Игры на взаимодействие детей со взрослыми

ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ИГРЫ, ОСНОВАННЫЕ НА

ТРАДИЦИОННОМ ФОЛЬКЛОРЕ, — ПЕСТУШКИ, ПОТЕШКИ

Одной из важнейших игровых форм взаимодействия с ребенком в раннем возрасте является материнский или детский фольклор — пестушки и потешки.

Пестушки— это коротенькие песенки, которыми со­провождается уход за ребенком. Пестования — это древ­няя традиция общения с частями тела человека, причем как для детей, так и для взрослых. Один из классических образцов пестования тела взрослого человека мы начина­ем встречать в «Песни песней Соломона». Современная культура сохранила традицию пестования младенцев. Это объяснимо, так как целью пестования является «напитывание» всех частей тела энергией силы, красоты и здоровья.

Потешки— это игры взрослого с различными частя­ми тела ребенка (с пальчиками, ножками, ручками).

Мария Владимировна Осорина писала, что через вы­разительный материнский фольклор ребенок познает окружающий мир и себя в нем. Телесные игры, сопро­вождаемые словами пестушек и потешек, позволяют по­знать малышу образ своего телесного «Я». Осмысление ребенком устройства своего телесного «Я» абсолютно необходимо для нормального умственного и личностно­го развития [Осорина, 2005].

Детский фольклор — это самые первые произведе­ния, с которыми знакомится ребенок.

Эти произведения служат толчком для возникнове­ния активной речи и эмоционального взаимодействия взрослого с ребенком. Из произведений детского фольк­лора дети получают первые нравственные уроки — уро­ки народной мудрости.

Многие народы используют потешки с ребенком уже с колыбели, чтобы укрепить взаимную любовь матери и дитя [Покровский Е. А., 1994].

Потешки несут в себе воспитательный смысл и в фи­зическом, и в духовном отношении, они приучают детей выполнять необходимые движения, быть ловкими, по­рождают сметливость. Пестушки — это своеобразный массаж, который поможет восстановить кровообраще­ние, возбудить жизнедеятельность организма ребенка, укрепить мышцы рук, ног, закрепить скоординированность двигательных навыков. В пестушках заложены знания по физическому воспитанию детей, выработан­ные многовековой педагогической практикой [Овсянни­кова Н. А., 2006].

ИГРА «ЛАДУШКИ» — ТРАДИЦИОННАЯ НАРОДНАЯ ИГРА

[Тихеева Е. И., 1965]

Возраст. С 1 года.

Цель. Обучение детей умению слушать речь взросло­го, соотносить действие со словами потешки.

Содержание. Дети сидят на коврике в кружок. Взрос­лый предлагает детям поиграть и похлопать в ладоши.



Ладушки, ладушки! Где были? — У бабушки. Что ели? — Кашку. Что пили? — Бражку. Кашка жирненька, Бражка сладенька, Бабушка добренька. Попили, поели, Шу-у-у — полетели, На головку сели, Сели, посидели, Прочь улетели.   Взрослый и дети хлопа­ют в ладоши в такт сло­вам потешки Поднимают руки, машут ими и кладут на голову. Разводят руки в стороны и опускают на колени.  

Рекомендации. Играя повторно, взрослый после слов «Где были?» делает паузу и ждет ответа от детей: «У ба­бушки»; «Что ели?» — «Кашку», «Что пили?» — «Браж­ку». В следующий раз всю потешку произносят дети вме­сте со взрослым. Возможно более раннее использование потешки, только в этом случае взрослый будет выпол­нять движения руками ребенка.

ИГРА «ПРО СОРОКУ» — ТРАДИЦИОННАЯ НАРОДНАЯ ИГРА

[Тихеева Е. И., 1965]

Возраст. С младенчества.

Цель. Обучение детей слушать родное слово, пони­мать содержание потешки.

Содержание. Ребенок садится напротив взрослого. Взрослый указательным пальцем правой руки делает круговые движения по ладони левой руки («варит каш­ку»), приговаривая:

Сорока, сорока,

Сорока-белобока

Кашу варила,

На порог скакала,

Гостей скликала.

Гости на двор

Кашу на стол.

Этому на тарелочке,

(загибают пальчики по очереди, начиная с мизинца)

Этому на блюдечке,

Этому в чашечке,

Этому в мисочке,

А этому ничего не дала.

(Обращаются к большому пальцу, не загибая его.)

Ты дров не таскал,

Ты воды не носил,

Ты каши не варил.

Вот тебе ложечка —

Свари сам себе кашку.

Тут пень, тут колода,

Тут дрова,

Тут горячая вода.

Рекомендации. Играя с малышом, можно вместо по­следних строк «Тут горячая вода» сказать: «А тут — ки­пяток! На (имя ребенка) щекоток!» и пощекотать малы­ша в области подмышек.

Наши рекомендации