Методическое обеспечение работы педагога-психолога.
К методическому оснащению работы практического психолога ОУ можно отнести два вида инструментария: собственно-психологический инструментарий (методики, программы, и т.п.) и инструментарий, обеспечивающий психологическую деятельность (игровые материалы, технические (карандаши, фломастеры, пластилин и т.п.), вспомогательные (дискеты, СD-диски и т.п.)).
Отбор методического инструментария.
Выбор метода обследования один из сложных этапов диагностико-коррекционной работы педагога-психолога. Из всего многообразия существующих на данный момент диагностических методик необходимо уметь выбрать те, которые соответствуют целям и задачам исследования, а также целому ряду важных принципов. Эти принципы имеют непосредственное отношение к организации методического оснащения педагога-психолога, определяя необходимый минимум диагностических средств в работе начинающего специалиста. Перечислим эти принципы.
1. Имеющийся арсенал методик в кабинете педагога-психолога должен носить разнонаправленный характер, охватывая все стороны психической жизни человека, в том числе психические процессы, свойства, состояния, направленность личности, ее установки, ценностные ориентации, интеллектуальный уровень, особенности межличностного взаимодействия, стрессоустойчивость и поведенческие реакции в напряженных ситуациях и др.
2. В кабинете педагога-психолога должны быть методики для разных возрастных групп. Методики, разработанные в научной психологии и апробированные на практике, при использовании их в раннем возрасте требуют особой модификации, предусматривающей глубокий психологический анализ и грамотную интерпретацию комплекса разных показателей в их динамике. В детской психологии необходимо не только фиксировать внимание на том, что может выполнить ребенок в настоящее время, но и прогнозировать, что он в состоянии достичь в ближайшем будущем, какова его «зона ближайшего развития».
3. Должны быть представлены методики как для индивидуального, так для группового исследования.
4. Поскольку педагогу-психологу часто необходима оперативная информация, большое значение приобретают методики, не связанные с громоздкой процедурой обработки и позволяющие осуществить экспресс-диагностику.
5. Современные технологии позволяют оснащать кабинеты педагогов-психологов компьютерными диагностическими методиками, что значительно экономит время, снижает затраты на подготовку тестового материала и бланков, упрощает процедуру обработки результатов. Однако при несомненных преимуществах компьютерной психодиагностики не следует чрезмерно ею увлекаться, так как и диалог с компьютером не заменит непосредственного эмоционального общения клиента с психологом, когда включаются эмпатическое взаимодействие, принятие, доверительный контакт и чувство понимания, что и является целью обращения к психологу.
Требования к методикам. Методики, которые формируют методическую базу кабинета педагога-психолога, должны соответствовать определенным требованиям:
■ должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики;
■ должна быть четко выделена область применения, под которой подразумевается особая социальная среда или сфера общественной практики, контингент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, должностное положение);
■ содержание методики должно включать в себя четкое изложение процедуры обработки, статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестовых баллов;
■ методики должны быть проверены на репрезентативность, валидность и надежность в заданной области применения;
■ бланковые методики должны быть представлены на отдельных листах, тщательно выверены орфографически и грамматически;
■ методики, содержащие рисунки и текстовый материал, должны отличаться четкой типографской печатью.
Методики, не удовлетворяющие перечисленным выше требованиям, не могут признаваться профессиональным психодиагностическим средством. Практический психолог имеет право применять только аттестованные психодиагностические методики.
При формировании методической базы кабинета можно пользоваться примерным перечнем методик по их направленности:
■ Методики диагностики и изучения психологической готовности детей к обучению школе.
■ Методики уровня интеллектуального развития и общей осведомленности (степени обученности) детей.
■ Методики изучения эмоционально-волевой сферы детей и взрослых.
■ Методики изучения личностной сферы детей и взрослых.
■ Методики диагностики семейных отношений.
■ Методики профдиагностики и профориентационной работы.
■ Методики диагностики взаимоотношений в группе, между педагогом и ребенком.
■ Другие методики в зависимости от нужд конкретного ОУ (методики изучения уровня профессионализма педагогов, аудиозаписи психокоррекционной работы и др.).
Не менее важное значение имеет подбор психологических средств для коррекционной работы, в том числе разнообразный раздаточный материал: мячи, игрушки, детские поделки, мягкие шары-кресла, строительные и другие материалы, которые могут быть использованы в игротерапии или сказкотерапии.
Эффективность использования различных психологических средств воздействия существенно повышается при их комплексном применении как взаимодействующих и взаимодополняющих. Такой подход важен и в процессе психологической диагностики и последующей коррекции, и в сеансах психологической поддержки, снятия психоэмоционального перенапряжения, обучения навыкам саморегуляции. К таким средствам можно отнести, в частности, аудиовизуальные средства, игровые материалы, применяемые при игротерапии, музыкотерапии и терапии движением.
Педагог-психолог несет полную ответственность за реализацию программ коррекции и развития, эффективность рекомендаций и конечный результат.
Для оценки своей работы педагог-психолог может использовать специально разработанные анкеты. По результатам опроса, проводимого регулярно по окончании определенного цикла занятий, можно проанализировать адекватность подбора методических средств и развивающих программ индивидуальной работы с несовершеннолетними разного возраста, оценить динамику достижений ребенка (например, изменения уровня его личностной тревожности или стрессоустойчивости и т.п.).
При проведении проективных методик с детьми разного возраста следует учитывать особую ситуативно-обусловленную впечатлительность детской психики.
В работе со школьниками следует учитывать, что дети еще не вполне усвоили социальные нормы и для них «шкалы лжи» работают плохо или вообще не работают. Чем младше школьник, тем в меньшей степени для него пригодны опросники.
В методическое оснащение деятельности педагога-психолога входит и библиотека практического психолога.Литературу желательно подобрать, исходя из следующих позиций:
■ литература по общей психологии (включая словари);
■ литература по детской психологии;
■ литература по педагогической психологии;
■ диагностическая литература;
■ коррекционно-развивающая литература;
■ литература для родителей;
■ литература по организации психологической службы;
■ литература по правовым вопросам
■ периодические издания.
Данный список может быть расширен или более детализирован.