Стиль педагогической деятельности

В процессе осуществления одной и той же профессиональной деятельности субъекты часто используют разные подходы к самоорганизации, к осуществлению требуемых деятельностью операций. Особенности деятельности субъекта в процессе осуществления тех или иных трудовых действий выражается при помощи понятия «стиль деятельности».

Стиль деятельности – устойчивая система способов и приемов деятельности, проявляющаяся в разных условиях ее осуществления и обусловленная как спецификой самой деятельности, так и индивидуально-психологическими особенностями ее субъекта.

Из определения следует, что стиль деятельности представляет собой уникальное сочетание тех способов и приемов, который человек использует для решения задач профессиональной деятельности. Как отмечал советский психолог В. С. Мерлин, стиль деятельности отражает «взаимоотношения объективных требований деятельности и свойств личности. В зависимости от различных объективных требований деятельности одни и те же свойства личности выражаются в различных стилях…».

Формирование стиля деятельности может проходить как стихийно, так и организованно. Стихийное формирование стиля деятельности происходит в результате неосознанного выбора наиболее удобных способов решения стоящих задач. На этот выбор значительное влияние оказывают индивидуально-психологические особенности, жизненный опыт индивида, его установки. При этом индивид методом «проб и ошибок» сам пытается придти к наиболее удобной организации своей деятельности, но часто в ущерб ее эффективности. Целенаправленное формирование стиля деятельности предполагает глубокое самопознание и всестороннее изучение содержания и требований профессиональной деятельности. Также важно, чтобы при его формировании было оказано содействие со стороны квалифицированных и опытных специалистов.

Понятие стиля педагогической деятельности.Педагогическая деятельность, как и любая другая деятельность, также может быть охарактеризована при помощи понятия стиль деятельности.

Стиль педагогической деятельности – интегративная характеристика, отражающая особенности управления, общения, саморегуляции и других составляющих деятельности педагога.

По мнению Е. А. Климова, стиль деятельности в узком смысле есть «обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности...». Стиль педагогической деятельности, отражая ее специфику, выражается в стиле управления, в стиле саморегуляции, в стиль общения, в когнитивном стиле учителя. Рассмотрим некоторые из выделенных составляющих.

Стиль педагогического руководства – совокупность устойчивых способов взаимодействия учителя и учеников в процессе совместной деятельности и общения.

Стиль педагогического руководства влияет на многие стороны развития личности школьника и ученической группы: на формирование самостоятельности и ответственности ребят, на их самовоспитание, на мотивы учения и позицию в учебной деятельности, на освоение социальных норм поведения, развитие социальной активности.

Принято выделять демократический, авторитарный и либеральный стили управления.

Авторитарный стиль руководства – система взаимоотношений субъектов, основанная на приоритетности статуса одного субъекта перед другими и, вследствие этого, оказание им давления в различной форме на все процессы, связанные с осуществлением деятельности.

Для учителя, придерживающегося данного стиля, свойственны формальность общения, использование многочисленных распоряжений, запретов, указаний, «сухость» и сдержанность при общении. Ученик рассматриваться как объект педагогического воздействия, а не равноценный партнер. Учитель использует свои права без учета ситуации и мнений учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися. Вследствие этого учащиеся теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли учителя. При авторитарном стиле силы учеников направлены на психологическую самозащиту, а не на усвоение знаний и собственное развитие. Главными методами воздействия такого учителя являются приказ, поучение. Учителя с этим стилем главное внимание обращают на методическую культуру, в педагогическом коллективе часто лидируют. Педагог исходит из прав, которые ему дает социальное положение, не учитывая ситуацию, не обосновывая своих действий. У учеников может развиться пассивность, трусость, неуверенность в себе, агрессивность. Учителя уверены в несамостоятельности, неподготовленности детей. С учениками работает «один на один», ориентируясь на «среднего» ученика, программа изучается быстро, педагог имеет негативные установки по отношению к ученикам и открыто проявляет их, подчеркивает свое превосходство.

Демократический стиль руководства – взаимодействие на равноправных началах, с уважением личностей друг друга и с активным участием всех субъектов деятельности в принятии решений.

При демократическом стиле речь скорее идет о совместной деятельности и совместном управлении. Данный стиль предполагает проявление двумя сторонами инициативы, активности и ответственности. С формальной точки зрения для него характерно то, что задания ставятся в форме предложений. При этом используется, не сухая речь, а товарищеский тон, похвала и порицание сопровождаются советами, распоряжения и запреты – обсуждением. Ученик рассматривается как полноценный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнение, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. У учителей с демократическим стилем руководства школьники чаще испытывают чувство спокойной удовлетворенности, высокой самооценки. Учителя с этим стилем руководства обращают внимание на свои психологические знания и умения. Для таких учителей характерна профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.

Либеральный стиль руководства – отношения, при которых наблюдается отстраненность, поверхностность и нежелание принимать активное участие субъекта в деятельности (поэтому либеральный стиль часто ещё называют попустительским).

Использование либерального стиля деятельности как основного зачастую означает уход, отстраненность педагога от руководства учебно-воспитательным процессам. Дела в группе идут само собой, лидер не дает указаний, разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера. Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам или коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты. Решения принимаются под давлением администрации или других учеников. Боится инициативы учеников. Установка на учащихся – нейтральная.

В «чистом» виде тот или иной стиль руководства встречается не так уж часто. «Либерализм», переходящий в беспринципность, критически оценивается педагогическим коллективом; авторитарность, тормозящая развитие социальной активности учеников, также обычно не принимается основной частью педагогов. Стиль руководства формируется в зависимости от ряда объективных и субъективных предпосылок. К объективным предпосылкам относятся; образованность учителя, стиль руководства, господствующий в школе, развитость и сплоченность педагогического коллектива; к субъективным – нравственное и эмоционально-волевое развитие личности учителя, особенности его ценностей и мотивов деятельности.

На общий стиль педагогической деятельности большое влияние также оказывает стиль педагогического общения. Американские ученые Дж. Брофи и Т. Гудда в зависимости от стиля педагогического общения выделили три типа учителей: «проактивный», «реактивный» и «сверхактивный». Представим их описание. «Первый инициативен в организации общения, индивидуализирует свои контакты с учениками, его установка меняется в соответствии с опытом. Он знает, чего хочет, и понимает, что в его поведении способствует достижению цели. Второй тоже гибок в своих установках, но он внутренне слаб. Не он сам, а школьники диктуют характер его общения с классом. У него расплывчатые цели и откровенно приспособленческое поведение. «Сверхактивный» учитель склонен к гипертрофированным оценкам своих учеников и выстраиванию нереальных моделей общения. Если ученик чуть активнее других он бунтарь и хулиган, если чуть пассивнее – лодырь и кретин. Выдуманные им же оценки заставляют такого учителя действовать соответствующим образом: он то и дело впадает в крайности, подгоняя под свои стереотипы реальных учеников».

Существуют попытки описания стиля педагогической деятельности с точки зрения особенностей основного содержания деятельности. Так Р. В. Овчарова приводит данные исследования, которое позволило выделить четыре типа психологических портретов педагогов: ценностный (сильная сторона – склонность руководить), гедонистический (предпочитают быть исполнителями), реалистический (свойственно стремление к осмысливанию происходящего) и творческий (генерируют идеи).

Рассматривая проблему стиля педагогической деятельности, мы неизбежно выходим на его обусловленность индивидуальными особенностями субъекта деятельности. Поэтому неудивительно, что чаще всего говорят не просто о стиле, а об индивидуальном стиле деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности – индивидуальное своеобразное сочетание приемов и способов, к которым сознательно или стихийно прибегает индивид для достижения наилучшего соответствия своей индивидуальности требованиям осуществляемой деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности педагога проявляется:

³ в динамических характеристиках поведения и деятельности (скорость реакций, темп работы, эмоциональность общения и т.д.);

³ в характере и типичности реакций на различные педагогические ситуации;

³ в выборе методов обучения и воспитания;

³ в стиле педагогического общения;

³ в манере поведения, в мимике, жестах и других невербальных средствах общения;

³ в предпочтении типичных видов поощрений и наказаний;

³ в особенностях применения методов психолого-педагогического воздействия на детей и др.

Индивидуальный стиль деятельности у каждого педагога формируется по своему уникальному сценарию, но все же иногда выделяют наиболее характерные виды стилей деятельности. Так в основе классификации А. К. Марковой и А. Я. Никоновой стили выделяются на основе содержательной характеристики стиля, его динамической характеристики и результативности деятельности.

1. Эмоционально-импровизационный. Ориентируясь преимущественно на процесс обучения, учитель недостаточно адекватен по отношению к конечным результатам; для урока он отбирает наиболее интересный материал, менее интересный (хотя и важный) часто оставляет для самостоятельной работы учащихся, ориентируясь в основном на сильных учеников, деятельность учителя высоко оперативна: на уроке часто меняются виды работы, практикуются коллективные обсуждения. Однако богатый арсенал используемых методов обучения сочетается с низкой методичностью. Недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Деятельность учителя характеризуется интуитивностью, повышенной чувствительностью в зависимости от ситуации на уроке, личностной тревожностью, гибкостью и импульсивностью. По отношению к учащимся такой учитель чуток и проницателен.

2. Эмоционально-методический. Ориентируясь как на результат, так и на процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, не упуская закрепление, повторение и контроль знаний учащихся. Деятельность учителя высоко оперативна, но преобладает интуитивность над рефлексивностью. Учитель стремится активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а особенностями самого предмета. Учитель повышенно чувствителен к изменению ситуации на уроке, личностно тревожен, но чуток и проницателен по отношению к учащимся.

З. Рассуждающе-импровизационный. Для учителя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование, оперативность, сочетание интуитивности и рефлексивности. Учитель отличается меньшей изобретательностью в варьировании методов обучения, он не всегда придерживается высокого темпа проведения урока, не всегда использует коллективные обсуждения. Но сам учитель меньше говорит, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем, давая возможность отвечающим детально оформить ответ. Учителя этого стиля менее чувствительны к изменениям ситуации на уроке, у них отсутствует демонстрация самолюбования, характерна осторожность, традиционность.

4. Рассуждающе-методический. Ориентируясь, преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность сочетается с малым, стандартным набором методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редкими коллективными обсуждениями. Учитель этого стиля отличается рефлексивностью, малой чувствительностью к изменениям ситуаций на уроке, осторожностью в своих действиях.

Эффективным индивидуальным стилем педагогической деятельности можно считать такой стиль, который позволяет педагогу находить оптимальные способы развития мотивации учения и самовоспитания учащихся, быть гибким при разрешении разнохарактерных педагогических ситуаций, решать стоящие задачи деятельности на высоком уровне, постоянно развиваться как в профессиональном, так и личностном плане.

Профессионализм педагога

Важнейший практический вопрос, который возникает при анализе психологических основ педагогической деятельности – психологические основы становления педагога-профессионала. Профессионализм– высокая степень готовности субъекта к выполнению задач профессиональной деятельности.

Стиль педагогической деятельности - student2.ru Обобщенным показателем профессионализма выступают результаты деятельности – если специалист добивается высоких результатов, его считают профессионалом. В то же время можно говорить о большей конкретизации критериев профессионализма. В качестве последних, на наш взгляд, можно выделить:

· продуктивность деятельности (достижение значительных результатов труда при меньших, по сравнению со средними показателями, физических, психических затратах, то есть, другими словами, речь идет о способностях человека);

· интерес к деятельности (настоящие профессионалы «движимы» своими побуждениями и не нуждаются в постоянном внешнем стимулировании и контроле);

· самореализация и саморазвитие (профессионал регулярно заботится о своем личностном и профессиональном росте, о максимально полном раскрытии тех потенциалов, которые в нем заложены);

· системное мышление (любая сложная проблема разрешима лишь при учете всей совокупности факторов, ее породивших, и поэтому профессионал — специалист, учитывающий «все грани» проблемы);

· творческий характер деятельности (при решении нестандартных задач профессионал создает новый продукт, новые технологии, способы решения проблем) и др.

По мнению Р. В. Овчаровой, авторитетных педагогов отличают такие качества, как: положительная, внутренняя личностная, эмоционально окрашенная мотивированная позиция по отношению к детям, их деятельности и результатам; направленность интересов на личность ребенка в сочетании со стремлением быть им полезным; высокая компетентность и профессионализм, обеспечивающие возможность оказания своевременной помощи детям в самых разных ситуациях.

На наш взгляд, можно выделить, по крайней мере, три условия, определяющих успешность становления педагога-профессионала:

1. Педагогическая деятельность должна быть личностно-значимой. Это наблюдается в том случае, если педагогическая деятельность является наиболее оптимальной сферой для реализации ценностей и интересов конкретного человека. Благодаря этому формируется устойчивая мотивация, возникает стремление к творчеству, самовыражению, большим достижениям.

2. Педагог должен быть психологически компетентным. На это указывают не только психологи, но и выдающиеся педагоги. Знания в таких сферах, как психология развития, социальная психология, конфликтология, профессиональная психология и другие позволяют педагогу быть более эффективным.

3. У педагога должен быть высокий уровень психологической культуры. Важно не только иметь психологические знания, но и реализовывать их в реальной жизни, избавляться от своих личностных ограничений и деструктивных психологических защит, приобретать новый опыт.

Если же попытаться обобщенно сформулировать основное условие становления настоящего профессионала, то можно вспомнить следующие слова М. Горького: «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчества».

Наши рекомендации