Ориентировочное распределение рабочего времени педагога-психолога
(по видам деятельности)
Виды работ | I | II | ||
Время на один прием (мероприятие) | Общее время в месяц | Время на подготовку или анализ | Общее время в месяц | |
Индивидуальное психологическое обследование | 1–1,5 часа | 15 часов | 0,5–1 часов | 10 часов |
Групповое психологическое (скрининговое) обследование | 1–1,5 часа | 3 часа | 3–3,5 часа | 7 часов |
Индивидуальная консультация | 1–1,5 часа | 15 часов | 0,3 часа | 3 часа |
Индивидуальное развивающее и коррекционное занятие | 0,5–1,5 часа | 15 часов | 0,3 часа | 3 часа |
Групповое развивающее и коррекционное занятие | 1–1,5 часа | 20 часов | 1 час | 20 часов |
Просветительская работа | 0,5–1,5 часа | 4 часа | 0,5 часа | 2 часа |
Экспертная работа | 2,5–3 часа | 3 часа | 2 часа | |
Организационно-методическая работа | 7 часов в неделю | 28 часов | ||
Всего | 75 часов | 75 часов |
Таким образом, в течение учебного года объемные ориентировочные показатели деятельности педагога-психолога по видам деятельности составляют:
■ индивидуальное обследование: 100-150 человек;
■ групповое обследование: 10-20 классов (групп);
■ индивидуальная консультация: 100-150 консультаций;
■ индивидуальное занятие: 100-150 занятий;
■ групповое занятие: 200 занятий;
■ просветительская работа со взрослыми: 40 занятий;
■ участие в консилиумах, комиссиях, административных совещаниях: 10 заседаний.
Блок методической работы, не подразумевающий участия детей, педагогов или родителей, может осуществляться за пределами ОУ, но это обязательно согласовывается с администрацией. Также учитываются условия работы – наличие отдельного кабинета, компьютера, оргтехники и т.д.
Вариант циклограммы педагога-психолога представлен в таблице.
Циклограмма работы педагога-психолога ОУ № _______
_________________________________________________
(Ф.И.О. педагога-психолога)
№ | День недели | Время | Содержание работы |
Понедельник | 09.00-12.00 (3 часа) | Психодиагностика (индивидуальная / групповая) | |
12.00-14.00 (2 часа) | Обработка результатов и подготовка занятий | ||
14.00-16.00 (1 час) | Занятия коррекционные и развивающие (индивидуальные) | ||
16.00-17.00 (1 час) | Оформление документации | ||
Вторник | 9.00-12.00 (3 часа) | Занятия коррекционные и развивающие (групповые) | |
12.00-15.00 (3 часа) | Консультирование педагогов и администрации (групповое) | ||
15.00-16.00 (1 час) | Обработка результатов и оформление документов | ||
Среда | 09.00-16.00 (7 часов) | Методический день: организационно-методическая работа (анализ, планирование деятельности; анализ научно-практической литературы; участие в семинарах, посещение курсов, совещаний, МО и т.д.) | |
Четверг | 10.00-11.00 (1 час) | Подготовка психологических мероприятий | |
11.00-13.00 (2 часа) | Консультирование обучающихся (индивидуальное/групповое) | ||
13.00-14.00 (1 час) | Экспертная работа | ||
14.00-15.00 (1 час) | Обработка результатов и оформление документов | ||
15.00-18.00 (3 часа) | Консультирование родителей (индивидуальное/групповое) | ||
Пятница | 9.00-11.00 (2 часа) | Психодиагностика (индивидуальная) | |
11.00-16.00 (5 часов) | Методическая работа: оформление кабинета, документации; планирование и анализ деятельности |
Длительность психологической работы с ребенком определяется санитарными нормами и правилами (СанПиН 2.4.1.1249-03): «Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает двух, а в старшей и подготовительной трех. Их продолжительность для детей 4-го года жизни – не более 15 минут, для детей 5-го года жизни – не более 20 минут, для детей 6-го года жизни – не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни – не более 30 минут. В середине занятия проводят физкультминутку. Перерывы между занятиями – не менее 10 минут. Занятия для детей старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2 – 3 раз в неделю. Длительность этих занятий – не более 25-30 минут. В середине занятия статического характера проводят физкультминутку».
Практика работы показывает, что наиболее проблематичным оказывается планирование работы с детьми в МДОУ, так как педагог-психолог в детском саду не является профилирующим специалистом. Поэтому в сетку занятий не вносятся занятия с педагогом-психологом, поскольку количество общих занятий не может превышать нормы СанПиН.
При составлении циклограммы работы педагогу-психологу МДОУ необходимо учитывать: расписание занятий воспитателей с детьми (сетка занятий) и режим дня в детском саду. В соответствии со временем работы дошкольного учреждения во второй половине дня педагог-психолог имеет больше возможностей для работы с детьми. Если в детском саду занятия проводятся по подгруппам, то педагог-психолог может заниматься со второй подгруппой детей. Некорректным является и то, что педагог-психолог забирает ребенка с фронтального занятия и занимается с ним индивидуально. Как показывает практика, целесообразно консультирование родителей проводить в вечернее время.
Рекомендации по оформлению журнала учета видов работы педагога-психолога.
Журнал учета видов работы позволяет отслеживать ежедневные разнообразные мероприятия, проводимые педагогом-психологом ОУ в течение года. Благодаря наличию всего объема информации педагог-психолог может успешно проводить анализ проделанной за учебный год работы, получать необходимые отчетные статистические данные.
Журнал является документом, на основе которого администрация ОУ контролирует деятельность педагога-психолога ОУ.
В журнале предлагается отводить определенное количество страниц на каждый вид деятельности: психодиагностика, консультирование, развивающая, коррекционная, просветительская, экспертная и методическая работа. Запись работы можно оформлять в соответствии со следующими формами.