Базовые формы взаимодействия.
1. Решение проблем эффективного сопровождения школьников осуществляется в процессе таких совместных форм работы, как:
- Психолого-педагогический консилиум;
- Групповые и индивидуальные консультации по итогам консилиума;
- «круглые столы» по итогам психолого-педагогической работы в определенной параллели;
· Индивидуальные консультации по единичным запросам.
2. Профессиональное развитие педагогов, выработка общего языка и общего смысла работы с детьми осуществляется в рамках такой коллегиальной работы, как:
- Методические семинары с педагогами-предметниками и классными руководителями;
- Просветительские психолого-педагогические семинары для педагогического коллектива;
Лекция 16. Взаимодействие психолога с родителями воспитанников и учащихся образовательного учреждения.
Вопрос о задачах и значении работы школьного психолога с родителями чрезвычайно дискуссионный. Существует множество мнений, в том числе и полярно противоположных.
На одном полюсе - работа с родителями как основное направление деятельности школьного психолога. Так как большая часть проблем школьника - родом из семьи, ее климата, стиля взаимоотношений, невозможно решать школьные проблемы без активного переструктурирования семейных отношений.
На другом полюсе - семья юридически и этически “закрыта” для школы. Школьный психолог не имеет права вмешиваться в семейную ситуацию. Большинство школьных ситуаций должно решаться без вмешательства родителей, силами педагогов, психолога и самого школьника.
Общая цель различных форм деятельности психолога по отношению к родителям заключается в создании ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.
При этом последовательно реализуется принцип невмешательства школьного психолога в семейную ситуацию.
В понятие воспитание родителей входит | В понятие воспитание родителей не входит |
Усвоение знаний и навыков по проблемам воспитания детей | Психотерапия для родителей |
Приобретение знаний о нормальном развитии ребенка | Консультации по вопросам семьи и брака или семейная терапия |
Ориентация на поставленные задачи | Помощь родителям в их освобождении от комплексов |
Работа с родителями строится в направлениях:
· психологическое просвещение;
· социально-психологическое консультирование по проблемам обучения и личностного развития детей;
· коррекция детско-родительских отношений;
· специальное обучение родителей (тренинг родительской эффективности).
Психологическое просвещение.
В задачу школьного психолога не входит передача систематизированных психологических знаний родителям (при всем благородстве и значимости этого). Пользуясь редкими встречами с родителями, психолог может попытаться ознакомить их с актуальными проблемами детей, способствуя тем самым более глубокому пониманию взрослыми динамики детского развития. Условно говоря, психолог погружает родителей в значимые, насущные вопросы, решаемые их детьми в данный момент школьного обучения и психологического развития, и предлагает подходящие для этого момента формы детско-родительского общения.
Для этого могут использоваться короткие психологические беседы на классных собраниях (лучше, если они приурочены к проводимым диагностическим исследованиям), специальные родительские дни, совместные встречи родителей и детей.
Психолого-педагогическое консультирование родителей, проводимое по запросу родителей или инициативе психолога, может выполнять различные функции:
- Информирование родителей о школьных проблемах ребенка. Родители не всегда имеют о них достаточно полное и объективное представление.
- Консультативно-методическая помощь в организации эффективного детско-родительского общения, если с таким запросом обратились сами родители или психолог считает, что именно в этой области кроются причины школьных проблем ребенка.
- Необходимость получения дополнительной диагностической информации от родителей. Например, на этапе углубленной диагностики психолог может попросить родителей помочь ему выявить влияние семейной ситуации на психологическое благополучие ребенка в школе.
· Психологическая поддержка родителей в случае обнаружения серьезных психологических проблем у их ребенка либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в его семье.
В любом случае, итогом консультативной работы должен быть договор о совместных действиях родителей и школьного психолога в решении задач сопровождения ребенка в период его школьного обучения.
Коррекция детско-родительских отношений представляет собой особое направление деятельности психолога, которое объединяет важные стратегии:
· Игровую терапию с детьми;
· Обучение родителей с помощью прямого вовлечения их в процесс происходящих изменений.