Сущность и психологические механизмы воспитания
Личность школьника формируется под влиянием различных факторов, доминирующим среди которых является воспитание. В современной науке не существует единой трактовки понятия «воспитание». В широком смысле воспитание рассматривается как социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. В узком смысле – как целенаправленная, организованная деятельность, призванная формировать у человека личностные качества, взгляды, убеждения, мотивы.
Воспитание–планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных качеств, мотивов, интересов, идеалов, мировоззрения и установок.
Научный анализ психологических основ воспитания предполагает рассмотрение его основных структурных компонентов, к которым относятся: цели – задачи – противоречия – принципы – содержание – средства – формы – методы – контроль – оценка результата.
Процесс воспитания начинается с определения его целей. Цель – это ожидаемые изменения в человеке, осуществленные в результате воспитательных воздействий. Главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности, которая обладает полезными качествами, необходимыми для жизни в обществе.
Цели воспитания в конкретном обществе во многом определяются доминирующими научными концепциями. Например, выделяют технократический подход и гуманистический подход к воспитанию.
Технократический подход к воспитанию исходит из того, что задачей воспитательной системы является формирование «функционального» человека-исполнителя, адаптированного к жизни в данной общественной системе, подготовленного к выполнению соответствующих социальных ролей. Воспитание следует строить на рациональной научной основе, программируя поведение людей и управляя его формированием. Создателем технократической педагогики является Б. Скиннер. Представители технократического подхода за рубежом стоят на позиции, что процесс формирования и воспитания личности должен быть строго направленным и приводить к проектируемым результатам. Однако в этом подходе таится угроза манипулирования личностью, опасность получить в итоге человека-функционера, бездумного исполнителя. Признавая важность формирования навыков поведения, необходимо в то же время пренебрегать собственной волей личности, ее сознанием, свободой выбора, целями и ценностями, что и детерминирует собственно человеческое поведение.
Гуманистический подход к воспитаниюбазируется на идеях гуманистической психологии.
Гуманистическая психология – направление в современной психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а “открытую возможность” самоактуализации, присущую только человеку.
Гуманистическая психология сформировалась в особое направление психологической науки в 60-е годы ХХ века благодаря работам таких зарубежных ученых, как А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др. В конце ХХ в.– начале ХХI в. данный подход начал распространяться в России, Беларуси и других постсоветских странах (С. Л. Братченко, Д. А. Леонтьев и др.).
В рамках гуманистического подхода в психологии существуют различные взгляды, но их объединяет некоторые общие черты:
человек должен изучаться в своей целостности;
все исследования должны учитывать уникальность каждого человека, а потому использование стандартов, норм недопустимо;
каждый человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации;
человек обладает относительной независимостью от внешней среды и врожденных инстинктов благодаря своей воле, способности формировать свои ценности и смыслы;
человек по своей природе является активным и творческим.
В соответствии с гуманистическим подходом, целью воспитания должно быть не приобретение знаний как набора знаний, фактов, теорий и пр., а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Задача школы ивоспитания – дать возможность развития, саморазвития личности, способствовать поиску своей индивидуальности, помочь человеку идти к самоактуализации.
Цели воспитания не могут устанавливаться раз и навсегда для любого общества. Изменения общественного устройства и социальных отношений ведут к изменению целей воспитания. В настоящее время цели воспитания, соответствующие новыми тенденциями общественного прогресса, заключаются в том, чтобы воспитать современное поколение в духе активного созидательного труда, соблюдения и гармонизации интересов общества и личности, развития духовности человека, сохранения его физического и нравственного здоровья, формирования гражданственности.
Задачи воспитания на всех этапах социальной истории определяются общечеловеческими и нравственными ценностями. Процесс воспитания диалектичен, что выражается в его непрерывном развитии. Диалектика воспитательного процесса раскрывается в противоречиях. Наиболее изученными противоречиями являются: противоречия между задачами воспитания и уровнем воспитанности школьника, между школой и семьей, между стихийным влиянием социальной среды и целенаправленностью, планомерностью воспитания.
Принципы воспитания представляют собой исходные положения, на которых строится воспитательный процесс (принцип связи воспитания с жизнью, трудом; принцип личностного подхода в воспитании, принцип единства воспитательных воздействий).
Психологическая сущность воспитания не может быть понята без анализа психологических механизмов формирования личности. К основным механизмам формирования личности, по мнению Ю. Б. Гиппенрейтер, относят сдвиг мотива на цель, идентификацию и освоение социальных ролей. Они являются стихийными механизмами, поскольку человек, подвергаясь их воздействию, не может в полной мере их осознать, а также управлять ими. Эти механизмы играют ведущую роль в формировании личности до подросткового возраста, а затем продолжают участвовать в развитии человека вместе с сознательными формами самовоспитания.
Рассмотрим функционирование механизма сдвига мотива на цель. Этот процесс подчиняется правилу: тот предмет (идея, цель), который длительно и стойко насыщался положительными эмоциями, превращается в самостоятельный мотив (т. е. говорят, что произошел сдвиг мотива на цель или цель приобрела статус мотива). Сразу заметим, что данный механизм детерминируется характером воспитания ребенка. Установлено, что в случае, если общение с взрослым приносит не радость ребенку, а лишь одни огорчения, механизм сдвига на цель не действует. И, соответственно, правильного воспитания личности не происходит.
Конечно, не все можно передать ребенку в форме направленных воспитательных воздействий. Большая роль в передаче личностного опыта принадлежит косвенным влияниям – через личный пример, подражание. Соответствующий механизм получил название механизма идентификации. Характерной особенностью процесса идентификации является то, что на первых порах он происходит независимо от сознания ребенка. Это требует особенной ответственности от воспитателей – ответственности за качество собственной личности. На более поздних возрастных этапах развития круг лиц, из которых выбирается объект идентификации, значительно расширяется (известный спортсмен, неформальный лидер в компании сверстников, литературный герой и т. д.). Недостаточное количество идентификаций в детстве ведет к возникновению целого блока социально-психологических проблем уже у взрослого человека. Например, было установлено, что те дети, которые в дошкольном возрасте мало играли в ролевые игры и тем самым мало воссоздавали поведение взрослых, хуже адаптируются к социальным условиям.
Механизм принятия и освоения социальных ролейописывается в психологии с помощью понятий «социальная позиция» и «социальная роль». Социальная позиция – это функциональное место, которое может занять человек по отношению к другим людям. Оно характеризуется совокупностью прав и обязанностей. Заняв данную позицию, человек должен выполнять социальную роль – осуществлять совокупность действий, которые ожидает от него социальное окружение.
Необходимо отметить, что набор социальных позиций и ролей широк и разнообразен. Среди них роль дошкольника или ученика первого класса, роль ученого, матери, мужчины или женщины и т. д. После того, как человек начал выполнять требования социальной роли, через некоторое время она становится неотъемлемой частью его личности.
Рассмотренные механизмы действуют совместно, переплетаясь и усиливая друг друга.