Стандартизация психодиагностического инструментария.
Сложившаяся ситуация такова, что каждый педагог-психолог в своем ОУ диагностирует детей по тем методикам, которые он считает нужным, что не позволяет увидеть единую картину развития и оставляет невыявленными многие особенности ребенка, характерные для каждого возрастного этапа. Помимо этого диагностике, как правило, подвергаются, прежде всего, познавательная сфера детей. Однако, согласно определению данному в Законе Российской Федерации под образованием понимается не только процесс обучения, но и целенаправленный процесс воспитания обучающихся.
Поэтому, определив возрастные этапы развития детей, требующие особого психолого-педагогического внимания, и выявив наиболее значимые психологические компоненты развития личности ребенка, опираясь на многолетний опыт работы педагогов-психологов образовательных учреждений Калининского района, мы составили диагностический комплекс.
Вид ОУ | Основные мероприятия | Методы диагностики | Дата сдачи отчета |
1 | 2 | 4 | 5 |
МДОУ | Адаптация детей к условиям ДОУ | ■ Наблюдение; ■ Анкетирование воспитателей и родителей; ■ Адаптационный лист. | 1 декабря |
Диагностика детей 2-3 лет | ■ Наблюдение; ■ Опрос воспитателей и родителей; ■ Диагностика уровня психического развития: ● «Психолого-педагогическое изучение детей 2-3-х лет» М.И.Стребелевой | 1 февраля | |
Диагностика готовности к обучению в школе | ■ Наблюдение во время и вне учебных занятий; ■ Опрос воспитателей и родителей; ■ Анализ продуктов деятельности; ■ Определение ведущей руки; ■ Диагностика уровня психического развития: ● «Методика определения готовности к школе» Л.А.Ясюковой (2 среза) | ноябрь апрель | |
МОУ начальная школа | Адаптация учащихся 1-х классов | ■ Наблюдение во время и вне учебных занятий; ■ Опрос учителей и родителей; ■ Анализ учебной деятельности и успеваемости; ■ Определение ведущей руки; ■ Диагностика уровня психического развития: ● «Диагностика готовности к обучению в школе» (форма Б) Н.Н.Мельниковой, Д.М.Полева, О.Б.Елагиной; ● «Несуществующее животное». | 1 декабря |
МОУ Начальная школа | Обученность 1-х классов | ■ Наблюдение во время и вне учебных занятий; ■ Опрос учителей и родителей; ■ Анализ учебной деятельности и успеваемости; ■ Диагностика уровня психического развития: ● методика «Диагностика уровня обученности детей, заканчивающих первый класс общеобразовательной школы» | 1 неделя мая |
МОУ Начальная школа | Диагностика готовности к переходу в 5 класс | ■ Наблюдение во время и вне учебных занятий; ■ Опрос учителей и родителей; ■ Анализ учебной деятельности и успеваемости; ■ Диагностика уровня психического развития: ● Инвариант методики «ГИТ» для определения готовности к переходу детей из начальной школы в основную школу. | До 10 апреля |
МОУ Основная школа | Адаптация учащихся 5-х классов | ■ Наблюдение во время и вне учебных занятий; ■ Опрос учителей и родителей; ■ Анализ учебной деятельности и успеваемости; ■ Анализ интеллектуального развития учащихся (инвариант методики «ГИТ»); ■ Диагностика уровня психического развития: ● «Методика определения уровня тревожности» Филлипса; ● «Школа зверей». | 1 декабря |
МОУ Основная школа | Профессиональное самоопределение учащихся 9 класс | ■ Наблюдение; ■ Анализ учебной деятельность и успеваемости; ■ Диагностика профессиональной направленности: ● «Опросник профессиональных предпочтений» (ОПП) Дж.Холланда; ● «Опросник профессиональной готовности» (ОПГ) Л.Н.Кабардовой. | До 15 января |
МОУ Основная школа | Психологическое сопровождение выпускников 9 классов в период подготовки и сдачи государственной (итоговой) аттестации | ■ Наблюдение во время и вне учебных занятий; ■ Опрос учителей и родителей; ■ Анализ учебной деятельности и успеваемости; ■ Диагностика эмоционально-волевой сферы: ● Модификация методики Кондаша «Шкала тревожности»; ● «Анкета» Э.Ховарда (стрессоустойчивость). | Март |
МОУ Средняя школа | Адаптация учащихся 10-х классов | ■ Наблюдение во время и вне учебных занятий; ■ Опрос учителей и родителей; ■ Анализ учебной деятельности и успеваемости; ■ Диагностика уровня психического развития: ● Тест «Самооценка психических состояний» А.Айзенка; ● «Автопортрет» | 1 декабря |
МОУ Средняя школа | Психологическое сопровождение выпускников 11 классов в период подготовки и сдачи государственной (итоговой) аттестации | ■ Наблюдение во время и вне учебных занятий; ■ Опрос учителей и родителей; ■ Анализ учебной деятельности и успеваемости; ■ Диагностика эмоционально-волевой сферы: ● Модификация методики Кондаша «Шкала тревожности»; ● «Анкета» Э.Ховарда (стрессоустойчивость) | Февраль |
Педагог-психолог ОУ, помимо обязательного диагностического минимума, может проводить дополнительные исследования, с использованием самостоятельно разработанных диагностических комплексов. На каждый диагностический комплекс разрабатывается программа, в которой указывается: актуальность, цель, характер обследования (одноразовое, многократное; периодичность или сроки), контингент (параллель в целом, возрастная категория и др.), используемые методики: автор, название, источник, психологические составляющие, где и кем рассматриваются результаты, а также список используемой литературы.
4. Развивающая и психокоррекционная работа
Содержание развивающей и психокоррекционной работы педагога-психолога ОУ.
Развивающая и психокоррекционная работа – активное воздействие педагога-психолога на процесс формирования личности ребенка. Для осуществления развивающей и психокоррекционной работы педагог-психолог разрабатывает и осуществляет:
■ программы, направленные на формирование личности с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе;
■ программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии;
■ программы психологической помощи детям и подросткам, оказавшимся в экстремальных и критических жизненных ситуациях.
Программы развивающей и психокоррекционной работы включают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть разрабатывается психологом совместно с педагогом, родителями или лицами, их заменяющими.
Развивающая и коррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы педагога-психолога с отдельными детьми, с группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с участием родителей, лиц, их заменяющих, других родственников ребенка.
Развивающие и коррекционные занятия могут быть индивидуальными и групповыми. Педагог-психолог использует уже существующие программы занятий, а также разрабатывает их самостоятельно, учитывая специфику каждого конкретного случая. Разработанные самостоятельно автором-психологом программы должны быть утверждены методическим объединением, советом.
Бывают ситуации, когда ребенку необходима помощь более узкого специалиста, чем школьный психолог. Тогда психолог в школе может рекомендовать другого специалиста.
Программы, используемые педагогом-психологом должны храниться в оформленном виде в соответствии со всеми требованиями.
Индивидуально-ориентированные профилактические программы, в которых отражены планы действия, всех специалистов и других взрослых, участвующих в сопровождении обучающегося (воспитанника), описаны названия проводимых мероприятий, формы проведения и сроки реализации оформляются в соответствии с теми же требованиями, что и программы групповой коррекционно-развивающей работы.