Предмет, структура и задачи педагогической психологии
Педагогическая психология представляет собой междисциплинарную самостоятельную отрасль знания, основывающегося на знании общей, возрастной, социальной психологии, психологии личности, теоретической и практической педагогики. Она имеет собственную историю становления и развития, анализ которой позволяет понять сущность и специфику предмета ее исследования.
Предмет педагогической психологии – психологические закономерности и механизмы усвоения человеком социокультурного опыта в ходе специально организованного образовательного процесса.
На современном этапе развития педагогическая психология становится более объемной. Отечественная педагогическая психология изучает психологические механизмы управления обучением и образовательным процессом в целом; формирование познавательных процессов личности учащегося.
Предмет каждой отрасли научного знания определяет ее структурную организацию, то есть те разделы, которые входят в данную науку. Традиционно педагогическая психология рассматривается в составе четырех разделов: психология обучения, психология воспитания, психология деятельности педагога, психология педагогического взаимодействия.
Предмет психологии обучения – развитие познавательной сферы в условиях систематического обучения.
Предмет психологии воспитания– развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка, деятельности коллектива.
Предмет психологии педагога – психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют эффективности этой деятельности.
Предмет педагогического взаимодействия – психологические особенности учебно-педагогического сотрудничества и общения.
В целом педагогическая психология выявляет, изучает и описывает психологические особенности и закономерности интеллектуального и личностного развития человека в разных условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса.
Конкретными задачами педагогической психологии являются:
- раскрытие механизмов и закономерностей обучающегося и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;
- определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучаемого и использования в различных ситуациях;
- определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);
- определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучающихся и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;
- изучение психологических основ деятельности педагога, его индивидуально-психологических и профессиональных качеств;
- определение механизмов, закономерностей и развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;
- определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование операционального состава деятельности на их основе в процессе решения разнообразных задач;
- определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и их соотнесения с образовательными стандартами;
- разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы.
Педагогическая психология связана с психологией развития и возрастной психологией, так как в ней важное место занимает задача изучения возрастных особенностей детей разного возраста. Педагогическая психология является одной из базовых наук педагогики.
Профессиональная подготовка педагога невозможна без изучения педагогической психологии. Она позволяет учителю корректно разрабатывать циклы обучения, анализировать трудности учащихся, возникающие в ходе усвоения; проводить необходимую коррекционную работу и решать многие другие профессиональные задачи.