Развитие интеллектуальной и личностной сфер личности

Ребенка-дошкольника

Можно считать, что к дошкольному возрасту основные органы чувств, которые обеспечивают ощущения, развиты в совершенстве. Значит развитие ощущений практически заканчивается (К. Бюлер, В. Штерн). Однако, развитие чувствительности не сводится к повышению ее остроты. Далее процесс развития ощущений имеет более качественный характер и представляет собой скорее осмысливание раздражений, которые поступают из внешнего мира через органы чувств. Решающую роль в развитии ощущений здесь играет процесс включения речи в процесс ощущения и различные упражнения в разнообразных видах деятельности, в которые включается ребенок-дошкольник.

Оперирование знаниями качеств предметов позволяет не только их различать (это доступно и животным), но и сравнивать предметы по выделенным качествам (“Это красный, а это желтый”), т.е. выполнять элементарные мыслительные операции. Таким образом, обозначая словом выделенный признак, ребенок может группировать явления, объединять их в категории. В познании предмета к деятельности наших органов чувств присоединяется деятельность мышления.

Особое значение для познания свойств и качеств предметов имеет сочетание зрительных, обонятельных с тактильно-двигательными (впервые увидев какой-либо фрукт или овощ, ребенок не только рассматривает его, но и пробует на вкус, нюхает, трогает и т.д. Вот почему для сенсорного развития детей дошкольного возраста наиболее эфффективна такая деятельность, в которой дети могут различать качества предмета, обозначать их словами и закреплять их знание практическими действиями.

В восприятии формы ребенком дошкольного возраста отмечается следующая особенность: форма слита с предметным содержанием, что подтверждается легким опредмечиванием любой новой незнакомой формы (в 3-4 года: конус – крыша, прямоугольник – окно, цилиндр – стаканчик).

Оценка ребенком-дошкольником расстояния, пространственных отношений, направления осуществляется благодаря усвоению слов-символов (далеко, близко, слева, справа, позади и др.). Это становится возможным лишь при использовании второй сигнальной системы.

Восприятие времениребенком – значительно более трудная задача, нежели восприятие пространства. Это объясняется самой природой времени как объекта познания: нет специального анализатора для его восприятия, оно познается опосредованно; искажается субъективными факторами; то, что было “завтра”, становится после ночи “сегодня”. В младшем дошкольном возрасте дети ориентируются во времени на основе чисто бытовых показателей (“Все спят – значит ночь”, “Мы еще не завтракали – значит утро”). Затем к бытовым вехам присоединяются объективные природные явления (“Вечер – уже темно, нет солнца”).

Дети долго не понимают, что объективное движение времени не зависит от воли и действий людей. Еще более сложно обстоит дело с представлением давно минувших событий. Если бабушка живет уже давно, то она, конечно, видела Петра 1. В старшем дошкольном возрасте возникают первые временные ориентиры.

Основные изменения, происходящие в развитии внимания дошкольников:

ü расширение объема внимания. Увеличиваются количественные показатели предметов ( от 1 до 3 объектов), воспринимаемых с одинаковой степенью ясности. Теперь их внимание привлекают не только яркие предметы, но и часто ничем не примечательные вещи. Их интересуют их осбенности и и их применение.

ü рост устойчивости внимания. Показателем устойчивости внимания явл продолжительность сохранения одной доминанты и количество и продолжительность овлечений. Здесь наблюдается существенный рост. Наибольшая устойчивость внимания в творческой игре.

ü формирование произвольного внимания. Умение подчинять свое внимание требованиям воспитателя, а затем и понимание необходимости этого представляют собой начальную форму управления ребенком своей психической деятельностью. Необходимость работать в едином темпе и подчиняться общим требованиям даже тогда, когда на занятиях не очень интересно, тренирует волевое внимание детей.

Большое значение для дальнейшего умственного развития ребенка имеет память. Наиболее интенсивно обогащается в дошкольном возрасте образная память. В развитии образной памяти и воображения ребенка на протяжении дошкольного периода происходят заметные сдвиги, которые выражаются в следующем:

ü увеличивается объем сохраняемых представлений;

ü схематичные слитные и диффузные представления у малышей становятся более осмысленными, четкими и дифференцированными, приобретают более обобщенный характер;

ü представления становятся более связными и системными, они могут быть объединены в группы, категории, картины.

На основе двигательной памяти формируются навыки у ребенка. Некоторые движения и действия становятся навыками. Появляются новые навыки (трудовые, учебные, физкультурные). Формирующиеся навыки сначала нечеткие и нестойкие, допускается много лишних движений (разрезая лист бумаги, поднимает плечи, гримасничает, высовывает язык).

Смысловая память в дошкольном возрасте основана на внешних связях и временной последовательности. Исследования показывают, что количество непроизвольно удержаных в памяти слов регулярно увеличивается, особенно это заметно во время слушания рассказа.

К концу дошкольного возраста ребенок осваивает начальные формы управления своей памятью. Объем, точность и длительность сохранения намеренно удерживаемого в памяти материала (произвольная память) зависят от мотивов, которые побуждают ребенка к волевому усилию. Наиболее существенное значение для запоминания имеет активность детей (запомнить слова, подбирая к ним слова, начинающиеся с той же буквы).

В игровой деятельности происходит и развитие мышления ребенка-дошкольника. В начале дошкольного возраста мышление ребенка носит конкретный характер. Конкретность мышления не позволяет понять условный характер словесного обозначения. Поэтому предметы называют, исходя из функции (червяк – ползук, молоток – колоток) или по аналогии с известным (ногти, на руках – рукти, механик – почтаник, а не почтальон).

Происходит формирование понятий. Вначале понятия несовершенны, т.к. опираются на внешние, видимые сходства (мячом называет все круглые предметы). Ограниченность детского опыта и знаний приводит к тому, что обобщения ребенка основываются на сходстве звучания слов: “Лодырь – тот, кто лодки делает”, “Всадник – тот, кто в саду ракботает”.

В начале дошкольного возраста ребенок с трудом понимает отвлеченные понятия. Неумение пользоваться мыслительными операциями приводит к тому, что рассуждения носят субъективный характер.

К концу дошкольного возраста ребенок способен мыслить о предметах и явлениях, которые непосредственно не воспринимает и которые не связаны с практическими действиями. Мышление теперь носит не просто конкретный характер, а конкретно-образный, однако для решения какой-либо задачи еще требуются действия. Развитие наглядно-действенного и появление наглядно-образного мышления – новообразования в познавательной сфере дошкольников. К концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление.

В игре происходит и формирование личности ребенка. Источником развития самосознания в этом возрасте становится все возрастающая самостоятельность ребенка, которая выражается в изменении его взаимоотношений. Все это приводит к тому, что ребенок в дошкольном возрасте может более полно и глубоко осознать себя, оценить свои достоинства и недостатки. Однако у ребенка отсутствуют адекватные знания своих возможностей и, оценивая себя, они опираются на ту оценку, которую ему дают взрослые. Особенностью самооценки дошкольников является то, что они объективнее оценивают других, нежели себя. По отношению к себе самооценка чаще всего завышенная. К концу дошкольного возраста самооценка ребенка, его оценочные суждения становятся более полными, глубокими, развернутыми.

Одной из форм направленности личности являются мотивы поступков и поведения. К числу новообразований в мотивационной сфере дошкольникаотносится появление новых мотивов, несвойственных детям в раннем детстве:

- мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением быть похожими на них;

- мотивы личных достижений, стремление к самоутверждению;

- познавательные и нравственные мотивы.

Однако все эти мотивы не рядоположены, а находятся в определенной иерархии. Соподчинение мотивов – одно из самых важных новообразований в дошкольном возрасте. Наличие соподчинения мотивов дает возможность ребенку отказаться от привлекательной в данный момент вещи или занятия ради выполнения более важного занятия.

На развитие личности ребенка оказывают влияние ряд факторов:

- содержание общения, оно определяет развитие отношения ребенка к взрослому;

- семейная микросреда, психологический климат в ней, особенности взаимоотношений между членами семьи;

- особенности взаимоотношений со сверстниками.

Все эти факторы в своей совокупности определяют направление развития личности ребенка.

10. Характеристика основных новообразований дошкольного возраста

Некоторые новообразования данного возраста мы рассмотрели в предыдущих вопросах (символизм, соподчинение мотивов, развитие наглядно-действенного и появление наглядно-образного мышления). Одним из важнейших новообразований этого периода является возникновение произвольности поведения и всех психических процессов. Выполняя игровую деятельность, ребенок подчиняет этой задаче свои сиюминутные, импульсивные действия.

В этом возрасте впервые возникает вопрос о том, как надо себя вести, т.е. создается предварительный образ своего поведения, который выступает как регулятор. Ребенок начинает овладевать своим поведением, сравнивая его с образцом. Осознание своего поведения и начало личного самосознания – одно из главных новообразований дошкольного возраста.

Старший дошкольник начинает понимать, что он умеет, а что нет, он знает свое ограниченное место в системе отношений с другими людьми, осознает не только свои действия, но и свои внутренние переживания – желания, предпочтения, настроения и пр. В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от «Я сам», от отделения себя от взрослого к открытию своей внутренней жизни, которая и составляет суть личного самосознания.

Наши рекомендации