Структура идентификации личности и группы
«Я-реальное»
Внутри самой структуры личности мы можем вычленить огромные, глобальные три подструктуры «Я». Они обозначаются как:
«материальное Я» (Ям);
«социальное Я» (Яс);
«духовное Я» (Яд).
С этими подструктурами отождествлена, идентифицирована личность.
«Я-материальное»
Каждая структура идентификации имеет некий центр, системообразующий и интегрирующий фактор. Центром «материального Я» является образ своей телесности, телесность как таковая и отношение к телу.
Вторичные материальные идентификации — это пол, возраст и качества, которые высвечивают отношение к своей телесности, биологической данности.
Первое, что вычленяется из действительности, структурируется как элемент сознания и личности, что осознается как «Я», — это тело.
Первым шагом в возникновении самосознания, самоидентификации, вообще возникновения сознания является акт расчленения между «Я» и «другим» как телесными объектами. На уровне индивидуальной биографии, это первичная матрица дуальности «Я» и «не-Я»: на уровне матери и ребенка. Когда ребенок отрывается от груди, в это время и формируется личное (личностное) «Я» как некая автономная репрезентация.
Появляется расчленение на «свое» и «другое». Появляется свое тело как объект и тело другого как объект (объективная реальность).
Происходит отторжение наблюдателя от наблюдаемого, дифференциация субъекта и объекта.
Более того, первичные чувства, которые формируются у личности (например, отношение к себе как к сверхценному объекту или как к незначимому объекту, или как к амбивалентному существу), происходят в основном из взаимодействия с матерью или с телом другого объекта.
Первое — это телесность и отношение к телесности, и то, что человек получает из этого опыта. В силу того что это первичная, стержневая структура человеческого самосознания, то в основном на базовых отношениях к телесности формируются все другие конструкции Эго, все другие конструкции Эго-индентификаций.
Тело является для человека интегрирующей точкой, «Я-обра-зом». Человек считает — я есть тело. Это происходит в силу нескольких причин.
Во-первых сознание впервые обнаруживает себя в теле с его потребностями, которые приходится обслуживать. Наша физическая автономность ассоциируется с одиночеством. Отделенное в теле «Я» порождает страх сближения с другими людьми и фобию сильных эмоций. Мы боимся впускать других слишком близко в свое интимное пространство, так как это очень соблазнительно, но все равно плохо кончится. Опыт бесконечной близости с матерью заканчивается отлучением от нее и личной катастрофой.
Во-вторых, социализация человека начинается с отношения к нему других людей как к носителю тела. Другие люди начинают удовлетворять потребности тела ребенка и структурировать его пространство и время, используя базовые потребности тела младенца, обучение туалету, кормление ребенка по часам с соблюдением социальных ритуалов, обучение хождению, вокализации, — вся первичная социализация — социализация тела и телесных реакций. Социальное «незамечание» телесности —это бессознательный страх смерти. Презренное равнодушие — худшее отношение, которое может заслужить к себе человек.
В-третьих, тело все время напоминает о себе в своих потребностях: есть, пить, спать, дышать, в конце концов. Тело своей постоянной неудовлетворенностью напоминает нам, что мы есть и кто мы есть.
В-четвертых, все базовые гедонистические удовольствия мы получаем через тело. И любая удовлетворенность тела кажется гораздо надежней удовлетворенности, например, духовной. Появляется уверенность в удовлетворенности. Когда правильно
«кормишь» тело, оно становится настоящим «сосудом наслаждения».
В-пятых, человеческое тело — это единственное, что подвергается наибольшему контролю сознания и личности. Тело подвержено управлению и контролю. Тело является единственным орудием реализации деятельности, целенаправленной активности. Это единственный физический способ выразить себя. Любая потеря контроля над телом, будь то болезнь или необычная реакция тела, сходна со страхом смерти или потери возможности проявлять себя. Этим обусловлен страх старости, когда тело выходит из под контроля.
Как очень справедливо отметила К. А. Абульханова-Славская «...телесность ... не сводима ни к индивидуальному, ни к психофизиологическому уровням организации, а становится способом выражения отношения человека к миру» [1, с.289].
Первые эмоционально-значимые состояния и первая идентифи-цированность с телесностью, отношение к телесности и составляют ядро «Я-материального».
Для группы центром «Я-материального» является групповое физическое пространство, чувство принадлежности этому пространству. Затем это отношение к своему телу экстраполируется, переносится на предметное пространство, воспринимаемую вещную структуру бытия (моя мама, моя кукла, мой стол, моя квартира, мой район, моя Родина...). Обозначается это и переживается как нечто, мне или группе принадлежащее.
Важно подчеркнуть, что отношение к вещам и предметному миру является неким продолжением, проявлением отношения к телу и к пространству группового существования. Мы можем обозначить это территориальным фактором. Он занимает значимое место в групповой и личностной структуре, так как индивидуумы и группы часто считают, что имеют права на некоторые объекты или места, которые в действительности не являются их собственностью. Объекты или территория занимаются и используются так, как будто принадлежат данной группе, причем чужаки оттуда всячески изгоняются, а если данная территория потеряна, то ее стремятся как можно скорее вернуть.
На уровне индивидуальности этот фактор можно обозначить как личное место. Личное место — то пространство вокруг индивидуума, которое является его собственным, в которое никто другой не имеет доступа. Люди всячески отражают вторжения в их личное место, испытывая отрицательные чувства к тем, кто такое вторжение предпринимает. Интересным является тот факт, что люди со-
храняют между собой дистанцию, пропорционально близости межличностного взаимодействия.
Человек и группа охраняют свое пространство, с которым идентифицированы, и не пускают в него.
Первичный опыт отделения, расчленения телесности связан с негативным опытом. Это связано с травмой рождения и с травмой отделения от матери как источника пищи и энергии, тепла и комфорта, защищенности. В этом часто проявляется наше стремление не только не пускать в пространство нашей телесности, но и охранять наше предметное окружение, которое, как мы указывали выше, бессознательно воспринимается телом. Тот же самый феномен наблюдается как проявление личностных качеств в групповом сознании.
Есть «Я» — тело, затем человек начинает идентифицироваться с вещами, предметами, которые прикрывают тело, украшают тело или являются индивидуальной символьной манифестацией нашей телесности (одежда, макияж, какие-то проявления отождествленности с половой, расовой, этносоциальной или социально-психологической принадлежностью). Предметы на самом деле являются внешне манифестированной структурой нашего внутреннего Эго, Эго-материального, и часто «вес» личности в социальном пространстве обусловлен его объемом и структурой. Обывательское «Если ты такой умный, то почему же ты такой бедный?» отражает тот факт обыденного сознания, что ценность конкретного человека тождественна цене его благосостояния.
В среднем обыденном мышлении существует убеждение, что служение обществу, государству дает возможность личности получать материальные блага сообразно ее реальным заслугам перед ним, то есть социальная оценка личности происходит в форме материального, денежного вознаграждения.
Социалистический тезис «от каждого по способностям, каждому по труду» формирует бессознательную установку, убеждение в том, что объем и структура «материального Эго», обладание материальными ценностями адекватно отражает ценность личности как носителя физических, интеллектуальных, коммуникативных, эвристических и других способностей. В сознании обывателя если человек имеет многое, следовательно, он оценен обществом как общественно полезный человек. Для обывателя личность есть то, чем она себя окружает, и человек есть то, как он одевается, как обставляет свою квартиру, на какой машине ездит, какой счет в банке имеет, в каком доме и в каком квартале, в каком городе и в какой стране живет, как и какое тело демонстрирует...
Окружающие вещи являются ярким критерием того, как мы относимся к телу. Квартира, в которой живет человек, — это в некотором смысле отношение к телу. Холодильник, машина, счет в банке, загородный коттедж, часто женщина, которая находится рядом с мужчиной всю жизнь или ситуативно, являются объектами материальной идентификации и содержанием «материального Эго».
С возрастом растет не только тело, но и расширяется «материальное Эго». Новорожденный не дифференцирует свое тело и окружающую среду, человек рождается с Эго, которое расширено до границ Вселенной. В этот период у человека не существует субъек-тно-объектных отношений.
В некотором смысле дифференциация своего тела и окружающей действительности является первичной трещиной во Вселенной в дуальностях «Я — Другие», «Я — Другое», «Я» — «не-Я», «Субъект — Объект».
Затем происходит расширение зоны знания и действия. Человек и группа, с одной стороны, как бы завоевывают внешнее пространство, с другой — раскрывают и осваивают свое внутреннее психическое пространство, структурируя и открывая свои внутренние возможности.