Глава 7. проблема изначального
СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ.................................................................... 310
Разрыв реальности — шаманские традиции............................................ 313
Ненасытный взор.............................................................................................. 319
Духовный путь в традициях........................................................................... 322
Даосизм................................................................................................................ 325
Буддизм..................................................................................................... ......... 329
Первая Благородная истина — « Есть страдание»........................... 329
Вторая истина о причине страдания.................................................... 331
О прекращении страдания....................................................................... 331
Благородная истина пути,
ведущего к прекращению страдания............................................... 332
Тантризм.............................................................................................................. 338
Йогическая практика в индуизме................................................................. 341
Традиция суфизма — путь к «великой цели»
самопостижения.......................................................................................... 347
Христианство как духовный путь................................................................ 351
ГРУСТЬ ПО ПРОСВЕТЛЕНИЮ.................................................................... 362
Глава 8. ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ПСИХИЧЕСКОГО........... 380
Интерперсона..................................................................................................... 380
Интерперсона материальная................................................................... 383
Интерперсона социальная....................................................................... 386
Интерперсона духовная............................................................................ 388
Интерперсональное бессознательное................................................... 389
АНИМА..................................................................................................... 391
Анима Мария..................................................................................... 392
Анима София...................................................................................... 397
Анима Елена...................................................................................... 400
Анима Ева........................................................................................... 403
АНИМУС.................................................................................................. 405
Архетип Возлюбленного................................................................ 407
Архетип Мага.................................................................................... 409
Архетип Воина.................................................................................. 411
Архетип Царя..................................................................................... 415
Базовые обобщения.......................................................................... 417
МИФ РОДА............................................................................................... 423
Трансперсона..................................................................................................... 424
Трансперсона материальная................................................................... 425
Микроуровень трансперсоны материальной................................ 425
Макроуровень трансперсоны материальной................................ 428
Мегауровень трансперсоны материальной.................................... 434
Трансперсона социальная........................................................................ 437
Трансперсона духовная............................................................................ 440
Напутствие читателю:
Психолог как духовный наставник........................................................ 444
«СЛЕДЫ»............................................................................................................. 450
ЛИТЕРАТУРА.......................................................................... ........................... 504
Неутомимый интегратор,
или освящающий повседневность
Когда вспоминаю свою первую встречу с автором этой книги, мне хочется воскликнуть — «О времена! о годы!», так как без малого тридцать лет, прошедшие с тех пор, коренным образом изменили не только мое представление о Владимире Козлове, но и, наверное, всех, кто его тогда знал...
В те далекие времена в студенческой среде он слыл человеком ярким, сильным и неординарным. Студент психологического факультета, бессменный руководитель университетской дискотеки «Инсайт», хороший лыжник, великолепный танцор диско с огромной шевелюрой и бородой. Он интересовался буддизмом. Он коллекционировал иконы и хорошо разбирался в иконописи. Он был энергичен и бесшабашен. Но, пожалуй, никто даже в самых смелых фантазиях не мог помыслить, что когда-нибудь Володя Козлов будет заниматься наукой и, тем более, писать научные статьи и книги.
Владимир Козлов называет свою новую книгу «Интегративная психология», что делает неизбежным сравнение. Вспоминается монография известного трансперсонального психолога Кена Уилбе-ра «Интегральная психология». В этом весь Козлов — соревноваться, так с великими... В некотором смысле — книга Козлова — его личный проект Атман. Это сравнение вполне допустимо, так как диапазон рассматриваемых проблем в новой книге Владимира Козлова чрезвычайно широк, а рассматриваемые концепции просто поражают своим широчайшим диапазоном: от архаических картографии психического до ультрасовременных, появившихся в последнее десятилетие.
Отметим, что задача, поставленная и во многом решенная автором, это — на самом деле — задача фантастической сложности: проанализировать широчайший пласт идей «выработанных человечеством» по поводу того, как человек может реализовать себя наилучшим образом, исследовать возможную феноменологию человеческой активности, построить всеобъемлющую концепцию человеческой психики.
Сказанного вполне достаточно, чтобы отчетливо понять: написать такую книгу — значит совершить поступок, причем достаточно дерзкий поступок.
К Новому (2007) году Владимир подарил мне авторский календарь, на котором, кроме стилизованной фотографии, был написан
тезис: «Иметь наглость быть». Чтобы написать эту книгу — нужно иметь право. У автора настоящей книги оно есть. Писать про интегративную психологию имеет право тот, кто сам испытал, что такое интеграция, как этот процесс реализовывался в различных духовных практиках и современных психотехниках.
Для меня Владимир Козлов — один из самых ярких примеров self-made man'a. Он — человек, нашедший свой индивидуальный путь и в результате радикально преобразившийся. И, что не менее важно, преобразивший предмет своего исследования — психологию.
Козлов Владимир Васильевич (родился 29 ноября 1957 года) в течение 25 лет работает в психологической науке и практике. Свою трудовую деятельность на ниве психологии он начал 1981 году на заводе Топливной аппаратуры (г. Ярославль) в психологической лаборатории Шарапова Е.П. Еще будучи студентом, он занимался экспериментами и внедрением функциональной музыки на производстве. Результаты его дипломной работы по этой теме были внедрены на Вологодском подшипниковом заводе.
Он окончил факультет психологии Ярославского государственного университета в 1983 году и был распределен в г. Пермь на завод аппаратуры дальней связи инженером-психологом. С 1985 по 1990 год работал в Ярославском педагогическом университете. Преподавал на кафедрах философии, общей психологии, кафедре психологии и педагогики начального обучения, а также работал на должности председателя профкома студентов института. С 1990 года работает в Ярославском государственном университете.
Защитил кандидатскую диссертацию по теме расширенных состояний сознания в 1993 году, докторскую диссертацию по специальности 19.00.05 — социальная психология в 1999 году.
Специализируется в области социальной психологии, социальной работы, кризисологии, психологии сознания, методологии психологии, разработал и читает лекционные курсы в Ярославском государственном университете им. П.Г.Демидова.
Владимир Козлов практикующий психолог и один из самых интенсивно работающих групп-лидеров в мире. Он провел около пятисот научно-практических и профессиональных семинаров с исследованием трансформационных возможностей групповых методов работы в практической психологии с участием более 16000 человек на территории России, ближнего и дальнего зарубежья. Им разработано около 50 авторских тренинговых программ, внедрено в психологическую практику 35 авторских методик и целостных технологий самоисследования и личностного роста. Наибольшей известностью пользуются две его авторские тренинговые программы — профессиональный тренинг «Инсайт» и «Духовные путе-
шествия». Кроме того, известно много других тренингов, которые он разработал, организовал и провел во многих городах России, в ближнем и дальнем зарубежье. Немногие практические психологи могут похвастаться подобной неистощимой творческой энергией: «Анима и Анимус», «Изнанка жизни», «Возрождение», «Чарующее путешествие в «Я»», «Деньги и Духовность», «Холотропное сознание», «Танец Духа», «Персона», «Интерперсона», «Трансперсона»... (См. монографию: Психотехнологии измененных состояний сознания. 2-ое изд., испр. и. доп. — М: Изд-во Института психотерапии, 2005. — 544 стр.) По впечатлениям его постоянных учеников, он не повторяет ни одного тренинга: каждое групповое занятие уникально. Наверное поэтому его занятия, несмотря на сложность текстов и практик, всегда собирают достойную аудиторию.
Профессор Козлов активно участвует во внедрении новых интегративных образовательных программ для психологов и психотерапевтов. (См.: Интегративная психология: Теория и психотехника: Метод, пособие. — Ярославль, 2004. — 120 с.) Им разработана двухгодичная специализация по интегративной психологии, реализуемая в рамках Международной Академии Психологических наук.
Большое внимание В. Козлов уделяет разработке новых и распространению апробированных в практике методов диагностики личности и групп. (См.: Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом: Уч.-метод, пособие. — М.: Изд-во Института психотерапии. 2002. — 640 с; Методология и методы социально-психологических исследований: Учебное пособие. — М.-СПб, 2003. — 378 с; Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: Уч. пособие. — М.: Изд-во Института психотерапии. 2005. —490 с; и др.)
Большим вкладом Владимира Козлова в развитие современной психологии является разработка теории, методологии и практики работы с кризисами личности и групп и внедрение новых психотехнологий для интеграции и трансформации. (См.: Работа с кризисной личностью: Метод, пособие. — М.: Психотерапия, 2007. — 336 с; Создание механизма и условий для успешной социальной, профессиональной и личностной адаптации детей, воспитывающихся в условиях детского дома и в первый год по его окончанию: Уч.-метод. пособие. — Ярославль: Титул Яр, 2004; Интегративная танцевально-двигательная терапия. Издание 2-е, расш. и доп. — СПб: Речь, 2006. — 286 с; Интегративные психотехнологии в профилактике и коррекции зависимого поведения. — М.: Слово, 2006. — 428 с; цикл сборников «Психотехнологии в социальной работе». Вып. 1-10. - Ярославль, 1995-2005; и др.)
За последние 15 лет Козловым В.В. выделены адекватные методы для исследования влияния различных методов, использующих измененные состояния сознания и проведены многоуровневые исследования влияния этих методов на психофизиологию, нейропсихологию, когнитивную сферу и психическое состояние, свойства и качества личности, групповую динамику. (См.: Измененное состояние сознания: Системный подход: Монография. — М.: Титул, 2005. - 396 с.)
Профессор Козлов В.В. уделяет большое внимание интеграции психологического сообщества, обмену опытом между психологами-профессионалами. Он директор-организатор ежегодного (сентябрьского) Международного конгресса по психологии (г. Ярославль, собирает ежегодно около 350 участников, в том числе 90 докторов наук), инициатор, основатель и председатель ежегодной (апрельской) конференции «Интегративная психология: теория и практика» (г. Ярославль), директор ежегодного методологического семинара по актуальным проблемам психологии.
Козлов В.В. является научным куратором Института трансперсональной психологии (Москва), Института развития личности (Москва), организатор и руководитель специализации по интенсивным интегративным психотехнологиям Международной Академии Психологических наук, основатель Международного Института интегративной психологии. В период с 1990 по 2006 год принимал активное участие в 65 отечественных и зарубежных конференциях (в качестве председателя, директора-организатора, руководителя секций и круглого стола, докладчика). Являлся координатором пятидесяти Международных конференций по проблемам теории и практики психологии.
Не меньшее внимание Козлов В.В. уделяет организации и изданию научных журналов для популяризации научных достижений психологии. Он — главный редактор российского журнала «Человеческий Фактор: Социальный психолог» М.-Ярославль; член редколлегии и редактор журнала «Проблемы психологии и эргономики»; член редакционного Совета Международного издательского проекта «Тексты трансперсональной психологии»; основатель и главный редактор журнала «Вестник интегративной психологии»; редактор цикла научных сборников «Труды Ярославского методологического семинара» (2003 — 2006).
Особенностью Козлова В.В. является то, что он анализирует историю культуры и духовных традиций человечества, интегрирует теорию и психотехнику традиций в пространство интегративной психологии. (См.: Духовные странствия: Три тропы. Заметки по духовной психологии (монография). — Ярославль: МАПН, Титул, 2001,. — 288 с;
Трансперсональная психология: Истоки, история, современное состояние (монография). — М.: ACT, 2004. — 603 с.)
Профессору Козлову принадлежит выдающаяся роль в создании научной школы «интегративная психология» (руководство исследовательской работой 3 докторантов, 12 очных аспирантов, 19 соискателей). Под его научным руководством защищено 60 кандидатских и 7 докторских диссертаций. Он является членом Диссертационного совета ЯрГУ (Д. 212.002.02) по специальностям 19.00.03, 19.00.05 и членом Диссертационного совета ЯГПУ (К. 212.307.04) по специальности 19.00.07 и 19.00.01. Многократно выступал в качестве оппонента, эксперта, рецензента докторских и кандидатских диссертаций.
Главное значение профессора Козлова для развития психологии — это попытка организации новой методологии и парадигмы психологии (седьмой волны психологии — интегративной). Козлов В.В. посвятил огромное количество времени разработке интегративной психологии как новой парадигме психологии, интеграции методов исследования личности и группы, разработке новых методов психосоциальной помощи населению в индивидуальной и групповой формах.
Этот внушительный по масштабам проект имел следующие стадии'.
1990 - 1993- разработка направления интенсивные интегративные психотехнологии.
1993 - 1997- систематизация теоретических подходов и концепций, а также разработка собственных моделей и подходов, адекватно раскрывающих пространство состояний сознания, структуру, основные тенденции личности и групп.
1997 - 1999— разработка общей стратегии взаимодействия с клиентами в практической психологии, а также обозначение основных целей, этапов самосовершенствования и интеграции личности в интегративной психологии, разработка теории кризисов личности и групп.
1999 - 2006- разработка интегративной психологии как принципиально новой теории, методологии и практики психологии.
Многое профессором Козловым В.В. сделано впервые.
Впервые в России и в мировой психологии разработана парадигма интегративной психологии, которая предполагает консолидацию множества областей, школ, направлений, уровней знаний о человеке в смысловом поле психологии.
Впервые в психологии проведены системные, многоуровневые исследования внутренних механизмов, содержания, феноменологии расширенных состояний сознания, воздействия этих состояний на психику, личность, групповую динамику.
Впервые в психологии проведена разработка адекватных моделей структуры, содержания, основных тенденций личности, этапов ее самосовершенствования и интеграции. В этом аспекте особо значимо новое понимание целей и содержания самосовершенствования, а также сознания, описание возможных пространств и состояний сознания, в которых происходит расширение сознания и личностного опыта. В результате данного исследования разработана новая концептуальная модель структуры подавленного материала и системная стратегия взаимодействия с клиентом практической психологии. Разработано новое понимание закономерных и ситуативных кризисов личности и групп, разработана адекватная система психологической помощи и коррекции.
Профессор Козлов в 1994 г. избран исполнительным директором и членом президиума Международной Академии психологических наук (МАПН), с 2003 года — вице-президент МАПН. Член научно-методических советов и аттестационных комиссий ЯрГУ. Неоднократно руководил грантовыми проектами Российского гуманитарного научного фонда и института Открытое общество (Фонд Сороса). Руководитель проекта «Психолого-педагогические и социальные основы кризисологии» (1997 — 2002), выдвинутого на Государственную Премию Президента РФ в образовании (номинирован в 2002 и 2003 годах).
Козлов В.В. — действительный член Международной Академии Психологических Наук, действительный член Российской Академии Социального Образования, действительный член Балтийской педагогической Академии, действительный член Международной Академии Социальной Работы, действительный член Международной Академии проблем человеческого фактора, Почетный профессор Международного гуманитарно-экономического института (Белоруссия), Почетный доктор Международного института практической психологии (Латвия).
За психологические разработки в сфере психосоциальной работы с населением награжден грамотами ректората ЯрГУ, Министра образования РФ; по итогам 2001, 2003, 2006 годов признан победителем в конкурсе на звание «Лучший ученый университета»; награжден за развитие психологической службы в России грамотой Президента РПО, а также благодарностью Президента России В.В.Путина за внедрение интегративных психотехнологий в реабилитацию военнослужащих (2001); за выдающиеся заслуги в науке и подготовке научных кадров награжден орденом Международной Академии Психологических наук «За заслуги в психологии» (ноябрь 2002); почетным знаком «За заслуги в науке» Губернатора Ярославской области (июнь 2003); медалью «За заслуги в науке» (апрель 2004); за
выдающиеся заслуги в науке и подготовке научных кадров награжден орденом Вернадского 1 степени (март 2005). Он — лауреат национального профессионального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2004 года в номинации «Личность 2004 года в психологической практике» (октябрь 2005); награжден орденом ЮНЕСКО за выдающийся вклад в развитие психологической науки и утверждение в жизненную практику идей, принципов и ценностей культуры мира «Творец Эпохи» в номинации «Подвижник науки» (сентябрь 2006). Владимир Козлов — победитель Национального профессионального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2005 года в номинации «Личность 2005 года в психологической практике» (октябрь 2006).
Несомненно, что Владимир Козлов — реализованный психолог. Очевидно, что его новая книга представляет собой своего рода «введение в психологию нового века», отвечающее требованиям интеграции психологии как науки и практики. Это вовсе не означает, что все в ней может быть принято безоговорочно. Некоторые положения дискуссионны, иные спорны. Впрочем, по-другому и быть не может.
На мой взгляд, к психологу, работающему в XXI столетии, существуют особые требования. Ему требуются не только профессиональное знания и навыки, не только личностное развитие, но и нечто, что в традициях обозначалось духовным опытом. Заметим, что о духовности в наши дни не пишет лишь ленивый, но во многих текстах духовность трактуется крайне упрощенно. Про Владимира Козлова этого не скажешь, так как за его плечами в значительной степени освоенный опыт многовековой традиции.
В дзен-буддизме любое действие, совершаемое монахом с целью помощи другому лицу, называется «Упайей». Дзенский монах — это человек, который некогда испытал «сатори», а затем в надлежащее время вернулся к мирской жизни и принимает в ней такое же участие, как и все остальные, за тем исключением, что его основная, — но не обязательно явная или декларируемая — цель состоит в оказании посильной помощи другим людям. Обычно они работают, женятся, заводят детей, но весь строй их жизни пронизан тем, что называется «сакрализацией», освящением повседневности.
Владимир Козлов, в отличие от большого количества других профессионалов, не только имеет огромный опыт личностного роста, не только богатство мистического опыта, но и наполняет жизнь других людей сакральным, священным, инициируя поиск глубинных смыслов бытия в мире. В одной из своих последних книг «Духовные странствия» Владимир пишет: «Неутолимое расширение своих возможностей, которые могли бы послужить другим во благо — вот истинное стремление».
Не подлежит сомнению, что эта книга поможет многим расширить свои реальные возможности и реализоваться на благо себе и другим, откроет просторы глобального, интегративного понимания психической реальности. Несомненно также и то, что этот научный труд вносит вклад в становление психологии нового века, когда она будет — в полном соответствии с мнением великого Аристотеля — наукой о наиболее «возвышенном и удивительном».
И, наконец, последнее. Из этого беглого и далеко не полного очерка видно, как много успел сделать Владимир Козлов. Иногда кажется, что и целый коллектив не смог бы столько успеть: написать, создать, осуществить. А ведь Владимиру Козлову нет еще и пятидесяти. Книга, которую читатель держит в руках, — важный этап в его деятельности. Можно сказать, что это — промежуточный итог. Но еще столько впереди! А читателя ждет погружение в удивительный мир человеческой души, отображенный в новом тексте Владимира Козлова. Не будем оттягивать эту встречу. Пожелаем читателю увлекательного путешествия по страницам этой книги, а Владимиру Васильевичу Козлову — новых открытий и творческих свершений.
Владимир Мазилов,
доктор психологических наук,
профессор
Благодарности от автора
Эта книга — плод совместного труда сотен человек, которые были участниками дискуссий на научных конференциях, конгрессах, методологических семинарах, где меня окружала плодотворная интеллектуальная среда истинных профессионалов, заинтересованных в развитии психологии. Часто здоровая критика по отношению к тем идеям, которые излагаются в этой книге, была не менее важна, чем единодушная поддержка. Поэтому в первую очередь хочется искренне поблагодарить своих оппонентов, в дискуссии с которыми рождалось множество идей: Акопова Гарника Владимировича, Волкова Игоря Павловича, Зинченко Владимира Петровича, Ерину Светлану Ивановну, Клюеву Надежду Владимировну, Львова Владимира Марковича, Мышкина Ивана Юрьевича, Нажмудинова Гаджи Магомедовича, Назарова Владимира, Семенова Валентина Евгеньевича, Томашова Валерия Владимировича, Шадрикова Владимира Дмитриевича.
Не меньшую благодарность я испытываю к своим коллегам и друзьям — представителям Ярославской школы психологии, которые готовы были поддержать меня в самые трудные часы моей творческой жизни — профессорам Карпову Анатолию Викторовичу, Кашапову Сергею Михайловичу, Орлу Валерию Емельяновичу, Поваренкову Юрию Павловичу, Смирнову Александру Александровичу.
Выражаю нежную и сердечную благодарность тем, кто создавал истинное пространство сопереживания в моих поисках не только в психологии, но и в жизни — Бубееву Юрию Аркадьевичу, Карицкому Игорю Николаевичу, Климову Юрию Валентиновичу, Мазилову Владимиру Александровичу, Мануйлову Геннадию Митрофановичу, Петренко Виктору Федоровичу, Фетискину Николаю Петровичу.
Важная энергия для создания этой книги черпалась из экспериментов с использованием необычных состояний сознания, а также тренингов личностного роста, которые проводил автор книги в России и за рубежом. Именно они создавали тот творческий бульон, в котором взращивались наиболее смелые идеи, истины, которые проживались как реальный опыт. Часто эта книга и писалась «по горячим следам» прожитого и проговоренного опыта. Я глубоко благодарен организаторам своих тренингов и близким друзьям по
духовным странствиям: Тарасенко Павлу и Столповских Константину из Новосибирска, Фроловой Ольге, Бобровой Елене, Бызовой Ларисе, Каминской Ирине, Радионовой Светлане, Протопоповой Ольге из Иркутска, Перминой Светлане, Кирич Дмитрию, Надежде Шиловой, Таипову Денису из Челябинска, Андрею Копылову из Петропавловска, Бобровским Людмиле и Наталье, Качановой Наталье, Степанову Андрею, Дворниковой Жанне из Минска, Веремеенко Наталье из Екатеринбурга, Маргарите Бартеневой из Риги, Сукма-нюк Андрею из Москвы, Елене Баркманн из Гамбурга, Ели-сейкиной Наталье из Израиля.
Хочется также выразить благодарность 60 кандидатам и 7 докторам наук, которые прошли защиту ученых степеней под моим научным руководством. Они способствовали моему умственному напряжению и часто воспитывали во мне трудолюбие и отвращение к праздности.
16000 человек прошли через мои тренинги личностного роста и интеграции. Я уже не всех помню, но всем благодарен.
В жизни каждого есть учителя, которые занимают определяющее место в становлении профессионала. Наверное, у каждого есть свой просветленный мастер — учитель. Кто-то ищет его в Гималаях, кто-то едет в Пуну, кто-то идет в монастырь. Мне повезло в жизни — я встретил мастера еще в студенческие годы. Я благодарен профессору Роговину Михаилу Семеновичу.
Хочется выразить самую искреннюю благодарность профессору Новикову Виктору Васильевичу, президенту Международной Академии психологических наук, выразившему искреннее участие не только при проведении научных исследований, но и отеческую заботу в моей судьбе. Профессор Новиков — мой научный руководитель. И кандидатская, и две докторские диссертации были защищены благодаря его поддержке. За двадцать пять лет знакомства я не встретил ситуации, когда он отказал кому-то в понимании и сопереживании.
Хочется выразить бесконечную благодарность своим детям: Надежде, за взрослость и готовность принимать меня любым, Варваре и Вадиму, которые напоминают и припоминают мне о том, что я все еще молод и еще долго обязан иметь силу.
Трепетная и глубокая благодарность моим родителям: маме, Надежде Михайловне Козловой, за образец христианской веры и молитвенности, беспредельную веру в чудо, отцу,
Василию Григорьевичу Козлову за неистовость жизни, честность и языческую возможность все время чувствовать мир живым и одухотворенным.
И самое последнее. Половину своей жизни я прожил в одиночестве, другую половину со мной разделила моя жена — Лазарянц Ольга. Многие пришли — многие ушли, а она всегда оставалась рядом.
Во время одной дыхательной сессии я видел, как м,ы, уже совсем старенькие, уже прошедшие и прожившие все, идем по Первомайскому бульвару в Ярославле, то ли приобняв-шись от избытка нежности, то ли просто поддерживая друг друга, чтобы не упасть и раствориться в земле. Я рассматривал эту пару со всех сторон и мое сердце сжималось от восторга и умиления — если бы они даже прожили еще сто лет, они не потеряли бы самое главное — любовь, понимание, жертвенность, сопереживание и готовность поддержки.
Эту книгу я посвящаю жене, Лазарянц Ольге.