Игра «царь» (дыкман л. я., 1998)
Возраст. С 3 лет.
Цель. Развитие доброжелательных отношений со сверстниками, формирование красивой осанки.
Содержание.
По двору гуляет Царь-царь-царь-царь. Царевну выбирает Царь-царь-царь-царь. Наступил на ножку Царь-царь-царь-царь. Указал дорожку Царь-царь-царь-царь. | Дети идут по кругу, взявшись за ручки. В центре круга ребенок-«царь» идет в противоположном направлении. «Царь» останавливается напротив выбранного ребенка, слегка наступает ему на ножку, указывая дорожку в центр круга. |
Рекомендации. Взрослый предварительно рассказывает детям, кто такой царь, и демонстрирует походку и царственную осанку. Взрослый показывает предварительно, как нужно бережно наступать на ножку. Ребенку-«царю» можно предложить надеть корону. Игру можно использовать на занятиях по этикету.
ИГРА «ЗЕРКАЛО» [Тихеева Е. И., 1965]
Возраст. С 2,5 - 3 лет.
Цель. Развитие речевой и двигательной активности.
Содержание.
Ровным кругом, Друг за другом, Эй, ребята, не зевать! Что нам (имя ребенка) покажет, Будем дружно выполнять. | Дети идут по кругу, взявшись за руки. Один ребенок в центре круга. Дети называют имя ребенка, стоящего в кругу. Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют их. |
ИГРА «ПУЗЫРЬ!» [Ануфриева А., Митюкова О., 1962]
Возраст. С 1,5 лет.
Цель. Сближение детей друг с другом и со взрослым, формирование умения выполнять движения в кругу, ориентируясь на слово.
Содержание. Все дети вместе со взрослым стоят в кругу, взявшись за ручки, тесно прижавшись друг к другу.
Надувайся, пузырь, Надувайся большой, Оставайся такой, Да не лопни такой!!! Ш-ш-ш — лопнул. | Произнося слова, взрослый постепенно разводит руки в стороны, держа за руки детей. Дети повторяют движения за взрослым. Взрослый и дети бегут к центру круга. Игра повторяется снова. |
Рекомендации. Играя в эту игру, важно придерживаться неторопливого темпа, ориентируясь, на реакцию детей. Следует следить за артикуляцией детей, когда они произносят звук «ф-ф-ф».
ИГРА «ПО САДИКУ-САДОЧКУ»
Возраст. С 2 лет.
Цель. Развитие партнерских отношений со сверстником и уважительного отношения друг к другу.
Содержание.
По садику-садочку Солнышко гуляло, И себе дружочка, Дружочка выбирало. Ты подойди поближе, Поближе, поближе И наклонись пониже, Пониже, пониже. | Дети вместе со взрослым, взявшись за руки, совершают движение по кругу. Один ребенок — «солнышко» — стоит в центре круга. Взрослый предлагает «солнышку» выбрать одного из детей стоящих в кругу и поклониться ему. Выбранный ребенок становится «солнышком». |
Рекомендации. Игра рекомендована для детей с 2 лет. Возможно использовать игру и на занятиях вместе с родителями с полуторагодовалого возраста. В игре может быть применен атрибут «солнышка» — маска или головной убор.
ИГРА «ЗАИНЬКА»
[Дыкман А. Я., 1998, модификация Ларечиной Е. В.]
Возраст. С 2 лет.
Цель. Развитие партнерских отношений взрослого и ребенка.
Содержание.
Умение сопровождать слово движением.
Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой, Вот так, вот так, топни ножкой! (2 раза) Заинька, хлоп в ладоши, серенький, хлоп в ладоши, Вот так, вот так, хлоп в ладоши! (2 раза) Заинька, покружись, серенький, покружись, Вот так, вот так, покружись! (2 раза) Заинька, поклонись, серенький, поклонись, Вот так, вот так, поклонись! (2 раза) | Взрослый стоит напротив ребенка, держа его за руки. Движения выполняются в соответствии с текстом. |
Рекомендации. В игру можно играть с 1,5-годовалого возраста. С 2 лет игру можно использовать как хороводную забаву в группе детского сада.
ИГРА «ГДЕ БЫЛ ИВАНУШКА?» [Рожкова Т. Н., 20011]
Возраст. С 2 лет.
Цель. Развитие умения сочетать движение со словом, выполнять подражательные действия, создание радостного настроения.
Содержание.
— Где был Иванушка? — На ярмарке. — Что купил Иванушка? — Курочку. Курочка по сеничкам зернышки клюет, Иванушка в горенке песенки поет. — Где был Иванушка? — На ярмарке. — Что купил Иванушка? — Уточку. Курочка по сеничкам зернышки клюет, Уточка по лужице взад-вперед плывет, Иванушка в горенке песенки поет. — Где был Иванушка? — На ярмарке. — Что купил Иванушка? — Коровушку. Курочка по сеничкам зернышки клюет, Уточка по лужице взад-вперед плывет, Коровушка детушкам молочко дает. Иванушка в горенке песенки поет. | Дети, держась за руки, идут по кругу. Тремя пальчиками правой руки, сложенными в щепоть, дети постукивают по левой ладошке. Соединяют и разводят ладони в стороны, имитируя игру на гармошке. Дети, держась за руки, идут по кругу. Повторение движений (курочки). Ручки вытянуты вперед, поочередно выполняются махи вверх вниз. Повтор движений (игра на гармошке). Дети, держась за руки, идут по кругу. Повтор движений (курочки, уточки). Указательные пальчики обеих рук приставлены к голове. Выполняются покачивающие движения головой. Дети поглаживают животики по часовой стрелке. Повтор движений (игра на гармошке). |
Рекомендации. Игра проводится с детьми 2 лет. Возможно использовать игру на празднике Масленицы, как и следующую предлагаемую нами игру «Карусели».
ИГРА «КАРУСЕЛИ» [Тихеева Е. И., 1965]
Возраст. С 2 лет.
Цель. Обучение согласованию движений друг с другом и ритмом текста, создание атмосферы радости, сближающей детей.
Содержание.
Еле-еле, еле-еле Завертелись карусели. А потом, потом, потом Всё бегом, бегом, бегом! Тише, тише, не спешите, Карусель остановите. Раз, два, раз, два (пауза) Вот и кончилась игра! | Дети, держась за руки, идут по кругу, постепенно ускоряясь. Темп движения снижается постепенно переходя на ходьбу. Дети останавливаются и кланяются друг другу. |
Рекомендации. Движение по кругу выполняется сначала в правую сторону, затем в левую. В игру можно играть с полуторагодовалыми детьми в детско-родительских группах. В этом случае взрослые становятся между детьми и на слова: «всё бегом, бегом, бегом!» взрослые поднимают детей за ручки и бегут по кругу, затем деток опускают на пол и останавливаются.
ИГРА «СНЕГОВИК» (Ершова Л.)
Возраст. С 2 лет.
Цель. Развитие партнерских отношений со сверстниками, развитие умения сочетать движение со словом.
Содержание.
Снеговик, Снеговик, Ты не мал, не велик. Ты такой веселый, Ты такой красивый, С нами ты потопай, С нами ты попрыгай, Быстро-быстро покружись, Низко-низко поклонись, А теперь не зевай И ребяток догоняй! | Дети вместе со взрослым, взявшись за руки, совершают движение по кругу. Ребенок в центре — «снеговик». Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Хлопают в ладоши. Дети разбегаются, «снеговик» ловит детей. |
Рекомендации. Игра проводится с детьми 2 лет. Взрослый, играющий с детьми, дает четкий образец движений, примененных в игре, подбадривает «снеговика», задает темп игре. Игру можно использовать педагогам для закрепления темы «Зимние забавы».
ИГРА «ЕЖИК»
[Роньжина А. С, 2003, модификация Ларечиной Е. В.]
Возраст. С 2 лет.
Цель. Развитие доброжелательных отношений со сверстниками.
Содержание.
Шли по лесу не спеша, Вдруг увидели ежа. «Ежик, ежик, мы друзья. Дай погладить нам тебя». Ежик носом зафырчал И ребятокиспугал. | Дети вместе со взрослым, взявшись за руки, совершают движение по кругу. Ребенок в центре («ежик») сидит на корточках. Дети подходят к «ежику» и гладят его по головке и спинке. По сигналу взрослого «ежик» говорит: «Ф-ф-ф!» Дети убегают в обозначенное место, «ежик» догоняет. Тот, кого поймали, становится «ежиком». |
Рекомендации. Игра рекомендована для детей с 2 лет. Ребенку, исполняющему роль ежика, можно предложить атрибут: маску или эмблему с изображением ежика.