Основные тенденции личности и группы
Первая тенденция— которая существует в индивиде и которая манифестируется на всех уровнях, подструктурах личности — это стремление к расширению физического, социального и духовного пространства, которое мы можем обозначить экспансивной тенденцией.Мы уже писали, что понятие тенденции было введено В.Н. Мясищевым в его психологии отношений и понимается как напряженная направленность психической активности человека. Что касается нашего осмысления первой тенденции, то мы должны принять тезис Мясищева о том, что потребности как одну сторону основного отношения «...можно определить как конативную (от латинского слова сопаге — «стремиться», «домогаться») тенденцию овладения».
Пока человек, или группа, расширяет пространство своего Эго-материального, это считается позитивным эволюционным и биографическим шагом. Детское стремление «стать большим» (овладеть большим — если перефразировать тезис Мясищева) на самом деле является доминирующим в человеке и в группе до тех пор, пока они имеют достаточный уровень витальности. Вещи становятся элементом тела, «материального Эго». К телу и материальным вещам человек относится как к наиболее значимым, наиболее важным элементам индивидуального бытия. Когда мы гово-
рим «Он (она; или группа) имеет вес», то указание на чисто материальную сторону (вес — понятие физическое) показывает, что «материальное Я» в человеке и в оценке группы значимы. Чем «раздутее» «материальное Я», тем он (человек) ценнее не только в социальном плане, но и в плане внутренней самооценки, значимости в группе.
В этом смысле деньги являются неким критерием того, каким образом человек расширяет свое пространство, какой у него потенциал «материального Я». На уровне человеческого сознания расширение ареала и вообще расширение потока энергии (в денежной форме или в других эквивалентах) считается позитивным.
Идея сама по себе удивительно старая. Именно она управляла не только поведением человека, но и реальной активностью больших и малых человеческих групп и этносов.
Мы можем даже предположить, что запускающий механизм экспансивной тенденции мало управляется человеком сознательно, так как опирается на бессознательную инстинктивную природу подавления и захватывания все больших ареалов выживания. Чем больше ареал у самца, тем больше у него самок, возможности воспроизводства, возможности выжить за счет биоценоза. На самом деле это нормальный эволюционный, биологически оправданный механизм.
Когда человек или группа останавливаются в расширении «материального Я», это уже считается тормозом в обыденном сознании. Когда человек (группа) сужает свое «материальное Эго», это считается инволюцией, деградацией: человек теряет силу и вес в социальном плане. Когда личность, ее экстраполированное «материальное Эго», становятся функционально незначимыми, 90% социальных контактов теряется. Человек «теряет вес», становится незначимым.
Мы можем зафиксировать некую зависимость между динамикой «материального Эго» и структурой социально-психологического взаимодействия личности или группы с окружающими общностями, между объемом «материального Эго» и социометрическим «весом» в социальных общностях.
Вторая тенденция— изменение качества объектов идентификации, изменение содержания и структуры материального, социального, духовного пространства, которую мы можем обозначить как трансформационную тенденцию,— тоже считается позитивной тенденцией. Любой объект идентификации существует в социально-психологическом пространстве оценок по качественным признакам: лучше, комфортнее, красивее, престижнее, моднее, изящнее, правильнее, гигиеничнее, удобнее, дороже...
Эти качества являются выражением социокультурных оценок и отношений, которые становятся достоянием личности. Изменения, которые через активную деятельность реализует личность, являются выражением конативной тенденции, но в отличие от тенденции к расширению пространства и объема идентификаций, предметом овладения являются новые качества объектов идентификации.
На уровне метафор мы можем выразить это примерами и сравнениями. Например: вы купили трехкомнатную квартиру, пока вы обставляете ее, вы считаете это позитивным. На уровне группы переструктурирование пространства, улучшение качества пространства касается качеств физического пространства репрезентации в социуме.
Социальное окружение, общности разного уровня положительно реагируют и считают позитивным, когда есть изменение качества в объектах отождествления личности. Изменение качества, структуры пространства на телесном, идентифицированном уровне «материального Я», предметном уровне, в человеческом сознании считается позитивным.
Третья тенденцияЭго на материальном, на социальном, на духовном уровне — это консервативная тенденция:сохранение структуры отношений, их эмоционального содержания, устойчивости в объеме и качестве отождествлений. Вне сомнения на уровне биологическом и инстинктивном истоком этой тенденции является стремление к гомеостазису.
Сама идея была привнесена в медицину Клодом Бернаром. Гомеостаз — механизм, посредством которого живой организм поддерживает параметры своей внутренней среды на таком уровне, когда возможна здоровая жизнь. Наши кровяное давление, частота пульса, темп дыхания, действие наших почек — все это обусловлено гомеостатическим механизмом, который обычно работает настолько хорошо, что мы не замечаем его, а когда в его функционировании происходит сбой, это приводит к повышению температуры, одышке, тахикардии, уремии и другим серьезным расстройствам. Существует еще целый ряд гомеостатических явлений, связанных с жизнью, но относящихся скорее не к поддержанию пригодной для жизни внутренней среды, а к пространственному положению, позам и ситуациям, включающим осознанное действие.
Консервативная тенденция выражает очень важное качество функционирования личности — это степень идентифицированно-сти с объектом: насколько жестко мы привязаны к своим предметам, к своей телесности и к вещному миру вообще.
Третья тенденция является отражением интенсивности отношений, уровня их ригидности и динамичности.
В социально-психологическом аспекте многие психодуховные, личностные и т.д. кризисы, психологические проблемы и стрессы связаны со степенью идентифицированности, с тем, насколько человек или группа отождествлены с объектами идеальными, материальными или социальными в своем субъективном сознании, с тем — выражаясь обыденным языком, — насколько человек, или группа, считает нечто своим: «мое».
Консервативная тенденция.обеспечивает стабильность существования человека или группы в социально-психологическом пространстве, устойчивость основных характеристик, целостность. Именно она обеспечивает сохранность обобщенных диспозиций личности и группы, предрасположенность думать, чувствовать и вести себя определенным образом.
В социально-психологическом смысле консервативная тенденция обеспечивает восприятие и понимание другого, адекватную социальную перцепцию в коммуникативном процессе. На наш взгляд, существует некий оптимум в выраженности этой тенденции в континууме «гибкость —жесткость». Высокая степень жесткости обеспечивает эффективность только в социальных системах, которые являются ригидными по своей структуре (армия, полиция, другие строго организованные социальные системы). В более динамичных социокультурных и экономических условиях высокая степень выраженности консервативной тенденции уменьшает возможности и способности к социальной адаптации.
Консервативная тенденция в социальном и психологическом отношениях является положительным социально-психологическим явлением. Каждая личность и группа включены в огромную систему отношений, в микро- и макросоциальные сообщества со своей моралью, традициями, ценностями, законами. Во многих смыслах именно консервативная тенденция на личностном и групповом уровнях обеспечивает устойчивость социальных общностей и выполнение не только материально-репродуктивных, но социально- и духовно-репродуктивных функций.
Как мы указывали выше, в структуру «материального Эго» в качестве объектов отождествления кроме центрального, стержневого объекта — «Я-образа» — входит много предметов объективной реальности, которые окружают личность: личные вещи, одежда, предметы обихода, мебель, квартира, дача, машина, счет в банке. Субъективная ценность этих предметов материального мира связана с личной историей взаимодействия с ними. Любая вещь ценна потому, что имеет свое мифическое пространство, иногда она связана с историей семьи, рода. Вне сомнения, существует культурная, политическая, идеологическая, экономическая селек-
тивность ценностей идентификации. Но более значимы для функционирования личности субъективно оцениваемые, эмоционально переживаемые отношения.
Материальная идентификация является базовым конструктом личности и группы. Любое разрушение, любое нарушение в скорости расширения пространства, в качестве изменения пространства, в степени идентифицированности, в консервативной тенденции переживается личностью как притязание на ее пространство и вызывает какую-то адекватную или неадекватную реакцию. Мы можем предположить, что это является психологическим законом личностного и группового существования. Дело не в содержании реакции: защитной, агрессивной, восторженной... Важно, что реакция всегда возникает в тот момент, когда есть стимул наэти три тенденции.
Все эти три тенденции зависят от одной переменной, которая мало зависит от личности, но проявляется через личность и является качеством личности. Эту переменную мы называем уровнем витальности. Еще В.М. Бехтерев утверждал, что психические явления имеют энергетическую природу. Энергия рассматривается в концепции Бехтерева в качестве базового, субстанциального, предельно широкого, выступающего в качестве основания как психических, так и материальных явлений, источника проявления всех форм жизнедеятельности человека и общества.
В нашем понимании уровень витальности — это та жизненная энергия, с которой человек рождается. Характер и уровень манифестации заложен в нас с рождения. Жизненная энергия, которой мы обладаем, в основном имеет врожденный, биологический характер.
Проявление жизненной энергии происходит в реализации основных тенденций личности. Любое лидерство в социально-психо- . логическом отношении обусловлено витальностью. Где угодно, но они все равно становятся лидерами. Нет разницы: то ли он в деревне — «первый парень», то ли он президент России или он является диктатором в доме. Разница заключается только в том, какую территорию по масштабности личность захватывает и обуславливает. По законам его расширенного «Я» живут остальные.
Насколько личность может реализоваться в тенденциях, зависит:
1) насколько велик потенциал жизненной энергии человека;
2) насколько человек не «забит», насколько человек находит путь к своей личностной силе, к своей жизненной энергии. Какой бы человек ни имел потенциал в витальности, часто находится социальная структура, которая «зажимает» личность, не дает ей проявиться.
В групповом пространстве витальность формируется не только и не столько суммой витальности составляющих ее членов, сколько чисто социально-психологическими переменными: сплоченностью, целями, стилем лидерства, интегративными процессами и т.д.
Важно не только количество жизненной энергии, но и ее направление. При социопатической направленности, например, личность может самоутверждаться через насилие. Энергия одна и та же, но направления энергии могут быть очень разные. В смысле группового существования в классической социальной психологии именно на этом основании выделяли группы — корпорацию и коллектив.
Все три тенденции, которые мы описали выше, зависят от уровня витальности.
В личности важен не только уровень витальности, но и умение использовать ее структурированно и целенаправленно. Можно, с одной стороны, иметь огромную энергию, но распылять ее вне цели и вне структуры, и человек может прожить свою жизнь впустую, вне позитивного творчества, вне реализации потенциала витальности. При минимальном уровне витальности, но при более структурированных целях можно достичь того же самого, чего достигает человек с огромной энергией. Самое главное — научиться центрировать и держать намерение. Те же закономерности наблюдаются в существовании группы.
Люди и группы с большой витальностью привлекательны потому, что они являются источником энергии. Для многих они представляют открытую возможность использовать энергию для достижения своих целей. Всегда, когда не имеешь большой витальности, нужно создавать большую структурированность и целенаправленность своей энергии. Необходимо научиться структурировать время и пространство. Когда есть огромная витальность — нет проблем, но нужно понимать, что чем больше ее растрачиваешь, тем быстрее она истощается. Человек с огромной витальностью может постареть к 30-ти годам. Человек с минимальной витальностью может сохранить ее уровень и в 70 лет. Необходимо чувствовать уровень своей витальности, уровень своей жизненной энергии. Растрачивать ее нужно целенаправленно, а также создавать условия ее реанимации, восстановления, накопления.
«Я-социальное»
В нашем понимании, стержневой структурой, вокруг которой разворачивается «социальное Эго», является интегративный статус. Интегративный статус — это то социальное положение, кото-
рым содержательно наполнено жизненное пространство личности и на которое направлена ее активность.
В интегративном статусе (как и в структуре любой социальной роли) мы можем вычленить несколько компонентов.
Во-первых,в интегративном статусе присутствует объективный компонент, связанный с тем местом, которое занимает данный индивид в социальной системе. У президента, студента вуза или бомжа — у каждого свое место в общественном организме.
Обычно позиции интегративного статуса закреплены в писанных нормах права, в уставах и других регламентирующих документах организаций. Интегративный статус — это набор функциональных обязанностей личности, которые предписывают место в социальном сообществе. Эти предписания отличаются по степени жесткости и однозначности, свободы по отношению ко времени и пространству реализации функций, системе санкций поощрения — наказания и др.
Есть и другой способ закрепления интегративного статуса, который связан с неписанными нормами, традициями. Например, в любой системе иерархии реальный вес интегративного статуса оценивается еще и по тому, какое место рядом с руководителем человек занимает. Чем ближе к руководителю — тем выше реальный социальный вес. То есть интегративный статус домохозяйки имеет разный социальный вес в зависимости от того, к какому уровню иерархии власти, подчинения, он приближен (домохозяйка — жена рабочего литейного цеха, домохозяйка — жена директора завода, домохозяйка — жена губернатора).
В силу того, что различным статусам соответствуют различные ресурсы власти (в самом широком смысле этого слова — экономической, символической власти, степени контроля над собственной жизнью, свободе принятия решений и реализации своих интересов в разных сферах жизни и т.д.), выбранный человком интегративный статус определяет степени «дозволенной» ему свободы и подчинения.
Второй компонентимеет социально-психологический характер и касается характера установок, оценок и реализации обязанностей интегративного статуса со стороны социального окружения. Людские ожидания, надежды, представления о том, что, как, где, в какой манере личность должна поступать и чего не должна делать, и формируют среду реаализации статуса. Можно сказать, что эта та сторона интегративного статуса, которой личность повернута к людям и которая составляет важную часть социального имиджа личности.
Этот компонент может не совпадать с реальным содержанием личности. Здесь возникают, с одной стороны, возможности манипуляций социальным сознанием, но, с другой стороны, ожидания со
стороны социального окружения оказывают и сдерживающее воздействие на поведение личности, очерчивают для него границы возможного.
Третий компонентинтегративного статуса как системообразующего фактора «социального Эго» — это представление личности о самой себе, ее «Я-концепция», самосознание. Один и тот же интегративный статус столь по-разному исполняется людьми не только в силу отличий их характера, темперамента, сколько в силу их собственных представлений о том, как надо это делать, какие личностные смыслы вкладываются в реализацию статуса, как понимается роль статуса в социальной системе.
Следует отметить, что сказанное относится не только к интегративному статусу, но и к вторичным статусам и ролям.
Взаимодействие личности и социальной среды подчиняется закономерностям разного уровня, которые, накладываясь друг на друга, образуют, с одной стороны, определенную ситуацию развития личности, а с другой — воздействуют на ход развития социальных организаций.
Следует отметить, что группа как социальная общность также имеет интегративный статус со всеми тремя указанными компонентами.
Интегративный статус определяет смыслодеятельностное поле человека, группы и влияет на способ мышления, на оценку других людей и т.д. Для личности несомненно важно, насколько интегративный статус социально значим. Но еще более важно то, как с ним человек идентифицирован. И нтегративный статус диктует определенный уклад жизни, круг интересов, сферу общения, направленность, основную активацию. Интегративный статус — это социальное лицо личности и способ репрезентации личности в общественной системе.
Интегративный статус, как мы указывали выше, имеет регулятивную функцию. Интегративный статус диктует способ жизни, мировоззрение, ценностную ориентацию, мотивацию и т.д. Интегративный статус — это та социальная структура, из позиций которой личность оценивает и выстраивает свои общественные отношения.
Все те тенденции и механизмы, которые мы перечисляли на уровне «материального Эго», аналогично функционируют на уровне «социального Эго». Что такое расширение пространства? В конце концов, это предельное расширение пространства, когда «социальное Эго» расширяется до пределов территории России (в историческом аспекте мы можем вспомнить, как расширила социальное пространство малая группа коммунистов с лидером
Лениным). Самое главное: чем больше «социальное Эго» расширяется, тем больше социальное волеизъявление, тем больше влияния на других людей. Возможность повлиять на жизнь, деятельность других людей и есть способ манифестации «социального Эго». Основные личностные и групповые проблемы касаются конструкции «социального Эго» так же, как и «материального Эго».
«Социальное Эго» менее предметно ощутимо и представлено наиболее тонкими личностными структурами: социальными установками, ценностями, целями, мировоззрением. В процессе социализации индивид интериоризует цели и ценности своей культуры. Анализ социальной структуры личности невозможен без выявления интересов, потребностей и мотивов, которые являются частью именно социальной структуры личности.
В структуре «социального Эго» наиболее изученным является ролевой компонент.
Роль нами понимается прежде всего как набор прав и обязанностей, реальных функций, связанных с идентификацией, местом в социальной системе. Вся социальная система может быть описана через различные наборы ролей.
Все социальные роли взаимосвязаны. Так, роль руководителя лишена смысла без ролей подчиненных. Без короля нет подданных, а без кабинета — премьер-министра. Все участники социального процесса одинаково признают распределение ролей между ними, то есть по этому вопросу между ними существует консенсус.
Что касается функционирования «социального Эго», его власть, с одной стороны, менее заметна, но с другой стороны, она более значима. Чем жестче властная структура, тем проявленнее его власть. Чем больший ареал захватывает «социальное Эго», тем более оно ценно. Не только ценно то, что человек захватывает территорию, но ценнее становится и место рядом с этой личностью и группой (важно стать мэром города Ярославля, но часто не менее привлекательно быть или в команде мэра или членом малой группы — семьи мэра).
Некоторые статусы становятся социально привлекательными за счет качества пространства в аспекте неординарности. Чем уни-кальнее статус, тем он ценнее. Любой уникальный статус подкрепляется огромным количеством энергии.
Статус должен обладать или уникальным качеством, или обладать широтой пространства. Эти два критерия и создают механизм функционирования «социального Эго». Вне сомнений, «социальное Я» зависит от уровня витальности, от гомеостатической тенденции.
«Социальное Эго» очень неоднородно по содержанию. В «Я-со-циальном» существует огромное количество других отождествле-
ний, которые занимают большую или меньшую область, но занимают определенную территорию, определенное пространство.
Существует «Я-территориальное»: мы — ярославские, мы — псковские, мы — рязанские. «Я-территориальное» на самом деле очень много значит. Человек идентифицируется с местом проживания, с территорией проживания, отстаивает эту территорию,;отстаивает сохранность этой территории, ее качество и т.д. Люди отстаивают некую территорию в силу того, что у них есть идентифициро-ванность с определенным ареалом жизни, и обозначают ее как нечто положительное. Всегда находится определенный аспект, который выявляет положительное в территории. Претензии на территорию, если они серьезны, вызывают чувства: агрессии, возмущения, патриотизма и т.д. Отсчет «территориального Я» начинается от моего рабочего стола, кабинета и заканчивается Землей («Мы — земляне») или даже Галактикой.
Существует «Я-этническое», этнонациональное. Мы всегда причисляем себя к определенной этнической, национальной группе (я — чукча, я — еврей и т.д.). Есть жесткие идентификации, которые являются интегративными. Например, я — чеченец. На самом деле это не просто этническая идентификация, но это еще и характер, и способ взаимодействия с миром, взаимная поддержка, определенный уровень агрессивности, который мы сразу предполагаем и т.д. Есть менее жесткие этнонациональные идентификации типа «я — русский».
В «социальном Я» есть также и расовые идентификации — «Я-расовое». Мы движемся к космополитизму, уходим от расовых предрассудков, но на наш взгляд, расовые предрассудки очень древние. Архаический, древний корень заключается в том, что люди с другим внешним обликом были врагами и угроза была не на уровне «приглашать в гости или не приглашать», а на уровне «жизни и смерти», полного уничтожения. «Я-расовое» по этой причине значимо и мало трансформируемо.
В личности есть огромный семейно-клановый статус — «семей-но-клановое Я». Признак здорового человека — хорощая опора на клан. Как это ни удивительно, люди очень успешные во всехлланах, в том числе и в социальном, опираются на кланы. Например, еврейские кланы — это национальная черта, взаимная выручка, взаимная поддержка, опора на кровнородственные, связи. В конце концов человек, который не опирается на это Эго, теряет достаточно большие связи, укорененные в семье. В русской традиции помнить свою родню до седьмого колена было хорошим признаком. Эта достаточно жесткая и значимая идентификация еще обозначает кастовую принадлежность. Многие малые этнические единицы идентифи-
цируются с русскими потому, что они сразу получают огромный доступ к энергии нации. Кровнородственные связи, как правило, создают мифы рода, племени. Эти мифы создают огромную историческую, эволюционную силу.
Любая «Я-идентификация» насыщена мифами. Она имеет логическое, историческое, научное, идеологическое, моральное, психологическое, теологическое, философское и т.д. обоснование и осмысление. Социальные идентификации показывают живую связь между личностью и группой, невозможность автономного их существования.
Есть огромное количество статусов и ролей, с которыми мы идентифицируемся, — статусно-ролевая идентификация. Например, статус матери, статус жены, статус сотрудника какой-либо фирмы, статус любовницы, материально-устойчивого человека, статус инженера, статус ребенка и т.д. На самом деле мы играем огромное количество ролей: дома — матери, любовницы, домохозяйки, одинокой женщины; на улице — пешехода; в метро — пассажира и т.д. «Человек вне ролевого поведения не существует, он не выступает в роли человека вообще, он всегда выступает в качестве КОГО-ТО, и чем лучше он «овладел» своей ролью кого-то, тем лучше ее «разыгрывает на сцене жизни». При этом исполнитель часто сам бывает и драматургом, и сценаристом, и режиссером жизненного спектакля» (Новиков В. В., 1998).
«Социальное Я» касается статусов, которые занимает человек, ролей, которые выполняет человек, и неких общих характеристик, качеств личности, с которыми сознание самоидентифицируется. Другими словами, это некое осознаваемое ролевое отождествление (отец, мать, мужчина, доцент) или отождествление с совокупностью качеств (порядочный отец, добрая мать), или сами качества соотнесенные с фрагментами «Я» (умный, хитрый, проницательный). Человек выступает в жизни как «кто-то», он всегда носитель каких-то нормативов, каких-то прав и обязанностей: профессор, отец, водитель, студент и т.д. В исполнении роли человек реализует свои потребности в самооценке, самоактуализации, в самоутверждении, и сами эти потребности возникают в процессе исполнения какой-то социальной роли или какого-то сформированного качества.
«Я-Ауховное»
Абрахам Маслоу писал: «Человек рождается с гуманоидными потребностями, потребностями в добре, нравственности, доброжелательности. Они составляют ядро человека». На наш взгляд, у основной массы людей «Я-духовное» не занимает большого простран-
ства, но у любой личности, которая имеет сознание, «Я-духовное» существует. Ядро «Я-духовного» — базовые экзистенции, интимные, сакральные смыслы, которые касаются стержневых проблем бытия.
На наш взгляд, интегративным центром «духовного Эго» является смысл жизни.
С точки зрения экзистенциальной психологии, существует четыре основных экзистенциальных проблемы, связанных с так называемыми «конечными данностями»: смерть, свобода, одиночество, бессмысленность. Смерть (и страх смерти как неизбежно вытекающее переживание, чувство) есть самая осознаваемая конечная данность. Основной экзистенциальный конфликт любого человека — это противостояние между осознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить.
Данность смерти и конфликт жизнь — смерть во все времена были основной темой философских размышлений, практик инициации, религиозного сознания и пр., и пр. (Эрос — Танатос, либидо — мор-тидо, инстинкт сохранения индивида — инстинкт сохранения вида и т.п.). С точки зрения возрастного развития индивида, яркое осознание своей смертности (конечности) возникает в жизни три раза: в 6 — 7 лет (когда ребенок, как правило, впервые сталкивается с понятием «смерть», но не переносит это понятие на себя самого: люди могут умирать), 13—14 лет (пик пубертатного кризиса, когда возникает новый этап осознания смерти: люди умирают, и я могу умереть), 45 — 55 лет (кризис второй половины жизни, когда эта данность все ближе и возникает новый этап осознания своей конечности: все люди умирают, и я скоро умру).
Страх смерти является самым основным и сильным страхом, который может вообще испытать человек, но он же дает мощный толчок внутреннему развитию. В истории мы знаем множество случаев, когда пиковое переживание смерти (переживание клинической смерти, реальной возможности умереть или сильное присоединение к смерти близкого человека) может сразу «выбросить» человека на абсолютно иной и гораздо более высокий уровень внутреннего развития.
Страх смерти, являясь первичным и самым сильным источником постоянной экзистенциальной тревоги, может стать как самым сильным катализатором внутреннего развития личности, так и причиной социального падения или тяжелой психопатологии. Смерть как базовая конечность порождает три остальных экзистенциальных проблемы.
Во-первых, это свобода. Вопрос стоит так: если человек смертен, то можно ли вообще говорить о какой бы то ни было свободе
(или наоборот — человек свободен вообще и от всего, поскольку он смертен). Возникает психодинамическое противостояние: любой человек (сознательно или бессознательно) стремится к большей свободе, стремясь получить максимальную свободу (в частности через деньги, власть, секс и т.п.) и одновременно «понимает», что свобода — это хаос.
Столкновение с хаосом невыносимо, и человек начинает метаться, пытаясь найти золотую середину между свободой — хаосом и несвободой —структурой. При этом потребности в свободе и структуре (несвободе) одинаково сильны. И снова человек вынужден искать нетривиальное, только свое решение, то есть снова сделать выбор, которого нет.
Понятие экзистенциальной свободы, баланс между свободой и несвободой порождает осознавание таких глубинных психологических структур, как ответственность, воля, активность, решение, выбор, плата за выбор, экзистенциальная вина). Балансирование между хаосом (ассоциативный ряд хаос —ужас —смерть...) и порядком (структурой) есть развитие личности.
Осознавание своей свободы — несвободы неизбежно приводит к осознанию второго великого вопроса — одиночества, изоляции от всех других. Но изоляция не значит изолированность. Здоровое чувство одиночества — признак силы, автономности и зрелости.
Одиночество — остров, на котором человек делает свой первый вздох и неизбежно сделает последний выдох. В некотором смысле это единственная Родина человека.
Экзистенциальный конфликт возникает между осознаваемой абсолютной изоляцией (человек изначально и бесконечно одинок в мире) и одной из самых сильных потребностей — потребностью в контакте с другими. Экзистенциальная изоляция является основанием для развития (осознавания, борьбы и т.п.) межличностной изоляции, то есть одиночества среди людей, и внутриличностной изоляции, то есть изоляции различных частей личности друг от друга, что в крайнем случае может привести к синдрому деперсонализации.
Процесс роста есть процесс постоянной сепарации, отделения (от матери, от родителей, от зависимостей и пр.). Следовательно, положительный момент дезинтеграции, вызванной изоляцией, заключается в формировании автономии, независимости, самоконтроля, индивидуации, самоуправления, само-ответственности, то есть всех характерных психологических особенностей истинно взрослой личности.
Одиночество — это плата за взрослость, зрелость, реализован-ность. И снова обострение переживания экзистенциального оди-
ночества совпадает с определенными возрастными зонами: все тот же пубертат, кризис самоопределения 29 — 33, кризис середины жизни. Значит, человек, не испытавший одиночества по отношению к другим людям, не может по-настоящему любить, быть привязанным. Так, в слове радость и страдание один корень — «рад», следовательно тот, кто не умеет радоваться, не умеет и страдать, и сострадать.
Из всех трех экзистенциальных проблем (конечности, свободы, одиночества) логично вытекает последняя экзистенциальная проблема: проблема бессмысленности (то есть страх потери всех смыслов). Действительно, если все равно умирать, то какой смысл что бы то ни было делать? И.Ялом в своей книге «Экзистенциальная психотерапия» приводит цитату из предсмертной записки самоубийцы. Более четко, емко и эмоционально понятно сказать невозможно: «Представьте себе группу счастливых идиотов, занятых работой. Они таскают кирпичи в чистом поле. Как только они сложат кирпичи на одном конце поля, сразу начинают переносить их на противоположный конец. Это продолжается без остановки, и каждый день, год за годом они делают одно и то же. Однажды один из идиотов останавливается достаточно надолго, чтобы задуматься о том, что он делает. Он хочет знать, какова цель перетаскивания кирпичей. И с этого момента он уже не так сильно, как раньше, доволен своим занятием. Я идиот, который хочет знать, зачем он таскает кирпичи».
Смысл жизни является системообразующим, интегративным фактором деятельности человека в каждый период развития. Вне сомнения, о смысле существования человек задумывается в переломные моменты жизни, то есть кризисные, но они различаются по тому предикату, который стоит перед словом «смысл». Если в пубертате это «поиск смыслов» («искать»), в кризисе самоопределения «поиск новых смыслов» («обновлять, заменять»), то в кризисе второй половины жизни «потеря смыслов» («потерять»). Поэтому для многих людей кризис середины жизни является вызовом силе личности, его способности обнаружить высшие смыслы бытия.
Нет человека, которого эта проблема хоть один раз в жизни не волновала бы. При этом большинство людей начинает (в целях защиты) подменять «смысл» «целью», что совсем не одно и то же.
Жизнь человека есть его взаимодействие с постоянно присутствующим внутренним конфликтом, который обусловлен конфронтацией индивидуума с данностью существования. Это те особенности жизни вообще, которые никто не может изменить. Таким образом, основная задача — научиться с ними жить.
На каждом новом этапе внутреннего развития с неизбежностью снова и снова возникает этот конфликт, и человек должен его снова
и снова решать (так как его нельзя разрешить). Это и есть путь внутреннего развития, становления и роста личности. Процесс подобного роста, естественно, не идет совершенно независимо от внешнего, реального, бытийного мира.
Ядром процесса индивидуации является глубинная рефлексия, осознавания себя каждый раз на все более глубоких уровнях. Катализатором процесса рефлексии часто служит экстремальный опыт. Согласно многим концептуальным положениям гуманистической, экзистенциальной и трансперсональной психологии (К. Юнг, А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Ассаджиоли, И. Ялом), процесс развития индивидуума есть постоянное движение с одного уровня развития сознания на следующий. Этот процесс идет неравномерно.
Есть периоды, когда все спокойно и понятно. Если представить метафору человеческой жизни как прохождение снизу вверх по многоэтажному зданию, то приблизительно это будет выглядеть следующим образом. Человек находится на первом этаже, он там живет. Со временем ему становится там все понятно, привычно, не опасно, знакомо и т.п. То есть он может по этому этажу ходить с закрытыми глазами. Так как согласно гуманистической психологии индивидуум находится в постоянном развитии, то человеку, говоря простым языком, становится скучно, «хочется чего-то нового», и человек начинает медленно подниматься в воздух к потолку. Вначале он не замечает своего подъема, все как всегда, сегодня как вчера, но в какой-то момент, он вдруг обнаруживает, что упирается головой в потолок. И мгновенно возникают вопросы: где я, кто я, зачем я здесь, как я здесь оказался, что делать дальше. То есть возникают классические экзистенциальные вопросы, на которые каждый должен сам искать ответы (другого варианта просто не существует в природе). И в этот момент человек понимает, что потолок надо пробить головой, это может быть больно. Но всегда есть выбор: двигаться дальше (страшно, неизвестно, интересно, ново) или вернуться назад (не опасно, знакомо, привычно, понятно, не боль<