и на своевременное обнаружение и точное описание произвол-х когнитивных действий и реакций. Методы личностной и поведенческой психодиагностики детей до 4хлетнего возраста не должны включать в себя такие задания и вопросы, кот-е ориентированы на самосознание реб-а и предполагают с его стороны оценку собств-х личностных качеств. Детям от 4до 6 лет можно уже предлагать личностные и поведенческие опросники, кот-е ориентированы на адекватную самооценку, но данные возмож-ти реб-а все еще не безграничны.
Задачи психодиагностического обследования:получение данных, нужных для диагностики, необходимость изучения динамики психического развития, хар-р психич. развития, степень выраж-ти уиств-й отсталости или психич. дефекта в связи с перенесенным психич. заболев-ем; научная цель психодиагностического обследования (для анализа еще недостаточно изученных психич.новообразований детей; статистич.достоверность полученных данных).
11.1 Ситуация успеха и алгоритм ее создания.
Климата в учебной группе
Ситуация успеха:субъективное проживание ребенком личностных достижений в контексте персональной жизнедеятельности; сопоставление реальных результатов и сегодняшних усилий ребенка с результатами вчерашних усилий и перспективных завтрашних позиций его самореализации.
Назначение ситуации успеха:
- активизация и амплификация развития личности ребенка;
- оптимизация развития личности ребенка (нахождение наиболее благоприятных, необходимых и достаточных условий для самораскрытия);
- максимальное развитие общих и специальных способностей, физических и духовных сил личности ребенка.
Условия создания ситуации успеха:
- доброжелательностьк ребенку с целью снятия у него психофизического напряжения;
- снижение уровня тревожности и страхасредствами субъ-ектности взаимодействия, открытой педагогической позиции (кине-сики тела, пластики, мимики, пантомимики, жестики, такесики, контакта глаз, праксемики);
- скрытое инструктированиев выполнении учебных действий и реализации взаимодействия с взрослыми, сверстниками и детьми других возрастных категорий;
- авансирование задатков, способностей и личностных качеств,которые ребенок «еще не успел проявить» с использованием механизмов функции возвышения в педагогическом общении;
— подчеркивание персональной исключительностиребенка в выполнении учебных действий и общественно-полезных поручений;
- педагогическая суггестия,направленная на формирование в ребенке уверенности в собственных силах, способностях и возможностях самореализации средствами вербалики и кинесики;
- высокая оценка качествапродуктов учебной и внеучебной деятельности;
- поощрение проявлений субъектностиребенка в индивидуальной и групповой деятельности.
Субъектность как способность личности:
- осознавать индивидуализированную свободу выражения собственных чувств, мыслей, потребностей, желаний, воли, социализированных отношений;
- принимать на себя ответственность за собственные действия и поступки;
- осмысленно взаимодействовать с миром людей и миром вещей.
Формирование субъектности ребенка:«Я» — сообщение —»• «Мы» - сообщение —» рефлексия действий —> оценка действий —> планирование новых.
Выражение педагогом чувств по отношению к ребенкукак условие моделирования ситуации успеха:
- «Я» - высказывание чувств в культуросообразной форме;
- констатирующее последовательное описание действий ребенка, воодушевленная безоценочная позитивная констатация личностных достижений ребенка;
- установление границ взаимодействия ребенка с другими людьми и предметами учебной деятельности;
- отражение чувств ребенка в ответных поведенческих и вербальных реакциях; «да - да» или «ага» — общение, поддерживающее потребность ребенка во взаимодействии с взрослым;
- эмпатийное слушание, отражающее актуальные чувства и переживания ребенка;
- адаптивное активное слушание - перифраз (пересказ). Принципы формирования субъект-субъектных отношений в
ситуации успеха:
- диалогизациипсихолого-педагогического взаимодействия (позиция соучастия, совоспитания и сотрудничества);
- проблематизации(актуализация исследовательской активности ребенка, самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем), создание условий для нравственного самосовершенствования);
- персонализации(ролевое взаимодействие, корректирующее стереотипные ролевые ожидания и нормативы);
- индивидуализации(в развитии и выявлении общих и специальных способностей ребенка, выборе природе- и культуросообраз-ных содержания, форм и методов его обучения и развития).
Влияние учебной группы на развитие личности ребенка:
- создает поле эмоционального заражения;
- создает поле интеллектуального напряжения;
- предоставляет возможность накопления сценариев поведенческих реакций;
- создает предпосылки и возможности индивидуализированного проявления себя в поступке.
Функции оптимизации групповой учебной деятельности:
1) достижение предметного результата (намеченной цели);
2) формирование отношенческого результата (ценностной значимости);
3) активизация осознанности ребенком собственной деятельности (субъектности).
Операции, обеспечивающие оптимальный психолого-педагогический климат в учебной группе:
1) определение целей деятельности, исполнителей, времени, объема, ограничение ее пространства;
2) мотивирование деятельности в рамках аксиологического (ценностного) подхода к ней, рефлексия социальной значимости данной деятельности, позитивная интерпретация групповой учебной деятельности, объективирование ценностного отношения как оптимальной нормы жизни;
3) активизация личностно-значимого смысла деятельности, дифференциация и индивидуализация социальных и учебных ролей каждого из участников групповой деятельности, групповая рефлексия актуализированных и прогнозирование последующих этапов деятельности.
Приемы формирования оптимального психолого-педагогического климата в учебной группе:
— осознание системы отношений в учебной группе (к Человеку, выполняемому делу, к группе в целом, к самому себе, к событиям, происходящим в группе, к педагогу, к социальным, этическим и нравственным нормам и частным отношениям);
— признание системы отношений как динамического поля группы;
— формирование у детей чувства защищенности и принятия в группе, понимания возможности активно проявлять свое «Я», вступая и деятельность и общение с детьми и педагогом;
- создание и поддержание атмосферы, соответствующей целям обучения, воспитания и развития личности детей;
- высказывание и демонстрация через действие или поступок педагогом и детьми ценностного отношения к возникающим в учебной аудитории ситуациям
Этноцентризм и национализм
Этноцентризм:ключевое понятие самосознания, социальная форма эгоцентризма, восприятие и интерпретация поведения членов других этносов через призму «своей» культуры; оценка различий между этническими группами по типу «мы лучше, они хуже», использование стандартов «своей» этнической группы для оценки «других» групп (У. Самнер, 1906г.).
Содержательный аспект этноцентризма(по Д. Кемпбеллу): естественность и правильность происходящего в «своей» этнической культуре, универсальность и верность обычаев, норм, социальных ролей, ценностей «своей» группы, предпочтение образа жизни «своей» группы всем остальным, чувство неприязни, дистанцированность по отношению к «внешним» группам, стремление быть составной частью и чувствовать свою принадлежность к более широкой социальной общности (групповая аффилиация).
Коррекция проявлений этноцентризма:осознание собственной этноцентрической позиции; принятие ограниченности современных знаний об историческом прошлом «своей» и инокультур, попытки проверить данные эмпирических исследований и теорий в рамках «других» этнических культур, формирование этнической толерантности, умения ценить лучшее из созданного человеческой цивилизацией вне зависимости от этнической принадлежности создателяНационализм:идеология, политика, система ориентации и чувств.
Источники национализма:
-протест против национального неравноправияв условиях политэтнических государств имперского типа (XIX в. - Австро-Венгрия,
- реакция на возможность утраты реально достигнутого уровня автономиивнутри политэтнического государства, реальная или воображаемая опасность потери независимого этноса;
- осознание ущерба в сфере экономики, использования ресурсов, территории, культуры страны другими государствами, метрополиями, народами (использование ресурсов Якутии Центром России, борьба за территорию между осетинами и ингушами);
- разжигание националистических чувствполитическими лидерами в ходе их борьбы за доступ к власти или удержание во власти;
- социальный компонент - конкуренция за рабочие местав престижных сферах деятельности между представителями доминирующей этнической группы и другими .группами как в самом государстве, так и с иммигрантскими группами;
— особо высокий экономический статуснекоторых диаспор-ных групп
- ситуации социальной и экономической депривации
- отсутствиесобственных положительных идентичностей и целевых установоку этнической группы
— психология маргинальных групппри отсутствии у членов этносов, имеющих признаваемые в обществе статус и достоинство (диффузный, пассивный тип национализма, принимающий агрессивную форму в стрессовых ситуациях);
- политический национализм,связанный с авторитарными и консервативными государственными ориентациями
Типы национализма
Гражданский(государственный, территориальный) отождествляется с патриотизмом
Этническийнационализм: политический и культурный. Политический этнонационализм как механизм достижения или