Дети-инвалиды: психологические проблемы и неожиданные открытия
Педагог-психолог МДОУ ЦРР ДС №73
первой квалификационной категории
Черноусова Е.А.
Право на образование гарантировано ребенку обществом с раннего возраста и одним из его аспектов является возможность посещать детский сад. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы соблюдался принцип социальной справедливости, и каждый ребенок мог получить дошкольное образование.
Сегодня детские сады выбирают в соответствии с запросами и ребенка и родителей. Работа педагогов, специалистов, услуги детского сада для детей – инвалидов востребованы родителями, нужны детям.
В МДОУ ЦРР ДС №73 функционируют две группы детей с нарушением интеллекта из них восемь детей – инвалидов. Для развития и воспитания детей-инвалидов, педагогический коллектив ведет работу по созданию условий в рамках единого реабилитационного развивающего пространства, способствующего коррекции, развитию, охране здоровья, социальной адаптации.
Сегодня в группах с детьми – инвалидами создана система коррекционно-психологического сопровождения с учетом особенностей и возможностей детей, разработаны коррекционные задания и упражнения для развития высших психических функций.
Диагностика не выступает как независимое направление в работе педагога-психолога. Она включена в более широкий психолого-педагогический контекст. Ведущим направлением в работе педагога-психолога является способность понять ребенка как особую индивидуальность и оказать ему помощь, для чего используются различные методики. Например, как тест детской апперцепции (САТ), авторов Беллак Л., Беллак С. – проективная методика, предназначенная для психологической диагностики эмоционального состояния, потребностей и личности детей в возрасте от 3 до 10 лет. При индивидуальном обследовании, сопровождающемся беседой, возможно использование отдельных картинок теста с целью выявления личностных реакций в той или иной ситуации. Такой подход дает возможность для коррекции поведения детей в ситуациях, возникающих у них при столкновении с какими-либо серьезными препятствиями на пути к достижению цели.
Дети- инвалиды, как правило, эмоционально нестабильны, тревожны, они не всегда адекватно реагируют на возникающие стрессы, трудности. Возможность для выхода отрицательных эмоций дает изобразительная деятельность.
Проективный тест «Несуществующее животное» позволяет выявить не только личностные проблемы ребенка, но и успокоиться, развить творческое воображение, скоррегировать мелкую моторику рук. Богатейший материал об особенностях эмоциональной сферы детей представляется при использовании методики О.Е. Шаповаловой («Особенности эмоциональной сферы учащихся вспомогательной школы»).
Исследования показали, что развитие детей-инвалидов, идет по особому пути. У них формируются специфические черты характера, поведения, личности. Заметив изменения в его настроении, поведении, сознании, мы должны реагировать на них. Поэтому изучение эмоционального мира каждого ребенка, устранение причин его душевного дискомфорта – главное в работе и педагога-психолога и воспитателей.
Полученная информация позволяет педагогу-психологу, учителю-дефектологу и воспитателю осознавать проблемы, вносить необходимые изменения в свою деятельность, межличностные отношения для улучшения психологического климата, отслеживания динамики.
Очень важно знать психолого-физиологические особенности, уровень умственного, психического и социального развития каждого воспитанника: ведь исключительные дети требуют к себе исключительного отношения. Особенно если ребенок взволнован, расторможен или агрессивен. В таких ситуациях для большинства необходима релаксация. Освободившись от мышечного напряжения, дети становятся спокойнее, эмоционально стабильные, адекватно реагируют на внутренние и внешние проблемы.
Релаксационным техникам по методу Бенсона научены и воспитатели, и дети. Они пригодны и доступны как для групповой, так и для индивидуальной релаксации. В любом случае упражнения очень полезны для снятия утомления. Минута отдыха на занятии или в режимных моментах помогают поддерживать работоспособность воспитанников. Эффективны релаксационные тесты в комплексе со спокойной расслабляющей музыкой. Методика нервно-мышечной релаксации служит для профилактики хронической утомляемости, нервно-психических срывов, создает чувство уверенности и покоя у детей.
Нравится нашим детям и терапевтические метафоры, сказки-метафоры. Устроившись удобнее, они слушают сказки, рассказы, истории, которые помогают им распознать и обозначить собственные переживания, проблемы. Вместо скучных нотаций они слушают волшебные истории из жизни принцев и принцесс, мира животных и мира предметов. В поступках героев они находят свои ошибки, узнают свои действия, отыскивают пути решения собственной проблемы. При этом нет скандалов, бесполезных нравоучений, а есть сказки-метафоры, которые помогают думать, развиваться и избавляться от проблем.
Если нет времени и нужно быстро реагировать на неадекватное поведение ребенка, на помощь приходит психокоррекционная сказка, которую может прочитать (лучше рассказать) педагог - психолог, учитель-дефектолог, воспитатель. Сказки из серии «Лесная школа» помогают решить проблему агрессии, истерики или изолированности ребенка и др. Сказка за сказкой накапливается бессознательный опыт разрешения множества жизненных ситуаций.
Коррекционная работа составляет основу работы с детьми-инвалидами педагога - психолога. Она предусматривает активное воздействие на развитие личности и индивидуальности ребенка. С этой целью мною проводятся еженедельные индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия для детей-инвалидов и детей с нарушением интеллекта. Для наших воспитанников характерна быстрая утомляемость, легкая отвлекаемость, низкий объем памяти, социально-эмоциональные нарушения. Все это учитывается при проведении занятий.
Важным направлением в коррекционной работе считаю игру как психологическое средство воздействия на личность ребенка. Ведь в игре важен не результат, а сам процесс. Эта особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, т.к., управляя содержанием игры, включая в нее определенные роли и правила, способствую развитию психических функций и личностных качеств.
В играх устраняются препятствия в межличностных отношениях, происходит более адекватная адаптация и специализация детей. Игротерапия выполняет три основные функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую.
С удовольствием становлюсь участником игры с детьми, радуюсь и огорчаюсь вместе с ними, благожелательно отношусь к ним, стараюсь передать детям эмоциональное тепло, так как ребенок раскрывается только тогда, когда чувствует себя в полной безопасности. Ценю самостоятельность, не тороплю ребенка в проявлении активности, опираюсь на все сильное, позитивное, так как это важнейшее условие психологической коррекции.
На занятиях проводится коррекция эмоционально-личностной сферы, развиваю у них навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми, что способствует гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.
Психологический тренинг, основанный на рефлексии, – трудная, а иногда и малодоступная форма работы с нашими воспитанниками. Но элементы тренинга, отдельные фрагменты использую в работе с детьми. Им нравится чувство «круга». Здесь они учатся справляться со стрессом, быть уверенными в сложных ситуациях, упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками общения, развивают волевые качества.
Т.о. Общая психолого-педагогическая работа с детьми-инвалидами приносит положительные результаты, такие как:
● группы функционируют и востребованы родителями;
● сложился психолого-педагогический коллектив единомышленников, понимающий необходимость ранней социализации детей - инвалидов, для того, чтоб эти дети были успешны в жизни;
● индивидуальные программы развития детей-инвалидов успешно реализуются педагогами;
● прослеживается положительная динамика в развитии детей;
● дети с удовольствием идут в детский сад, у них появились друзья и много положительных эмоций;
● собрали библиотеку методической литературы в помощь педагогам, работающим с детьми-инвалидами;
● родители, видя результаты образовательной работы с детьми (а они уже значительные), прислушиваются к советам и помогают педагогам;
● установился хороший контакт взаимодействия педагогов и родителей.
Это способствует успешной адаптации и социализации детей – инвалидов в дошкольном учреждении и в дальнейшей социальной жизни.
Волшебные дети
Педагог-психолог МДОУ ЦРР ДС №454
второй квалификационной категории
Залятова Я.Э.
Кто такие волшебные дети? Это дети, которые живут в своем сказочном мире, вне социума, избегая суеты и беспорядочности окружающей реальности. Вы, конечно, узнали в этом витиеватом описании ребенка с РДА или аутичным поведением-Любой специалист, столкнувшейся с таким ребенком в обычном массовом детском саду, а не в специализированных учреждениях, знает какая тяжелая и ответственная работа ему предстоит. Программу, или даже практические материалы, найти действительно очень трудно. Кроме того, необходимо найти подход и установить контакт с таким волшебным ребенком (специалисту в этот период тоже хочется стать волшебником страны 03).
Далее я представлю методический материал (на основе книги: Шоплер Э., Ланзинд М., Ватере Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6 лет): Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACH. – Минск: Издательство БелАПДИ «Открытые двери», 1997) и практические рекомендации по работе с такими детьми. Буду исходить из личного опыта работы с ребенком старшей возрастной группы, избегающего социальных контактов, с отсутствием сформированности речевой активности (отдельные звуки, очень редко слово, активный словарный запас 3-5 слов), навыки самообслуживания сформированы частично.
План коррекционной работы:
I. Установление контакта с ребенком.
II. Коррекционно-развивающая деятельность.
1. Развитие способности к подражанию.
2. Развитие восприятия.
3. Развитие познавательной деятельности.
4. Развитие тонкой моторики.
5. Развитие речи.
6. Расширение социальных контактов.
I. Установление контакта с ребенком.
Данный период может занять по времени от 1 до 4 недель, все зависит от психологических особенностей подопечного (у меня ушло на это 2,5 недели).
1. Для начала следует находиться с ребенком по 10-15 минут, при этом
избегая каких-либо контактов с ним (просто находится с ним в одном помещении).
2. Затем идет период адаптации к помещению, где будет происходить работа. Для этого ребенок вместе с мамой (или воспитателем, к которому он привык) и психологом посещают кабинет, получают вознаграждение (эмоциональное или материальное) и уходят обратно. Время пребывания каждый раз должно увеличиваться.
3. Затем мама (или воспитатель) должны, постепенно, выводиться из поля зрения ребенка. Например, сначала мама сидела рядом, потом на стульчике не далеко от стола, затем около двери кабинета, и, наконец-то, вне кабинета.
4. После того, как был налажен контакт с малышом, идет период закрепления полученных результатов.
II. Коррекционно-развивающая деятельность.
Далее будут представлены несколько упражнений в шести направлениях. Эти упражнения и направления следует комбинировать в зависимости от особенностей ребенка, его предпочтений и того времени, которое он может затратить, без ущерба для своего психо-эмоционального состояния.
Как рекомендация, может восприниматься совет начать работу с 1-2 направлений, и лучше всего с развития способности к подражанию. Способность к подражанию является предпосылкой для почти всех естественных учебных и воспитательных процессов. Так как у такой категории детей часто бывают особые проблемы в обучении подражанию, то необходимо прививать им имитационные способности, вместо того чтобы просто выжидать, пока они не овладеют ими самостоятельно слишком поздно или же в искаженном проявлении.
Естественно, что работу по расширению социальных контактов следует начинать тогда, когда ребенок будет к этому психологически готов.
1. Развитие способности к подражанию.
Сядьте за стол напротив Светы и обратите ее внимание на себя. Как только она посмотрит на Вас, скажите: «Света, где нос?» – и коснитесь при этом указательным пальцем своего собственного носа. Если Света не реагирует, возьмите своей другой рукой указательный палец Светы и коснитесь им ее носа, повторяя: «Света, где нос?» – и далее касаясь также своего собственного носа. Непосредственно поддержите ее, например, улыбаясь, хваля ее или давая ей что-то сладкое. Повторите это занятие несколько раз, чтобы Света начала правильно реагировать без поддержки. Каждый раз обращайте внимание на то, чтобы Света смотрела на Вас, когда Вы побуждаете ее к касанию носа. Вознаграждайте ее за каждую правильную реакцию. Если Света в состоянии правильно среагировать по меньшей мере в 9-10 случаях, то упражняйтесь с нею и с другими частями тела в следующем порядке: волосы, рот, глаза, уши.
2. Развитие восприятия.
Упражнение 1. Соотносить фигуры
Вырежьте маленькие прямоугольные карточки и нарисуйте на них фигуры. Изготовьте несколько таких фигур отдельно. Положите карточки на стол так, чтобы Федя мог охватить их одним взглядом. Дайте Феде в руку 1 фигурку и спросите: «Где другая?». Ведите его руку от одной карточки к другой, чтобы сравнить их. Если фигуры неодинаковые, говорите: «Нет, не подходит!» – и сравнивайте ее со следующей. Кода Вы попадете на нужную карточку, скажите: «Да, это подходит!» – и отложите обе карточки в сторону. Обращайте внимание на то, чтобы Федя точно видел, как Вы сравниваете фигуры. Повторяйте этот процесс до тех пор, пока не найдены совпадающие карточки. Сначала используйте за один раз только 3 фигуры, но постепенно увеличивайте количество и сложность фигур, если он делает успехи.
3. Развитие познавательной деятельности.
Упражнение 1. Соотносить предметы с их изображением.
Разложите картинки на столе, а соответствующие предметы оставьте у себя, чтобы Дима не отвлекался. Дайте ему один из предметов, и пусть он поставит его на соответствующее изображение. Сначала можно начать с одного предмета. Положите, например, изображение ложки и назовите ее. Попросите Диму положить ложку на ее изображение и поощрите его за это. Если таким образом он начнет соотносить предметы и их изображение, то положите 2 картинки, чтобы он выбрал нужный эквивалент. Положите, например, картинку ложки и ботинка на стол и дайте ему ложку. Если он положит ложку на нужное изображение, то скажите: «Да, ложка!» – и поощрите его. Если он попытается положить ложку не на нужное изображение, то повторите: «Ложка!» – и подведите его руку к нужному изображению. Повторите это действие, постепенно добавляя больше рисунков, пока он не сможет за один прием соотносить 5 рисунков.
4. Развитие тонкой моторики.
Упражнение 1. Совершенствование «захвата пинцетом».
Сядьте с Даниэлем за стол, положите перед ним кусок пластилина и рядом поставьте емкость. Возьмите его руку и помогите ему скатать пластилин в валик размером 1 -2 см. Покажите ему, как оторвать от конца валика кусочек пластилина, используя для этого большой и указательный пальцы. Подержите оторванный кусочек у него перед глазами, чтобы он мог видеть, как Вы держите. Скажите: «Вот сюда!» – и положите кусочек в емкость. Возьмите большой и указательный пальцы Даниэля и помогите ему также оторвать кусочек пластилина. Со словами «Вот сюда» подведите его руку к емкости. Повторите упражнение многократно и уменьшайте контроль рукой, когда почувствуете, что он начинает правильно использовать большой и указательный пальцы. Ему нужно знать точно, сколько кусочков он должен оторвать. Хвалите и награждайте его за каждое действие.
5. Развитие речи.
Упражнение 1. Назвать свое имя.
Когда Эмма будет понимать свое имя, научите ее соотносить имя с самой собой. Подойдите с ней к зеркалу, покажите ей ее отражение и многократно повторите ее имя. Пусть она покажет на себя и свое отражение. Скажите: «Кто это? Это Э…». Скажите лишь первую букву ее имени и называйте его полностью лишь тогда, когда она сделает попытку сама его произнести. Хвалите ее за каждую попытку. Постепенно называйте имя полностью. Чтобы научить ее называть свое имя, даже когда она не стоит перед зеркалом, важно предоставлять ей для этого много возможностей в течение дня.
6. Расширение социальных контактов.
Упражнение 1. Прятать и искать
Начните упражнение с того, что научите Антона прятаться. Пусть другой
ребенок сядет в комнате. Возьмите Антона за руку и скажите: «Спрячься от Саши!». Отведите его за дверь, кресло или под стол. Показывайте ему только три места, где можно спрятаться. Повторяйте слово «прятаться» во время всего упражнения. Проведите его к одному из указанных мест. Пусть кто-нибудь крикнет: «Где Антон?». Помогите Антону встать или поднять руку, чтобы показать, где он. Тот, кто звал, должен подойти к нему и обнять его. Когда Антон научится прятаться и показываться, когда его зовут, попросите кого-нибудь спрятаться в одном из трех мест. Когда воскликнете: «Где Саша?» – помогите Антону найти его, подбежать и обнять. Когда Антон начнет понимать эту игру, пусть прячется сам без помощи.