Возрастная психология как наука. Предмет и задачи
Возрастной психологии
В поле внимания психологической науки, помимо общих закономерностей психики, составляющих предмет изучения общей психологии, попадают и другие вопросы. Для профессиональной деятельности педагога особое значение имеют проблемы изменения, развития и формирования психических процессов и свойств личности ребенка на различных возрастных этапах. Исследованием этих проблем занимается возрастная психология или (психология развития). Главное, что отличает возрастную психологию от других областей психологии, – акцент на динамике развития. Поэтому ее еще называют генетической психологией (от греческого «генезис»– происхождение, становление).
Возрастная психология – самостоятельная отрасль психологии, которая изучает возрастные изменения психики, движущие силы психического развития и законы возрастных изменений.
Предмет возрастной психологии составляют закономерности и факторы психического развития человека на различных возрастных стадиях. Знание этих закономерностей и факторов имеет большое практическое значение для успешной педагогической деятельности.
Итак, возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности, возрастные изменения и т. д. Нас, как будущих педагогов, будет интересовать не весь жизненный путь, а его начало – с рождения до 17 лет, пока стремительно взрослеющий ребенок, не окончит школу и не вступит во взрослую жизнь.
Возрастная психология как наука сформировалась в конце ХIХ – начале ХХ веков. Задолго до ее возникновения как самостоятельной науки вопросы познания психики ребенка, его обучения и воспитания занимали умы лучших представителей мировой науки. Одним из основоположников возрастной психологии можно считать Я. А. Коменского, который в своем труде “Великая дидактика” впервые выдвинул идею о необходимости построения системы обучения в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей.
По мнению различных психологов в основе развития возрастной психологии лежала детская психология. Непосредственно детская психология как наука о психическом развитии ребенка зародилась в конце XIX в. Началом этому послужила книга немецкого ученого-дарвиниста Вильгельма Прейера «Душа ребенка» (СПб, 1891). В ней В. Прейер описывал результаты ежедневных наблюдений за развитием своей дочери, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Заслуга В. Прейера состоит в том, что он изучил, как развивается ребенок в самые ранние годы жизни, и ввел в детскую психологию метод объективного наблюдения, разработанный по аналогии с методами естественных наук. Он первым осуществил переход от интроспективного исследования психики ребенка к объективному.
К объективным условиям становления детской психологии, сложившимся на конец XIX века, в первую очередь следует отнести бурное развитие промышленности и, соответственно, качественно новый уровень общественной жизни. Это повлекло за собой необходимость пересмотреть подходы к воспитанию и обучению детей. Родители и учителя перестали считать физические наказания эффективным методом воспитания – появились более демократичные семьи и педагоги. Задача понимания ребенка стала одной из первоочередных. Кроме того, ученые пришли к выводу, что только через изучение психологии ребенка лежит путь к пониманию того, что собой представляет психология взрослого человека.
Свой вклад в становление детской психологии внес выдающийся русский педагог, основатель научной педагогики в России К.Д. Ушинский (1824–1870). В работе «Человек как предмет воспитания» он писал, обращаясь к учителям: «Изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте в соответствии с этими законами и теми обстоятельствами, к которым вы их хотите приложить».
Развитию возрастной психологии способствовали эволюционные идеи английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина (1809–1882), которые послужили основой понимания рефлекторной сущности психических факторов. Этой проблемой занимался и русский физиолог И. М. Сеченов (1829–1905). В классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1866) он дал полное научное обоснование рефлекторной теории.
В начале XX века в практику стали внедряться методы экспериментального исследования умственного развития детей: тестирование, использование измерительных шкал и т. п. Детская психология становится нормативной дисциплиной, описывающей достижения ребенка в процессе развития.
Со временем ученые пришли к выводу, что необходимо выделить стадии развития личности в онтогенезе. Данной проблемой занимались К. Бюлер, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, П. П. Блонский, Л. С. Выготский и др. Они пытались осмыслить закономерности смены периодов развития и проанализировать причинно-следственные связи психического развития детей. Все эти изыскания породили множество теорий развития личности, среди которых можно назвать, например, теорию трех ступеней детского развития (К. Бюлер), психоаналитическую концепцию (З. Фрейд), когнитивную теорию (Ж. Пиаже).
Возрастная психология поднялась на новую ступень с введением метода формирующего эксперимента, разработанного отечественным психологом Л. С. Выготским (1896–1934). Этот метод позволял определить закономерности развития психических функций. Его использование также привело к появлению ряда теорий развития личности. Рассмотрим некоторые из них.
Кулътурно-историческая концепция Л. С. Выготского. Ученый утверждал, что интерпсихическое становится интрапсихическим. Возникновение и развитие высших психических функций связано с употреблением знаков двумя людьми в процессе их общения. В противном случае знак не может стать средством индивидуальной психической деятельности.
Теория деятелъности А. Н. Леонтъева. Он считал, что деятельность сначала выступает как сознательное действие, затем – как операция и только потом, по мере формирования, становится функцией.
Теория формирования умственных действий П. Я. Галъперина. По его мнению, формирование психических функций происходит на основе предметного действия: начинается с материального выполнения действия, а заканчивается умственной деятельностью, затрагивая речевую функцию.
Концепция учебной деятельности – исследования Д. Б. Элъконина и В. В Давыдова, в которых разрабатывалась стратегия формирования личности не в лабораторных условиях, а в реальной жизни – путем создания экспериментальных школ.
Теория «первоначального очеловечивания» И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова, в которой отмечены начальные этапы формирования психики у слепоглухонемых детей.
Развитие белорусской возрастной психологии (психологии развития) связано с именами Я. Л. Коломинского, А. А. Амелькова, Е. А. Панько, Ю. Н. Карандашева, И. А. Фурманова и др.
Ключевыми категориями возрастной психологии являются понятия «возраст» или «возрастной период», а также категория «детство». Также к основным понятиям возрастной психологии можно отнести: психическое развитие, движущие силы психического развития, факторы психического развития, социальная ситуация развития и др. Данные понятия мы рассмотрим несколько позже, в ходе чтения последующих лекций.
Возраст или (возрастной период) – определенный этап в развитии человека, который характеризуется специфическими особенностями формирования организма и личности и относительно устойчивыми морфофизиологическими и психологическими особенностями.
Согласно данному определению отметим два основных момента.
Во-первых, психологический возраст может не совпадать с хронологическим возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период со своим неповторимым содержанием – особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью – имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой – позже. Особенно сильно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.
Во-вторых, начальные возрастные периоды образуют детство – целую эпоху, которая по сути своей является подготовкой к взрослой жизни, самостоятельному труду. Наверняка у кого-то детство связано с беспечностью, беззаботностью, играми, шалостями, учебой, а для других детство – это время активного развития, изменений и обучения. На самом деле, детство – это период парадоксов и противоречий, без которых не может быть развития.
Итак, чем же характеризуется данный период? Замечено, что чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство и тем беспомощнее это существо при рождении. Бесспорно, человек – наиболее совершенное существо в природе. Это подтверждается его физическим строением, организацией нервной системы, типами деятельности и способами ее регуляции. Однако, появляясь на свет, человек наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. Он беспомощен и не может постоять за себя, за ним требуется уход, который осуществляется в течение длительного времени. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства.
Детство – явление историческое: и его содержание, и продолжительность изменялись на протяжении веков. Детство в первобытном обществе было коротким, в средневековье длилось дольше; детство современного ребенка еще больше растянулось во времени и наполнилось сложными видами деятельности – дети копируют в своих играх отношения взрослых, семейные и профессиональные, осваивают основы наук. Специфика детства определяется уровнем социально-экономическогои культурного развития общества, в котором живет, воспитывается и обучается ребенок. Когда кончается детство в наше время? Традиционно детская психология – как первая часть возрастной охватывает процесс развития ребенка от рождения до 7 лет. Но современное детство продолжается и после поступления в школу, младший школьник остается ребенком. Более того, некоторые психологи рассматривают и подростковый возраст как «затянувшееся детство». Какой бы точки зрения мы ни придерживались, приходится констатировать: настоящая взрослость ждет ребенка только за школьным порогом, в 15 или 17 лет.
Возрастные изменения подразделяются на эволюционные, революционные и ситуационные. К эволюционным изменениям относятся количественные и качественные преобразования, происходящие в психике человека при переходе из одной возрастной группы в другую. Такие изменения протекают медленно, но основательно, и охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев (для младенцев) до нескольких лет (для детей более старшего возраста). Они обусловлены следующими факторами: а) биологическим созреванием и психофизиологическим состоянием организма ребенка; б) его местом в системе социальных отношений; в) уровнем интеллектуального и личностного развития.
Революционные изменения осуществляются быстро, за короткий срок, они более глубоки, чем эволюционные. Данные изменения происходят в момент кризиса возрастного развития, возникающего на рубеже возрастов между сравнительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения.
Ситуационные изменения связаны с воздействием на психику ребенка конкретной социальной ситуации. Данные изменения отражают процессы, происходящие в психике и поведении ребенка под влиянием обучения и воспитания.
Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения устойчивы, необратимы, не требуют систематического подкрепления. Они преобразуют психологию человека как личности. Ситуационные изменения неустойчивы, обратимы и требуют закрепления в последующих упражнениях. Такие изменения направлены на преобразование частных форм поведения, знаний, умений и навыков.
Возрастная психология решает широкий круг проблем. Среди важнейших в учебнике российского автора Р. С. Немова приводятся:
соотношение интеллектуальных и личностных изменений (как развитие познавательной сферы сказывается на эмоциональной, волевой, мотивационной сфере, и наоборот);
проблема органической и средовой обусловленности развития (каково влияние генотипа и социальной сферы на психическое развитие личности);
проблема соотношения задатков и способностей (как развитие способностей зависит от врождённых задатков; сензитивные периоды и их роль в формировании способностей);
проблема влияния стихийных и организованных факторов (изучение роли и соотношение организованного воздействия (через обучение и воспитание) и стихийного формирования личности);
проблема изучения эволюционных, революционных и ситуационных изменений (какова закономерность «постепенного» (эволюционного) изменения психики человека, «резкого» (революционного) психического развития и как значимые жизненные события влияют на внутренний мир человека.