Утренний массаж. Во время купания
Потягушечки, порастушечки,
С гуся — вода
Вдоль да поперек толстушечки!
С лебедя — вода,
Ручки-хватушечки, ножки-ходушечки,
А с (имя ребенка) вся худоба!
В роток — говорок, а в головку — разумок!
Перед приемом пищи
Ручки, спляшите разок —
Будет вам завтра пирог!
Ах вы, мои мастерички,
Быстрые ручки-сестрички!
Яблочный будет пирог,
Только спляшите разок!
Кто тут голенький такой?
Кто тут голенький
Да веселенький?
Кто купаться пришел?
Кто водичку нашел?
Эх, водичка хороша,
Хороша водичка!
Накупайте малыша,
Чтоб сияло личико!
Гу-ту-ту,
Гу-ту-ту,
Вари кашу кругу,
Подливай молочка,
Накорми казачка.
ИГРЫ-ЗАБАВЫ НА РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНЫХ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ИГРА «ЗДРАВСТВУЙТЕ!» [Дыкман А. Я., 1998, модификация Ларечиной Е. В.]
Возраст. С 1 года.
Цель. Формирование у детей первичных представлений о своем теле, развитие эмоциональных партнерских отношений взрослого и ребенка.
Содержание. Показ. Выполняем движения по тексту. Прикасаемся ладошками к частям тела, указанным в тексте.
Здравствуйте, глазки, глазки, глазки!
Здравствуйте, ушки, ушки, ушки!
Здравствуй, носик, носик, носик!
Здравствуй, ротик, ротик, ротик!
Здравствуйте, ручки, ручки, ручки!
Здравствуйте, ножки, ножки, ножки!
Глазки смотрят, ушки слушают,
Ручки хлопают, ножки топают.
Мы проснулись (3 раза),
Маме с папой улыбнулись!
ИГРА «ПОЛЗКОМ К ИГРУШКЕ» [Силберг Д., 2003]
Возраст. С 1 года.
Цель. Стимуляция моторной активности и ориентации в пространстве.
Содержание. Положите в дальнем конце комнаты игрушку. Опуститесь на пол и ползите к игрушке. Когда доползете до нее, возьмите в руки и притворитесь, будто сама игрушка говорит: «Ползи сюда, (имя ребенка), и возьми меня». Поощряйте движение малыша к игрушке. Если ребенок готов ходить, поместите игрушку повыше, чтобы он попытался приподняться и дотянуться до нее.
ИГРА «КТО УМЕЕТ ЧИСТО МЫТЬСЯ?» [Ануфриева А., Митюкова О., 1962]
Возраст. С 1,2 лет.
Цель. Развитие партнерских отношений, умения сопровождать слова действиями.
Содержание.
— Кто умеет чисто мыться? Кто водицы не боится? — Это мы! Это мы! — Кто не хочет быть грязнушкой, Хорошенько моет ушки? — Это мы! Это мы! Умываться мы умеем, Мы мочалкой моем шею. Вот так! Вот так! Чтобы чисто вымыть ножки, Мы помылим их немножко. Вот так! Вот так! А потом над тазом ловко Мы помоем и головку. Вот так! Вот так! Мы помылись, как большие, Вот мы чистые какие! Посмотри! | Взрослый складывает ладоши малыша и имитирует умывание. Взрослый прикладывает ладошки малыша к его груди. Взрослый массирует ушные раковины ребенка. Взрослый трет кулачками ребенка его шейку. Взрослый гладит ручками ребенка его ножки. Взрослый гладит ручками ребенка его головку, другие части тела, затем разводит ручкив стороны. |
ИГРА «МЫ ТОПАЕМ»
[Ануфриева А., Митюкова О., 1962]
Возраст. С 1,5 лет.
Цель. Развитие партнерского доверительного взаимодействия между взрослыми и детьми.
Содержание.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Качаем головой,
Мы ручки поднимаем,
Мы ручки опускаем,
Маме ручки подаем,
С мамой кружимся вдвоем.
Малыш, стоя на месте, топает ножками, хлопает ручками, качает головкой, поднимает ручки, опускает, дает ручки маме, и они совершают круговые движения.
Рекомендации. При знакомстве ребенка с игрой все игровые движения выполняются взрослым, непосредственно сопровождающим движения малыша. Когда игра будет хорошо знакома ребенку, можно стимулировать его к самостоятельному выполнению движений.
ИГРА «ЕЖИК И ДОЖДИК»
[Дыкман А. Я., 1998, модификация Ларечиной Е. В.]
Возраст. С 2 лет.
Цель. Развитие умения подражать движениям взрослого.
Содержание.
Взрослый говорит:
Встретил как-то еж ежа. — Как погода, еж? — Свежа! И пошли домой дрожа, Сгорбясь, съежась, два ежа. Песенка 1. Чей топот быстрых ножек Звучит среди камней? То ежик, ежик, ежик Спешит домой скорей. 2. Вдруг тучи набежали, И в небе грянул гром. В клубок наш еж свернулся, Иголочки кругом. 3. Капля раз, капля два, Капля медленно сперва. Стали капли поспевать, Капля каплю догонять. Сильный дождь пошел... Дождик стал затихать, Капли стали высыхать, Солнце появилось, Деткам поклонилось... | Правой и левой рукой складывается фигура. Оба «ежика» изображают движение. Одного «ежика» прикладывают к носу. Все дети, чуть согнувшись, идут по кругу маленькими шажками, держа у носа ежика и пропевая песенку. Все дети разводят руки широко в стороны, резко хлопают в ладоши. Дети приседают, руками закрывают голову. Дети поднимают кисти рук, пальцы растопыривают. Дети, сидя на полу, сначала медленно и тихо, затем все сильнее и громче стучат всеми пальчиками по полу. Дети сильно стучат ладошками по полу. Постепенно дети замедляют темп, стучат медленнее и тише. Дети водят ладошками по полу. Дети поднимают руки вверх; пальцы раздвинуты в разные стороны. Руки постепенно опускаются; дети улыбаются, кланяются. |
ИГРА «ПТИЧКИ В ГНЕЗДЫШКЕ»
[Тихеева Е. И., 1965, модификация Ларечиной Е. В.]
Возраст. С 2 лет.
Цель. Развитие партнерского доверительного взаимодействия между взрослыми и детьми.
Содержание.
Птички в гнездышке сидят И на улицу глядят. Вот так, вот так, И на улицу глядят. Посидели, посидели, Крылышки расправили, Гнездышко оставили и полетели. Дождик, дождик, дождик! | Взрослые сидят на корточках, руки перед собой кольцом. Дети внутри кольца, сидят на коленах у взрослых. Из «гнездышка», смотрят вправо, влево. Взрослые разъединяют и отпускают руки. Дети встают на ноги и бегут на носочках по кругу. Педагог с голубым «султанчиком» выходит в центр, дети возвращаются в «гнездышки». Игра повторяется 2—3 раз. |
ИГРА «КТО У МЕНЯ НА СПИНЕ» [Граббет Р., 2001]
Возраст. С 2 лет.
Цель. Развитие эмоциональных отношений через тактильные прикосновения.
Содержание. Ребенок ложится на живот, можно попросить его закрыть глаза. Взрослый движением рук воспроизводит походку разных животных, например слона или кошки. Ребенку нужно угадать, кто у него «пробежался» по спине.
ИГРА «ЛАСКОВАЯ ЦЕПОЧКА» [Граббет Р., 2001]
Возраст. С 2 лет.
Цель. Развитие эмоциональных отношений через тактильные прикосновения.
Содержание. Все сидят рядком, друг за другом, последний — организатор игры, взрослый. Он шепчет на ухо сидящему перед ним ребенку команду, например: «Погладь по головке». Малыш, разумеется, слушается. Сидящий перед ним ребенок реагирует соответственно и тоже начинает гладить того, кто впереди. Так поглаживание по головке, как цепная реакция, доходит до конца цепочки. Теперь, когда уже все играющие активно позанимались поглаживанием, следует какая-нибудь новая команда.