Кризисы, связанные с деформацией структуры Эго

В предыдущих разделах мы выделили три базовые подструктуры личности: «Я-материальное», «Я-социальное» и «Я-духовное». Мы писали, что каждая подструктура имеет ядро как центральный смыс-лообразующий компонент идентификации. Для «Я-материального» это тело — «Я-образ». Для «Я-социального» — интегративный ста­тус, а для «Я-духовного» — экзистенциональное ядро.

На наш взгляд, именно деформация или угроза деформации как фрустрирующий фактор для ядерных компонентов Эго и близких к ним по ценностной значимости компонентов является основной при­чиной психодуховного кризиса.

В «Я-материальном» психодуховный кризис могут вызвать сле­дующие факторы:

• физический фактор — болезнь, несчастный случай, опера­ция, рождение ребенка, выкидыш, аборт, чрезвычайное фи­зическое напряжение, длительное лишение пищи, чрезмер-

ный сексуальный опыт, сенсорная депривация, депривация сна, длительная сексуальная неудовлетворенность или трав­матичный сексуальный опыт, возрастное изменение физи­ческого образа, катастрофически быстрое похудение или ожирение;

• потеря значимых предметов и ценностей вследствие пожа­
ра, стихийного бедствия, банкротства, грабежа, обмана, ра­
зорения и т. д.

В «Я-социальном» психодуховный кризис могут вызвать следу­ющие факторы:

• потеря интегративного социального статуса вследствие уволь­нения, сокращения штатов, пенсии, банкротства предприя­тия или десквалификации;

• деформация значимых социальных связей, которая провоци­рует сильные эмоциональные переживания и обозначается личностью как крупная неудача: потеря важных родственных связей, смерть ребенка, родственника, конец значимых лю­бовных отношений, чрезмерно долгое пребывание в агрес­сивной среде, развод, потеря лидерских позиций, изгнание из значимой социальной общности, вынужденная социальная депривация, длительное насильственное пребывание в не­свойственной роли.

В «Я-духовном» психодуховный кризис могут вызвать следую­щие факторы:

• потеря смысла жизни вследствие личностной дезинтеграции.
Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей
жизни мы рассматриваем как мотивационную тенденцию,
присущую всем людям и являющуюся основным двигателем
поведения и развития личности. На начальных стадиях поте­
ри смысла у человека возникает ощущение, что ему чего-то
«недостает», но он не может сказать, чего именно. К этому
постепенно добавляется ощущение ненормальности и пусто­
ты повседневной жизни. Индивид начинает искать истоки и
назначение жизни. Состояние тревоги и беспокойства стано­
вится все более мучительным, а ощущение внутренней пусто­
ты — невыносимым. Человек чувствует, что сходит с ума: то,
что составляло его жизнь, теперь большей частью исчезло для
него как сон, тогда как новый свет еще не явился. Человек
стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или ваку­
ум, если это стремление остается нереализованным;




• нравственный кризис, который заключается в том, что у лич­ности просыпается или обостряется совесть; возникает новое чувство ответственности, а вместе с ним тяжкое чувство вины и муки, раскаяние. Человек судит себя по всей строгости и впадает в глубокую депрессию. На этой острой стадии неред­ко приходят мысли о самоубийстве. Человеку кажется, что единственным логическим завершением его внутреннего кри­зиса и распада может быть физическое уничтожение. Чело­век не может ни принять повседневную жизнь, ни удовлетво­риться ею, как прежде. Это состояние очень напоминает пси­хотическую депрессию или «меланхолию», для которой ха­рактерны острое чувство собственной недостойности, посто­янное самоуничижение и самообвинение;

• углубленное участие в различных формах медитации и духов­ной практики, предназначенное для активизации духовных переживаний: методики дзен, буддийские медитации Випас-саны, упражнения Кундалини-йоги, суфийские упражнения, чтение христианских молитв, различные аскетические деп-ривационные практики (пещерная, пустынная, лесная, заму­ровывание в каменные мешки и др.), монашеские размышле­ния, статические медитации на янтры, мандалы и т. д.

• групповые и индивидуальные эксперименты с использова­нием психоделических веществ;

• участие в различных интенсивных формах групповой психо­логической работы с личностью;

• неподготовленное включение в различные этнические ритуа­лы и экстатические практики;

• участие в жизни тоталитарных сект.

Наши рекомендации