Должностная инструкция педагога-психолога ОУ.
Должностная инструкция должна быть откорректирована для конкретного специалиста с учетом его приоритетных направлений деятельности
I. Общие положения.
1. Педагог-психолог относится к категории специалистов.
2. На должность педагога-психолога назначается лицо, имеющее высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы.
3. Назначение на должность педагога-психолога и освобождение от нее производится приказом директора ОУ.
4. Педагог-психолог должен знать:
1. Конституцию РФ.
2. Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и федеральных органов управления образованием по вопросам образования.
3. Декларацию прав и свобод человека. Конвенцию о правах ребенка.
4. Нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся (воспитанников) и их социальной защиты.
5. Общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику.
6. Основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики.
7. Методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения.
8. Современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка; методы и приемы работы с обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностям здоровья.
9. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
5. Педагог-психолог подчиняется непосредственно директору ОУ (и/ или иному должностному лицу).
6. _________________________________________________________
II. Должностные обязанности.
Педагог-психолог:
1. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения в ОУ.
2. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка.
3. Способствует гармонизации социальной сферы ОУ и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.
4. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся (воспитанников) и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной).
5. Оказывает помощь обучающимся (воспитанникам), родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.
6. Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
7. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся (воспитанников).
8. Ведет документацию по установленной форме и использует ее по назначению.
9. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности обучающихся (воспитанников), способствует развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.
10. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся (воспитанников), содействует их развитию и поиску.
11. Определяет степень отклонений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии обучающихся (воспитанников), а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
12. Формирует психологическую культуру обучающихся (воспитанников), педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания.
13. Консультирует работников ОУ по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся (воспитанников), педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).
14. Участвует в работе педагогических, методических советов, а также в методической работе в других формах.
15. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
16. ____________________________________________________________
III. Права.
Педагог-психолог вправе:
1. Знакомиться с проектами решений руководства ОУ, касающихся его деятельности.
2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства ОУ предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
3. Запрашивать лично или по поручению руководства ОУ от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководителя учреждения).
5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.
6. ____________________________________________________________
IV. Ответственность.
Педагог-психолог несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
С инструкцией ознакомлен: ___________ _________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Примерная номенклатура дел педагога-психолога ОУ.
Индекс дела | Заголовок дела | Срок хранения |
07-01 | Утвержденная номенклатура дел педагога-психолога | ДМН (до минования надобности) |
07-02 | Нормативно-правовая документация | в течение срока действия |
07-03 | Организационно-распорядительная документация | |
07-03.1 | Нормативные и инструктивные документы Министерства образования и науки Российской Федерации | в течение срока действия |
07-03.2 | Нормативные и инструктивные документы Министерства образования и науки Челябинской области | в течение срока действия |
07-03.3 | Нормативные и инструктивные документы Управления по делам образования г. Челябинска | в течение срока действия |
07-03.4 | Нормативные и инструктивные документы Управления образования Калининского района | в течение срока действия |
07-03.5 | Внутренняя документация, регламентирующая деятельность педагога-психолога ДОУ | в течение срока действия |
07-04 | Дислокация ОУ Калининского района | 1 год |
07-05 | Документация по организации деятельности педагога-психолога | |
07-05.1 | Годовой план работы педагога-психолога | 5 лет |
07-05.2 | Циклограмма работы педагога-психолога | 1 год |
07-05.3 | Рабочие журналы педагога-психолога | ДМН |
07-05.4 | Картотека (паспорт) кабинета педагога-психолога | до замены новыми |
07-05.5 | Отчетная документация о результатах работы педагога-психолога по психологическому сопровождению обязательных видов деятельности | 5 лет |
07-05.6 | Организационно-методическая документация педагога-психолога | ДМН |
07-05.7 | Карты индивидуального развития детей | ДМН |
07-06 | Программно-методическое обеспечение деятельности педагога-психолога ОУ | |
07-06.1 | Методические материалы по психодиагностической работе с участниками образовательного процесса | по мере необходимости |
07-06.2 | Коррекционно-развивающие программа по работе с участниками образовательного процесса | постоянно |
07-06.3 | Методические материалы по просветительско-профилактической работе с участниками образовательного процесса | по мере необходимости |
07-06.4 | Материалы по приоритетным направлениям деятельности педагога-психолога ОУ: ■ Психологическое сопровождение адаптации детей к условиям ОУ ■ Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья ■ Психологическое сопровождение выпускников 9-11 классов в период подготовки и сдачи государственной (итоговой) аттестации ■ Психологическое сопровождение сохранения и укрепления психологического здоровья участников образования ■ и др. | по мере необходимости |
07-06.5 | Программы, материалы конференций, семинаров, педагогических чтений | ДМН |
Форма годового планирования педагога-психолога ОУ.
Годовой план – документ, определяющий цели и задачи профессиональной деятельности педагога-психолога ОУ на учебный год (стратегию профессиональной деятельности).
Содержание годового плана определяется концепцией профессиональной деятельности педагога-психолога. Если она отвечает общей психологической цели – обеспечению психического здоровья детей и содействию их полноценному и своевременному развитию, то конкретизация задач психологической деятельности осуществляется по следующим направлениям: диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, просветительское, профилактическое, экспертное и организационно-методическое направления деятельности.
В годовом плане раскрываются содержание и формы психологических мероприятий с примерными сроками их выполнения. Оформляется годовой план в форме таблиц с включением граф, определяющих цели, задачи, направления работы, содержание и формы психологической деятельности.
2. Согласовано: 3. Директор МОУ ЦПМСС 4. __________ Трофимчук О.М. «_____» ___________20___г. дата согласования | 5. Утверждаю: 6. Руководитель ОУ № _____ __________________________. «_____» ____________20____г. дата утверждения |
Планирование деятельности
педагога-психолога (психологической службы) ОУ № _____
на 20___-20___ учебный год
Годовые задачи ОУ: __________________________________________________
Методическая тема ОУ: _______________________________________________
В МДОУ №_____ функционирует ____ групп
Реализуемые в МДОУ программы: ______________________________________
Цель деятельности педагога-психолога ОУ – ______________________________
Задачи деятельности педагога-психолога ОУ: _____________________________
____________________________________________________________________
Приоритетные направления деятельности педагога-психолога ОУ: ___________
____________________________________________________________________
Методическая тема педагога-психолога: ________________________________
____________________________________________________________________
1. Диагностическое направление.
7. Дата | Цель диагностики | Вид диагностики, инструментарий | Объект диагностики | Выход |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2. Психологическое просвещение.
1. Дата | 2. Форма, тема, цель | Объект | Ответственный | Выход |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3. Коррекционно-развивающая деятельность.
Дата | Направление развивающей деятельности, цель | Форма, методы | Объект | Выход |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4. Консультирование (индивидуальное групповое).
Дата | Виды консультирования. Тема | Объект | Выход |
1 | 1. 2 | 3 | 4 |
Индивидуальное консультирование родителей обучающихся (воспитанников) ОУ (заполняется в соответствии с циклограммой деятельности педагога-психолога) ____________________
(день недели и время)
Индивидуальное консультирование обучающихся ОУ ____________________
(день недели и время)
Индивидуальное консультирование педагогов ОУ ____________________
(день недели и время)
5. Психологическая профилактика.
Дата | Направление деятельности, цель | Форма, методы | Объект | Выход |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6. Экспертная деятельность.
Дата | Вид деятельности | Цель | Выход |
1 | 2 | 3 | 4 |
7. Профессиональное самообразование.
Дата | Вид деятельности | Цель | Выход |
1 | 2 | 3 | 4 |
8. Взаимодействие педагога-психолога с другими учреждениями и организациями, оказывающими МДОУ помощь в воспитании и развитии воспитанников.
■ Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК);
■ Взаимодействие со школами, МДОУ № _______;
■ Служба практической психологии и социальной педагогики МОУ ЦПМСС;
■ Районная детская поликлиника;
■ Управление социальной защиты населения Калининского района;
■ И др.
9. Внеплановые мероприятия.
Дата | Цель | Вид деятельности | Форма. Методы | Выход |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Педагог-психолог __________ категории ОУ № ______