Игры на взаимодействие детей со взрослыми
ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ИГРЫ, ОСНОВАННЫЕ НА
ТРАДИЦИОННОМ ФОЛЬКЛОРЕ, — ПЕСТУШКИ, ПОТЕШКИ
Одной из важнейших игровых форм взаимодействия с ребенком в раннем возрасте является материнский или детский фольклор — пестушки и потешки.
Пестушки— это коротенькие песенки, которыми сопровождается уход за ребенком. Пестования — это древняя традиция общения с частями тела человека, причем как для детей, так и для взрослых. Один из классических образцов пестования тела взрослого человека мы начинаем встречать в «Песни песней Соломона». Современная культура сохранила традицию пестования младенцев. Это объяснимо, так как целью пестования является «напитывание» всех частей тела энергией силы, красоты и здоровья.
Потешки— это игры взрослого с различными частями тела ребенка (с пальчиками, ножками, ручками).
Мария Владимировна Осорина писала, что через выразительный материнский фольклор ребенок познает окружающий мир и себя в нем. Телесные игры, сопровождаемые словами пестушек и потешек, позволяют познать малышу образ своего телесного «Я». Осмысление ребенком устройства своего телесного «Я» абсолютно необходимо для нормального умственного и личностного развития [Осорина, 2005].
Детский фольклор — это самые первые произведения, с которыми знакомится ребенок.
Эти произведения служат толчком для возникновения активной речи и эмоционального взаимодействия взрослого с ребенком. Из произведений детского фольклора дети получают первые нравственные уроки — уроки народной мудрости.
Многие народы используют потешки с ребенком уже с колыбели, чтобы укрепить взаимную любовь матери и дитя [Покровский Е. А., 1994].
Потешки несут в себе воспитательный смысл и в физическом, и в духовном отношении, они приучают детей выполнять необходимые движения, быть ловкими, порождают сметливость. Пестушки — это своеобразный массаж, который поможет восстановить кровообращение, возбудить жизнедеятельность организма ребенка, укрепить мышцы рук, ног, закрепить скоординированность двигательных навыков. В пестушках заложены знания по физическому воспитанию детей, выработанные многовековой педагогической практикой [Овсянникова Н. А., 2006].
ИГРА «ЛАДУШКИ» — ТРАДИЦИОННАЯ НАРОДНАЯ ИГРА
[Тихеева Е. И., 1965]
Возраст. С 1 года.
Цель. Обучение детей умению слушать речь взрослого, соотносить действие со словами потешки.
Содержание. Дети сидят на коврике в кружок. Взрослый предлагает детям поиграть и похлопать в ладоши.
Ладушки, ладушки! Где были? — У бабушки. Что ели? — Кашку. Что пили? — Бражку. Кашка жирненька, Бражка сладенька, Бабушка добренька. Попили, поели, Шу-у-у — полетели, На головку сели, Сели, посидели, Прочь улетели. | Взрослый и дети хлопают в ладоши в такт словам потешки Поднимают руки, машут ими и кладут на голову. Разводят руки в стороны и опускают на колени. |
Рекомендации. Играя повторно, взрослый после слов «Где были?» делает паузу и ждет ответа от детей: «У бабушки»; «Что ели?» — «Кашку», «Что пили?» — «Бражку». В следующий раз всю потешку произносят дети вместе со взрослым. Возможно более раннее использование потешки, только в этом случае взрослый будет выполнять движения руками ребенка.
ИГРА «ПРО СОРОКУ» — ТРАДИЦИОННАЯ НАРОДНАЯ ИГРА
[Тихеева Е. И., 1965]
Возраст. С младенчества.
Цель. Обучение детей слушать родное слово, понимать содержание потешки.
Содержание. Ребенок садится напротив взрослого. Взрослый указательным пальцем правой руки делает круговые движения по ладони левой руки («варит кашку»), приговаривая:
Сорока, сорока,
Сорока-белобока
Кашу варила,
На порог скакала,
Гостей скликала.
Гости на двор
Кашу на стол.
Этому на тарелочке,
(загибают пальчики по очереди, начиная с мизинца)
Этому на блюдечке,
Этому в чашечке,
Этому в мисочке,
А этому ничего не дала.
(Обращаются к большому пальцу, не загибая его.)
Ты дров не таскал,
Ты воды не носил,
Ты каши не варил.
Вот тебе ложечка —
Свари сам себе кашку.
Тут пень, тут колода,
Тут дрова,
Тут горячая вода.
Рекомендации. Играя с малышом, можно вместо последних строк «Тут горячая вода» сказать: «А тут — кипяток! На (имя ребенка) щекоток!» и пощекотать малыша в области подмышек.