Организационно-методическая работа
Дата | Содержание работы | Примечание |
1 | 2 | 3 |
К организационно-методической работе относятся:
■ анализ и планирование деятельности;
■ курсы повышения квалификации;
■ анализ научной и практической литературы для подбора инструментария;
■ разработки развивающих и коррекционных программ;
■ участие в научно-практических семинарах, конференциях;
■ супервизорство;
■ посещение совещаний и методических объединений, оформление кабинета и т.д.
Протокол психодиагностического обследования.
Протокол – форма фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия педагога-психолога с ребенком или взрослым. Чаще всего протокол оформляется в форме таблицы либо свободного описания психологических процедур. Обязательна фиксация вводных данных с кодом ребенка, датой и временем проведения психологической процедуры. Некоторые методики и тесты имеют специальные формы протоколов. В этом случае они входят в пакет инструментария.
Особенность оформления данного вида документации заключается в том, что заполнение его происходит непосредственно в процессе того или иного вида психологической деятельности, т.е. во время выполнения диагностических или коррекционных заданий. Исключение составляют лишь протоколы бесед. Они чаще всего заполняются по окончанию процедуры. Это делается с целью создания более естественных условий для диалога.
Иногда целесообразно использовать диктофон при протоколировании процедур, предусматривающих активную вербальную деятельность, что помогает сфокусировать внимание на других важных показателях (например, личностно-эмоциональные проявления, смена ролевых позиций и т.д.)
Ниже представлен один из вариантов оформления протокола психолого-педагогического обследования.
Протокол психолого-педагогического обследования дошкольника
Ф.И. ребенка_________________________________________________________
Возраст (год рождения)_______________________________________________
Образовательное учреждение ____________________ Группа _______________
Дата обследования__________________
Общие сведения
Легко ли вступает в контакт при обследовании____________________________
Представление ребенка о себе и ближайшем окружении____________________
____________________________________________________________________
(точность представлений)
Характеристика интеллектуальной деятельности
Особенности восприятия:
Восприятие предмета, картинки (узнавание предмета в схематическом, пересекающемся изображении)_________________________________________
Выделение в предмете существенных деталей, частей_____________________
Умение дорисовать предмет____________________________________________
Восприятие величины_________________________________________________
Восприятие цвета:
а) соотносит ли цвет__________________________________________________
б) различает ли цвета __________________________________________________
в) различает и знает ли названия цветов__________________________________
Восприятие формы:
а) знает, дифференцирует основные геометрические фигуры_________________
б) узнает формы в рисунке, в предмете___________________________________
Восприятие пространства:
а) различает правую и левую стороны на своем теле, на теле другого человека_________________________________________________________
б) может сложить разрезную предметную картинку (по вертикали, горизонтали, диагонали)__________________________________________________________
в) ориентируется в пространстве________________________________________
г) понимание предлогов (простых, сложных)______________________________
Восприятие времени (части суток, времени года)__________________________
Уровень произвольного внимания, сенсомоторной координации, навыков мелкой моторики
Умение зрительно планировать – выполнение задания («Лабиринт», «Проведи зайку к морковке»)__________________________________________________
Особенности памяти
Быстрота запоминания, точность воспроизведения_________________________
Заучивание короткого стихотворения____________________________________
Особенности мышления
Невербальная классификация геометрических фигур: понимает ли безречевую инструкцию при раскладывании геометрических фигур по определенному признаку (цвет, форма)________________________________________________
Способность к обобщению (по картинке)_________________________________
Подбор обобщающего слова ___________________________________________
Классификация обобщающих понятий (посуда, одежда)____________________
Исключение лишнего предмета (4-й лишний)_____________________________
Понимание серии картинок, связанных единым сюжетом___________________
Придумывание начала и конца рассказа по серии картинок__________________
Может ли объяснить смысл загадки _____________________________________
Устанавливает ли причинно-следственные связи___________________________
Особенности речи
Понимание словесной инструкции (регулирующая функция речи)____________
Объем пассивного и активного словаря (по предметным и сюжетным картинкам)________________________________________________________
Особенности фразовой речи___________________________________________
Связная речь:
а) составит рассказ по малосюжетной картинке___________________________
б) составит рассказ по серии картинок___________________________________
в) пересказ короткого текста____________________________________________