Утренний массаж. Во время купания

Потягушечки, порастушечки,

С гуся — вода

Вдоль да поперек толстушечки!

С лебедя — вода,

Ручки-хватушечки, ножки-ходушечки,

А с (имя ребенка) вся худоба!

В роток — говорок, а в головку — разумок!

Перед приемом пищи

Ручки, спляшите разок —

Будет вам завтра пирог!

Ах вы, мои мастерички,

Быстрые ручки-сестрички!

Яблочный будет пирог,

Только спляшите разок!

Кто тут голенький такой?

Кто тут голенький

Да веселенький?

Кто купаться пришел?

Кто водичку нашел?

Эх, водичка хороша,

Хороша водичка!

Накупайте малыша,

Чтоб сияло личико!

Гу-ту-ту,

Гу-ту-ту,

Вари кашу кругу,

Подливай молочка,

Накорми казачка.

ИГРЫ-ЗАБАВЫ НА РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНЫХ

ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ИГРА «ЗДРАВСТВУЙТЕ!» [Дыкман А. Я., 1998, модификация Ларечиной Е. В.]

Возраст. С 1 года.

Цель. Формирование у детей первичных представле­ний о своем теле, развитие эмоциональных партнерских отношений взрослого и ребенка.

Содержание. Показ. Выполняем движения по тексту. Прикасаемся ладошками к частям тела, указанным в тексте.

Здравствуйте, глазки, глазки, глазки!

Здравствуйте, ушки, ушки, ушки!

Здравствуй, носик, носик, носик!

Здравствуй, ротик, ротик, ротик!

Здравствуйте, ручки, ручки, ручки!

Здравствуйте, ножки, ножки, ножки!

Глазки смотрят, ушки слушают,

Ручки хлопают, ножки топают.

Мы проснулись (3 раза),

Маме с папой улыбнулись!

ИГРА «ПОЛЗКОМ К ИГРУШКЕ» [Силберг Д., 2003]

Возраст. С 1 года.

Цель. Стимуляция моторной активности и ориента­ции в пространстве.

Содержание. Положите в дальнем конце комнаты игрушку. Опуститесь на пол и ползите к игрушке. Когда доползете до нее, возьмите в руки и притворитесь, будто сама игрушка говорит: «Ползи сюда, (имя ребенка), и возь­ми меня». Поощряйте движение малыша к игрушке. Если ребенок готов ходить, поместите игрушку повыше, чтобы он попытался приподняться и дотянуться до нее.

ИГРА «КТО УМЕЕТ ЧИСТО МЫТЬСЯ?» [Ануфриева А., Митюкова О., 1962]

Возраст. С 1,2 лет.

Цель. Развитие партнерских отношений, умения со­провождать слова действиями.

Содержание.

— Кто умеет чисто мыться? Кто водицы не боится? — Это мы! Это мы! — Кто не хочет быть грязнушкой, Хорошенько моет ушки? — Это мы! Это мы! Умываться мы умеем, Мы мочалкой моем шею. Вот так! Вот так! Чтобы чисто вымыть ножки, Мы помылим их не­множко. Вот так! Вот так! А потом над тазом лов­ко Мы помоем и головку. Вот так! Вот так! Мы помылись, как большие, Вот мы чистые какие! Посмотри!   Взрослый складывает ладо­ши малыша и имитирует умывание. Взрослый прикладывает ла­дошки малыша к его груди. Взрослый массирует ушные раковины ребенка. Взрослый трет кулачками ребенка его шейку. Взрослый гладит ручками ребенка его ножки. Взрослый гладит ручками ребенка его головку, другие части тела, затем разводит ручкив стороны.  


ИГРА «МЫ ТОПАЕМ»

[Ануфриева А., Митюкова О., 1962]

Возраст. С 1,5 лет.

Цель. Развитие партнерского доверительного взаимо­действия между взрослыми и детьми.

Содержание.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Качаем головой,

Мы ручки поднимаем,

Мы ручки опускаем,

Маме ручки подаем,

С мамой кружимся вдвоем.

Малыш, стоя на месте, топает ножками, хлопает ручками, качает головкой, поднимает ручки, опускает, дает ручки маме, и они совершают круговые движения.

Рекомендации. При знакомстве ребенка с игрой все игровые движения выполняются взрослым, непосред­ственно сопровождающим движения малыша. Когда игра будет хорошо знакома ребенку, можно стиму­лировать его к самостоятельному выполнению дви­жений.

ИГРА «ЕЖИК И ДОЖДИК»

[Дыкман А. Я., 1998, модификация Ларечиной Е. В.]

Возраст. С 2 лет.

Цель. Развитие умения подражать движениям взрос­лого.

Содержание.

Взрослый говорит:

Встретил как-то еж ежа. — Как погода, еж? — Свежа! И пошли домой дрожа, Сгорбясь, съежась, два ежа. Песенка 1. Чей топот быстрых ножек Звучит среди камней? То ежик, ежик, ежик Спешит домой скорей. 2. Вдруг тучи набежали, И в небе грянул гром. В клубок наш еж свер­нулся, Иголочки кругом.     3. Капля раз, капля два, Капля медленно сперва. Стали капли поспевать, Капля каплю догонять. Сильный дождь пошел... Дождик стал затихать,   Капли стали высыхать, Солнце появилось, Деткам поклонилось...   Правой и левой рукой скла­дывается фигура. Оба «ежика» изображают движение. Одного «ежика» приклады­вают к носу. Все дети, чуть согнувшись, идут по кругу маленькими шажками, держа у носа ежика и пропевая песенку. Все дети разводят руки ши­роко в стороны, резко хлопают в ладоши. Дети приседают, руками за­крывают голову. Дети поднимают кисти рук, пальцы растопыривают. Дети, сидя на полу, сначала медленно и тихо, затем все сильнее и громче стучат всеми пальчиками по полу. Дети сильно стучат ла­дошками по полу. Постепенно дети замедля­ют темп, стучат медлен­нее и тише. Дети водят ладошками по полу. Дети поднимают руки вверх; пальцы раздвинуты в разные стороны. Руки постепенно опускаются; дети улыбаются, кланяются.  


ИГРА «ПТИЧКИ В ГНЕЗДЫШКЕ»

[Тихеева Е. И., 1965, модификация Ларечиной Е. В.]

Возраст. С 2 лет.

Цель. Развитие партнерского доверительного взаимо­действия между взрослыми и детьми.

Содержание.

Птички в гнездышке сидят И на улицу глядят. Вот так, вот так, И на улицу глядят. Посидели, посидели, Крылышки расправили, Гнездышко оставили и полетели.   Дождик, дождик, дождик!   Взрослые сидят на корточках, руки перед собой кольцом. Дети внутри кольца, сидят на коленах у взрослых. Из «гнездышка», смотрят вправо, влево. Взрослые разъединяют и отпускают руки. Дети встают на ноги и бегут на носочках по кругу. Педагог с голубым «султан­чиком» выходит в центр, дети возвращаются в «гнездышки». Игра повто­ряется 2—3 раз.  

ИГРА «КТО У МЕНЯ НА СПИНЕ» [Граббет Р., 2001]

Возраст. С 2 лет.

Цель. Развитие эмоциональных отношений через так­тильные прикосновения.

Содержание. Ребенок ложится на живот, можно по­просить его закрыть глаза. Взрослый движением рук вос­производит походку разных животных, например слона или кошки. Ребенку нужно угадать, кто у него «пробе­жался» по спине.

ИГРА «ЛАСКОВАЯ ЦЕПОЧКА» [Граббет Р., 2001]

Возраст. С 2 лет.

Цель. Развитие эмоциональных отношений через так­тильные прикосновения.

Содержание. Все сидят рядком, друг за другом, по­следний — организатор игры, взрослый. Он шепчет на ухо сидящему перед ним ребенку команду, например: «Погладь по головке». Малыш, разумеется, слушается. Сидящий перед ним ребенок реагирует соответственно и тоже начинает гладить того, кто впереди. Так поглажи­вание по головке, как цепная реакция, доходит до конца цепочки. Теперь, когда уже все играющие активно по­занимались поглаживанием, следует какая-нибудь новая команда.

Наши рекомендации