И национально-этнических групп
С социальной психологией массовой коммуникации тесно связана и социальная психология больших и национально-этнических групп.
Большая группа ‒ это количественно не ограниченная, условная или реальная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков (классовой принадлежности, пола, возраста, национальности, профессии). В больших группах вырабатываются нормы поведения, общественные культурные традиции, общественное мнение. Для большинства социальных групп, возникших как результат естественного развития общества, характерны следующие признаки:
1) существуют регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах (нравы, обычаи, традиции);
2) присутствует специфический язык общения (этнический язык или профессиональный, возрастной жаргон);
3) имеется определенное сходство моделей поведения и образа жизни представителей данной группы.
Пример больших групп – социальные классы. Под класса ми понимают большие организованные группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их формам и размерам собственности на средства производства, по отношению к власти, по их месту в системе разделения труда, по способам по лучения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают (в виде процента на вложенный капитал, зарплаты или иных доходов).
Классовые различия в обществе возникают на основе общественного разделения труда и появления частной собственности на средства производства. Социальные классы возникают как результат развития производительных сил и изменения производственных отношений в обществе.
В качестве детерминантов психологии социального класса выступают: социально-экономическое положение класса, его место в общественной системе, отношение к средствам производства, историческая роль, уровень развития, социально-экономические отношения данной формации.
Основу формирования психологии социального класса составляют условия его жизни, характер общественно-практической деятельности, от ношения с другими классами и межклассовыми группами, социальный опыт, образ жизни. На характер классовой психологии оказывают влияние историческая ситуация, соотношение классовых сил в обществе, социальная база, на основе которой пополняется данный класс, психология других классов. Психология класса формируется под воздействием его идеологии и испытывает влияние идеологии других социальных классов и межклассовых групп, прежде всего господствующих.
Сознание класса ‒ продукт длительного социально-исторического развития, в основе которого лежит динамика потребностей людей, принадлежащих к данному классу, и возможностей их осуществления, а также связанных с этим представлений и практических социальных действий людей. Различающиеся условия существования разных социальных классов порождают различные потребности, интересы и мотивы деятельности людей.
В социальной психологии принято выделять понятия: | |
1. Классовые потребности (отражают специфику потребностей людей в объеме и составе материальных и духовных благ, которыми может располагать представитель данного класса). | 4. Психический классовый склад (некоторый психический облик, проявляющийся в определенном способе поведения и деятельности, в определенных нормах поведения, принятых среди представителей определенного класса). |
2. Классовые интересы (возникают как результат принадлежности людей к определенным классам, а содержание классовых интересов задается всей системой отношений, в которую данный класс включен в конкретном типе общества). | 5. Социальный характер (проявляется в типичном устоявшемся образе действий представителей разных социальных классов в разных ситуациях их жизнедеятельности и отличает представителей данного класса от других). |
3. Социальные классовые чувства (отражают преобладающие эмоциональные состояния членов определенного класса). | 6. Классовые традиции, привычки, обычаи (выступают как регуляторы социального поведения и деятельности членов данного класса). |
Сообразно условиям жизни у людей того или иного класса вырабатывается более или менее определенное классовое сознание, формируются соответствующие черты классовой психологии. Социальные условия жизни класса не создают всей совокупности психических черт человека, но они подавляют одни черты, стимулируют развитие других и тем самым формируют типичные для данного класса черты личности. Поэтому в общности психологических черт, типичных для представителей данного класса, и выражается реальность классовой психологии. Осознаваемые элементы классовой психологии, трансформируясь определенным образом, составляют со держание сознания класса, развитие которого включает три уровня:
1) типологический уровень, при котором представители класса идентифицируют себя и друг друга по внешним признакам;
2) идентификационный уровень, когда появляется групповое самосознание на уровне первичной общности;
3) уровень солидарности, при котором возникает осознание единства интересов и ценностей большой общности и своей принадлежности к ней.
Этнические группы, или этносы ‒ еще один пример естественных больших групп, в которые входит человек и которые существенно влияют на его поведение, образ жизни, язык и т.п. Этническая принадлежность является значимым фактором психического и социального развития человека. Этнос (в переводе с др. греч. ethnos – народ) ‒ это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а главное, сознанием своего единства и отличия от других народов (наличие этнического самосознания, этнической идентичности). Этнос как социальная и психологическая общность людей устойчив во времени, является для каждого человека надежной группой поддержки, выполняет функции защиты своих членов, функции формирования единых общих жизненных ценностей и норм поведения.
Немецкий исследователь Вильгельм Вундт в конце XIX ‒ начале XX вв. явился создателем десятитомного научного труда «Психология народов». Вундт в качестве содержания «души народа» рассматривает общие представления, чувства и стремления многих индивидов, проявляющиеся прежде всего в языке, мифах, обычаях народа. Изучая язык, мифы, обычаи народа, можно проанализировать глубинную суть народа, выявить общие законы его духовного развития. Вундт считает, что наука о «душе народа», или этнопсихология, призвана объяснять общие законы развития этой души (Вундт В., 2002).
Психология нации (национальная этническая психология) как явление по содержанию представляет собой компонент общественного сознания и включает в себя психические черты и свойства, совокупность которых обозначается понятиями психического склада нации или национального характера. Национальная психология отражает то общее, что есть у представителей целой нации в мировосприятии, устойчивых формах поведения, чертах психологического облика, в речи и языке, отношениях к другим людям и природе, в стереотипах поведения в экстремальных ситуациях. Национальная психология существует в виде специфических качеств национального характера, национального само сознания, национальных чувств и настроений, национальных интересов, ориентации, традиций, привычек, проявляющихся в форме национальных особенностей той или иной этнической общности.
Национальный характер ‒ это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной нации, определяющих привычную манеру их поведения и типичный образ действий и проявляющихся в их отношении к социально-бытовой среде к окружающему миру, к труду, к своей и другим этническим общностям. Национальный характер не является чем-то застывшим, его особенности трансформируются в историческом процессе. Национальный характер приобретается в процессе воспитания, и гораздо сильнее он проявляется в тех случаях, когда действуют не отдельные члены определенного народа, а целые группы, причем, далеко не каждый член этноса может считаться обладателем типичного национального характера.
В последнее время на смену понятию «национальный характер» реже используется, ему на смену для обозначения психологических особенностей этнических общностей приходит понятие «ментальность» и «менталитет».
Менталитет ‒ глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий бессознательную совокупность предрасположенностей людей действовать, мыслить и воспринимать мир определенным образом. Он формируется в ходе длительного исторического развития народа и определяет национальный характер, национальную модель экономического и социального поведения, является общим умственным инструментарием данного народа и общества.
Русскому менталитету присущи:
1) стремление к коллективизму, взаимопомощи, опоре на общину, к милосердию (общественные интересы выше личных);
2) стремление к социальной справедливости и равенству, высшая ценность ‒ равенство людей, а не индивидуальная свобода;
3) традиция подчинения человека государству, патерналистская традиция ждать от государства гарантий обеспечения благоденствия и порядка;
4) склонность к аскетизму, ограничению материальных потребностей, православные христианские традиции;
5) противоречия между долгим терпением, послушанием и кратковременными приступами бурного протеста, бунта, анархии, жестокости, насилия; противоречия между деспотизмом, подчинением жесткой власти и порядку и стихийностью, не предсказуемостью поведения; противоречия между трудолюбием и небрежностью, неорганизованностью в работе;
6) вера в великую миссию русского народа, поиск абсолютного добра, справедливости и смысла жизни, свободолюбие и правдолюбие;
7) борьба в русской душе восточного и западного начал;
8) иррациональность, эмоциональность, интуитивность, непредсказуемость поведения, непрактичность, направленность на будущее;
9) созерцательность, мечтательность, идеализм мышления, склонность к идеалистическим и тоталитарным учениям;
10) выносливость, мужество, стойкость, живучесть.
С понятием «менталитет» тесно связано понятия «национальное самосознание» и «этническая идентичность».
Национальное самосознание – это осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности, осмысление своего положения в системе общественных отношений, понимание национальных интересов, взаимоотношений своей нации с другими общностями.
Этническая идентичность ‒ это осознание своей принадлежности к определенной этнической общности, результат когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем определенного этноса, определенная степень отождествления себя с ним и обособления от других этносов. То есть этническая идентичность ‒ это не только осознание своей тождественности с этнической общностью, но и ее оценка, значимость членства в ней, разделяемые этнические чувства (чувства достоинства, гордости, обиды, страха являются важнейшими критериями межэтнического сравнения); эти чувства опираются на глубокие эмоциональные связи человека с этнической общностью и моральные обязательства по отношению к ней, формирующиеся в процессе социализации индивида. Желание сохранить свою национально-этническую культуру, а также внести определенный вклад в развитие культур других стран во многом зависит от сложившейся специфики между этническими группами, что также является предметом исследования социальной психологии