Кризисы, связанные с деформацией структуры Эго
В предыдущих разделах мы выделили три базовые подструктуры личности: «Я-материальное», «Я-социальное» и «Я-духовное». Мы писали, что каждая подструктура имеет ядро как центральный смыс-лообразующий компонент идентификации. Для «Я-материального» это тело — «Я-образ». Для «Я-социального» — интегративный статус, а для «Я-духовного» — экзистенциональное ядро.
На наш взгляд, именно деформация или угроза деформации как фрустрирующий фактор для ядерных компонентов Эго и близких к ним по ценностной значимости компонентов является основной причиной психодуховного кризиса.
В «Я-материальном» психодуховный кризис могут вызвать следующие факторы:
• физический фактор — болезнь, несчастный случай, операция, рождение ребенка, выкидыш, аборт, чрезвычайное физическое напряжение, длительное лишение пищи, чрезмер-
ный сексуальный опыт, сенсорная депривация, депривация сна, длительная сексуальная неудовлетворенность или травматичный сексуальный опыт, возрастное изменение физического образа, катастрофически быстрое похудение или ожирение;
• потеря значимых предметов и ценностей вследствие пожа
ра, стихийного бедствия, банкротства, грабежа, обмана, ра
зорения и т. д.
В «Я-социальном» психодуховный кризис могут вызвать следующие факторы:
• потеря интегративного социального статуса вследствие увольнения, сокращения штатов, пенсии, банкротства предприятия или десквалификации;
• деформация значимых социальных связей, которая провоцирует сильные эмоциональные переживания и обозначается личностью как крупная неудача: потеря важных родственных связей, смерть ребенка, родственника, конец значимых любовных отношений, чрезмерно долгое пребывание в агрессивной среде, развод, потеря лидерских позиций, изгнание из значимой социальной общности, вынужденная социальная депривация, длительное насильственное пребывание в несвойственной роли.
В «Я-духовном» психодуховный кризис могут вызвать следующие факторы:
• потеря смысла жизни вследствие личностной дезинтеграции.
Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей
жизни мы рассматриваем как мотивационную тенденцию,
присущую всем людям и являющуюся основным двигателем
поведения и развития личности. На начальных стадиях поте
ри смысла у человека возникает ощущение, что ему чего-то
«недостает», но он не может сказать, чего именно. К этому
постепенно добавляется ощущение ненормальности и пусто
ты повседневной жизни. Индивид начинает искать истоки и
назначение жизни. Состояние тревоги и беспокойства стано
вится все более мучительным, а ощущение внутренней пусто
ты — невыносимым. Человек чувствует, что сходит с ума: то,
что составляло его жизнь, теперь большей частью исчезло для
него как сон, тогда как новый свет еще не явился. Человек
стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или ваку
ум, если это стремление остается нереализованным;
• нравственный кризис, который заключается в том, что у личности просыпается или обостряется совесть; возникает новое чувство ответственности, а вместе с ним тяжкое чувство вины и муки, раскаяние. Человек судит себя по всей строгости и впадает в глубокую депрессию. На этой острой стадии нередко приходят мысли о самоубийстве. Человеку кажется, что единственным логическим завершением его внутреннего кризиса и распада может быть физическое уничтожение. Человек не может ни принять повседневную жизнь, ни удовлетвориться ею, как прежде. Это состояние очень напоминает психотическую депрессию или «меланхолию», для которой характерны острое чувство собственной недостойности, постоянное самоуничижение и самообвинение;
• углубленное участие в различных формах медитации и духовной практики, предназначенное для активизации духовных переживаний: методики дзен, буддийские медитации Випас-саны, упражнения Кундалини-йоги, суфийские упражнения, чтение христианских молитв, различные аскетические деп-ривационные практики (пещерная, пустынная, лесная, замуровывание в каменные мешки и др.), монашеские размышления, статические медитации на янтры, мандалы и т. д.
• групповые и индивидуальные эксперименты с использованием психоделических веществ;
• участие в различных интенсивных формах групповой психологической работы с личностью;
• неподготовленное включение в различные этнические ритуалы и экстатические практики;
• участие в жизни тоталитарных сект.