Раздел 7. БАЗОВЫЕ СЕНСОМОТОРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

_______________________________ 5—10 лет

Занятие 1

«Партизан». Ползание на животе. Ребенок ложится на живот и ползет по-пластунски так, как сможет. Взрослый следит за правиль­ностью выполнения упражнения, фиксирует внимание на проблем­ных зонах ребенка и помогает ему. Если ребенок при ползании игно­рирует ноги, то ему надо больше ползать без рук. Если игнорируется одна из ног, рекомендуется надеть на нее утяжелитель (бутылка с во­дой или мешочек с крупой) и таким образом «включить» ее в выпол­нение задания. На ползание не следует жалеть времени! (Это упраж­нение диагностическое и позволяет выявить возможности ребенка.)

Занятие 2

«Да спине безрук-1». Ребенок ложится на спину, кладет сцеплен­ные в замочек руки на живот и приподнимает голову, а ноги сгибает в коленях. Он должен доползти до цели, отталкиваясь одновременно двумя ногами.

Занятие 3

«На спине без рук-2». Упражнение выполняется так же, как на за­нятии 2, но отталкиваться надо поочередно — то левой ногой, то правой.

Занятия 4—5

«Ползание по-пластунски». Ребенок ложится на живот, головой в сторону цели, сгибает правые руку и ногу. Голова чуть оторвана от пола. Разгибая одновременно руку и ногу, неотрывно смотря на цель, ребенок толкается. После этого сгибает левую руку и ногу и опять тол­кается. Задача — доползти до цели.

Занятия 6—7

«Ползание на шестереньках». Ребенок встает на колени, локти и кисти рук. Поднимая правую ногу и правую руку, делает шаг. Затем меняет руку и ногу. Задача — не сбиваясь и не падая дойти до цели. В этом и всех последующих упражнениях важно, чтобы рука и нога ре­бенка касались пола одновременно.

Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет___ 367

Сначала лучше каждый шаг этого упражнения делать по коман­де, например «Ква» или «Бу», — это даст вам возможность контроли­ровать темп выполнения упражнения. Можно также ввести ложные команды, которые ребенок должен игнорировать. Заодно потрениру­ете внимание и слух (например, вместо команды «Ква» сказать «Кво» или «Кма»).

Примечание. Упражнение будет очень важно в дальнейшем, по­этому уделите ему максимум внимания. После усвоения упражнения можно ввести счет, например, 1 — отрываем ногу и руку, 2-3-4 — переносим их вперед, 5 — ставим руку и ногу. Этим вы замедлите вы­полнение упражнения, сделаете движения более точными и рассчи­танными. Хотя после трех-четырех повторов рекомендуем вернуться к обычному выполнению упражнения и сосредоточиться больше на скорости.

Занятие 8

«Ползание на четвереньках-1». Ребенок встает на четвереньки. Поднимая правую ногу и правую руку, делает шаг. Язык медленно «переезжает» за «шагающей» рукой. Затем рука и нога меняются, а язык во время шага переползает в другую сторону. Задача — не сбива­ясь и не падая, дойти до цели.

Примечание. Упражнение несложное. Главное, чтобы ребенок при «приземлении» не прикусил язык от усердия. Важно, чтобы он не за­думывался о том, куда должен перемещаться язык, а делал это автоматически.

Занятие 9

«Ползание на четвереньках-2». Ребенок встает на четвереньки. Поднимая правую ногу и левую руку, делает шаг. Язык медленно «пе­реезжает» в противоположную от «шагающей» руки сторону. Затем рука и нога меняются, а язык во время шага переползает в другую сторону. Задача — не сбиваясь и не падая, дойти до цели.

Занятие 10

«Ползание на четвереньках-3». Ребенок встает на четвереньки. Поднимая правую ногу и левую руку, делает шаг. Язык медленно «пе­реезжает» в противоположную от «шагающей» руки сторону, а глаза смотрят в сторону «шагающей» руки. Затем ребенок делает шаг дру­гой рукой и ногой и т.д. Задача — не сбиваясь и не падая, дойти до цели.

368 Часть III. Дидактические материала!

Занятие 11

«Ползание на четвереньках-4». Ребенок встает на четвереньки, причем руки ставит друг за другом. Делает шаг правой ногой и одно­временно руку, которая находится сзади, переставляет вперед. При этом если шагает правая рука, то язык и глаза смотрят влево, если левая — то вправо. Затем рука и нога меняются, а язык и глаза во вре­мя шага переползают в другую сторону. Задача — не сбиваясь и не падая, дойти до цели.

Затем ребенок должен таким же образом проползти эту диста^
цию обратным ходом. *

!

Занятие 12 г

«Ползание на четвереньках-5». Ребенок встает на четвереньки, причем руки перекрещены. Ребенок делает шаг правой ногой и од­новременно руку, которая находится сзади (за одной из рук), пере­ставляет вперед. Язык медленно «переезжает» в противоположную от шагающей руки сторону, а глаза смотрят в сторону «шагающей» руки. Затем рука и нога меняются, а язык и глаза во время шага переполза­ют в другую сторону. Задача — не сбиваясь и не падая, дойти до цели.

Занятие 13

«Ползание боком». Ребенок встает на четвереньки. Ноги раздви­нуты на ширину плеч, руки вместе. Делая шаг вбок, он ставит ноги вместе, а руки раздвигает на ширину плеч. Еще шаг — и опять руки вместе, а ноги на ширине плеч.

Примечание. Сначала можно помочь ребенку, проговаривая ре­зультат каждого шага: «Сейчас ноги вместе, руки — раздельно».

Вариант упражнения. Ребенок встает на четвереньки. Ноги вмес­
те, руки перекрещены. Правая рука и правая нога одновременно ша­
гают вбок (руки и ноги ставятся параллельно друг другу на ширине
плеч). Следующий шаг левой рукой и левой ногой — и опять руки nej
рекрещены, а ноги вместе. !

Занятие 14

«Хождение на коленях-1». Руки вытянуты в стороны. Пальцы рук прижаты друг к другу. Ладонь правой руки «смотрит в сторону», паль­цы руки «смотрят вверх». Ладонь левой руки «смотрит в пол», а паль­цы «смотрят в сторону». Стоя на коленях головой по направлению к цели, ребенок делает правой ногой шаг и одновременно с этим ме­няет положение ладоней — ладонь правой руки направляется в пол, а левая рука обращается вверх.

Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет 369

После того как ребенок усвоит это упражнение, можно добавить еще одно действие: язык следует за ладонью, смотрящей вверх.

Занятие 15

«Хождение на коленях-2». Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но при этом язык следует за ладонью, смотрящей вверх, а глаза — в противоположную сторону от языка.

Затем, наоборот, глаза следуют за ладонью, смотрящей вверх, а язык в противоположную от глаз сторону.

Занятие 16

«Хождение у стены-1». Ребенок встает лицом к стене, ноги на ширине плеч. Руки согнуты, ладони лежат на стене на уровне глаз. Ре­бенок передвигается вдоль стены на несколько метров вправо, а за­тем влево следующими способами:

а) руки и ноги параллельны друг другу (приставным шагом);

б) руки перекрещены, ноги параллельны;

в) ноги перекрещены, руки параллельны;

г) руки и ноги перекрещены.

Занятие 17

«Хождение у стены-2». Упражнение выполняется так же, как на занятии 16. При этом глаза смотрят в стену, а язык двигается в сторо­ну шагающей руки. Затем, наоборот, язык неподвижен, а глаза смот­рят в сторону шагающей руки.

Занятие 18

«Хождение у стены-3». Упражнение выполняется так же, как на занятии 16. При этом глаза смотрят в сторону шагающей руки, а язык двигается в противоположную от глаз сторону. Затем, наоборот, язык двигается в сторону шагающей руки, а глаза смотрят в противопо­ложную сторону от языка.

Занятие 19

«Хождение у стены-4». Упражнение выполняется так же, как на занятии 16, но с закрытыми глазами.

Занятие 20

«Цыганочка». И.п. — ноги на ширине плеч, руки опущены. Ребе­нок дотрагивается правой рукой до поднятого левого колена. Вернуть­ся в И.п., затем сзади дотронуться левой рукой до правой пятки (со-

370 Часть III Дидактические материалы

гнутая в колене правая нога отводится назад). Вернуться в И.п. Затем выполнить упражнение соответственно для левой руки и правого ко­лена и правой руки и левой пятки. Повторить весь цикл 3 раза.

Наши рекомендации