ИГРА 16 (с 9 лет) ЧТО ВАЖНО ДЛЯ МЕНЯ?

Цели: Эта игра способствует развитию взаимодействия между членами группы и дает каждому ребенку возможность представить себя другим детям. Это очень быстро сплачивает учеников класса друг с другом. Многие дети изумляются, когда видят, сколько одноклассников, оказывается, разделяет их интересы и ценности.

Материалы: Бумага и карандаш — каждому ребенку.

Инструкция: Представьте себе, что вы с родителями надолго уезжаете, чтобы провести каникулы на необитаемом острове. Родители говорят вам, что вы можете взять с собой чемодан и упаковать в него ровно три вещи, самые важные для вас. Что вы выберете? Хорошо подумайте над этим и напишите названия этих вещей на листе бумаги. (5 минут.)

Теперь встаньте и начните бродить по классу. Держите при этом свой лист бумаги перед собой так, чтобы остальные могли прочитать, что на нем написано. Пожалуйста, ходите молча и лишь читайте, что написано у остальных. Когда я крикну: "Стоп!", вы можете остановиться рядом с кем-нибудь из детей. Расскажите друг другу, почему вы выбрали именно эти три вещи. А теперь начните расхаживать по классу...

Дайте детям возможность походить примерно с минуту. Ограничьте время обмена мнениями примерно тридцатью секундами. Затем попросите детей вновь побродить в тишине, читая записи других одноклассников. После примерно восьми сигналов "Стоп!" дети возвращаются на свои места в классе.

Анализ упражнения:

§ Кто-нибудь выбрал то же, что и ты?

§ Чьи записи тебя удивили?

§ Есть ли на свете такие вещи, которые интересны и важны большинству из нас?

§ Какой предмет из тех, что кому-нибудь захотелось взять с собой, был, на твой взгляд, самым необычным?

§ О ком ты узнал что-нибудь новое?

ИГРА 17 ФОТОРЯД

Цели: С помощью предлагаемой процедуры Вы можете способствовать еще большему развитию у учеников Вашего класса чувства принадлежности к группе. При этом Вы можете подчеркнуть свое желание создать в классе атмосферу, близкую семейной, и показать, что дети очень важны для Вас. Делайте раз в четверть или, что еще лучше, раз в месяц фотоснимок (желательно, не парадный, а "живой") каждого из учеников класса и приклеивайте все фотографии к листу ватмана.

Эта коллекция поможет создать семейную атмосферу в Вашей классной комнате. Для многих детей это будет их единственный фотоснимок за этот период времени. Когда Вы сделаете новый фотоснимок, старый Вы можете снять с ватмана и подарить ребенку.

Глава 2. УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА

ИГРА 18 ПЕРЕДАЙ МАСКУ!

Цели: Перед Вами прекрасная игра, заимствованная из традиций театра импровизаций. Она взбадривает детей, делает их более внимательными и помогает настроиться на работу в группе. Каждый может избавиться от тех непродуктивных настроений, с которыми он пришел в класс, и тем самым освободить голову для работы. Дети очень любят эту игру, позволяющую им вести себя спонтанно и проявлять чувство юмора. Они много смеются, и, проведя эту игру, Вы наверняка почувствуете в классе атмосферу любопытства и жажды действия. Чтобы эта высвобожденная энергия не ушла впустую, важно по окончании игры организовать деятельность, требующую от детей высокой активности.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Посмотрите все на меня, чтобы видеть, что я делаю. Я пытаюсь придать своему лицу особое выражение, например, вот такое. (На несколько секунд зафиксируйте на лице какое-то выражение. Медленно поверните голову, чтобы у всех детей появилась возможность увидеть выражение Вашего лица).

А дальше будет так. Я повернусь к своему соседу слева, чтобы он мог получше разглядеть выражение моего лица. Он должен в точности повторить это выражение на своем лице. Как только у него это получится, он должен медленно повернуть голову влево, поменяв при этом выражение лица на новое, которое он "передает" своему соседу слева. Так же делают все остальные. Сначала мы в точности повторяем выражение лица соседа справа, затем придумываем собственное выражение лица и "передаем" его соседу слева. Выражение лица может быть комическим или угрожающим, страшным или смешным.

ИГРА 19 (с 6 лет) ДА И НЕТ

Цели: С помощью этой игры дети могут трансформировать накопленные напряжение, агрессию и апатию в готовность к общению и взаимную внимательность. Игра обычно проходит в атмосфере веселья и радости, и по ее завершении класс становится вполне работоспособным. Впрочем, следует принять во внимание, что иногда в ходе игры в классе становится очень шумно. Иногда имеет смысл организовывать игру так, чтобы дети смогли "поспорить" не с одним партнером, а с двумя или даже тремя. Эффект катарсиса при таком варианте игры выражен в большей степени.

Инструкция: Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга. Решите, кто в вашей паре хочет говорить "Да", а кто — "Нет". Один из вас начинает игру, произнеся слово "Да". Второй сразу же отвечает ему: "Нет!". Тогда первый снова говорит: "Да!", может быть, чуть-чуть громче, чем в первый раз, а второй опять отвечает ему: Нет!", и тоже слегка посильнее. Каждый из вас должен произносить только то слово, которое он выбрал с самого начала: или "Да", или "Нет". Но вы можете по-разному его произносить: тихо или громко, нежно или грубо. Если хотите, можете провести с помощью этих двух слов прекрасный небольшой спор, но при этом важно, чтобы никто никого никак не обидел. Через некоторое время я подам вам сигнал о том, что пора заканчивать "спор".

Анализ упражнения:

§ Как ты себя сейчас чувствуешь?

§ Как тебе удобнее спорить — произнося слово "Да", или произнося слово "Нет"?

§ Ты говорил достаточно громко?

ИГРА 20 (с 8 лет) ГРОТЕСК

Цели: В этой игре дети могут снять накопленные напряжение и стресс. Поиграв в нее, они смогут отдохнуть и взбодриться перед работой.

Материалы: Аудиокассета с записью оживленной музыки, побуждающей к движению.

Инструкция: Разбейтесь на пятерки и встаньте рядом плечом к плечу. Начинает игру крайний слева. Он производит небольшое движение какой-нибудь частью своего тела. Сосед справа должен повторить это движение как можно точнее, но преувеличив его, сделав более выраженным. Третий повторяет движение второго тоже как можно более точно, но усиливает и его. И так далее, пока последний из пятерки не сделает движение максимально выраженным. В результате вся пятерка будет производить одно и то же выбранное движение, но каждый со своей силой. Затем другой ученик переходит на место крайнего слева и начинает свое движение, которое остальные повторяют с соответствующим усилением.

ИГРА 21 (с 6 лет) ТОЛЬКО ВМЕСТЕ!

Цели: В ходе этой игры дети получают возможность почувствовать то же, что и их партнер. Для этого им необходимо настроиться друг на друга. Очень хорошо, если у детей есть возможность поиграть в эту игру с разными партнерами.

Инструкция: Разбейтесь на пары и встаньте, пожалуйста, спина к спине. Сможете ли вы медленно-медленно, не отрывая своей спины от спины партнера, сесть на пол? А теперь мне очень интересно, сможете ли вы точно также встать? Постарайтесь определить, с какой силой вам нужно опираться на спину своего партнера, чтобы обоим было удобно двигаться.

Анализ упражнения:

§ С кем тебе вставать и садиться было легче всего?

§ Что было самым трудным в этом упражнении?

ИГРА 22 (с 9 лет) СХОДСТВА

Цели: В младшем школьном возрасте дети начинают осознавать и ценить свои индивидуальные качества, то, что отличает их от остальных. В то же время им важно понимать, что они в чем-то похожи на других людей, ведь гораздо легче разрешать конфликтные ситуации, зная, что людей многое объединяет. Эта игра помогает детям увидеть сходство между собой и другими детьми. Кроме того, это весьма оживленное "разогревающее" упражнение, помогающее детям установить контакт друг с другом и преодолеть мешающие общению стереотипы и предрассудки.

Естественно, не все тройки завершат игру одновременно. Поэтому проследите, чтобы каждая тройка успела до окончания игры выполнить всю инструкцию полностью.

Инструкция: Разбейтесь, пожалуйста, на тройки. Постарайтесь выбрать себе в тройку тех, у кого есть что-то общее с вами, например, совпадает цвет одежды или волос. Это должны быть дети, которых вы еще не очень хорошо знаете. Сядьте где-нибудь все вместе на корточки и начните разговаривать друг с другом. Каждому из вас нужно будет рассказать о себе, причем говорить надо как можно быстрее, ведь в вашем распоряжении всего лишь пять минут, и за это время вы должны найти несколько вещей, объединяющих вас между собой. Например, может выясниться, что каждый из вас хоть раз в жизни побывал на Красной Площади, или, что каждый из вас не любит манную кашу или какао. Совершенно неважно, что это будет, важно, чтобы это было у всех в вашей тройке.

Как только вы обнаружите такое сходство, вы втроем должны одновременно подпрыгнуть. Прыгнуть надо как можно выше и при этом надо выкрикнуть: "Первое!". Пусть все услышат, как вы рады. Затем снова сядьте на корточки и дальше так же быстро рассказывайте друг другу о себе, пока не найдете второе сходство. Тогда вы снова подпрыгните вверх и прокричите: "Второе!". Задача каждой тройки — в течение последующих пяти минут обнаружить десять сходств.

Я знаю, что у вас хорошее воображение, и вы — творческие люди, поэтому вам будет легко находить все новые и новые сходства. "Вы любите смотреть телевизор? — Естественно. — Вот вам и первое!". "Ты ногти стрижешь? — Само собой! — Вот вам и второе!". Ты по-русски говоришь? — Конечно. — Вот вам и третье!". Но такие сходства очень скучны. Ваша задача найти самые неожиданные факты. Ищите сходства не простые, а особенные. Например: "Моя мама учит испанский... — А у меня брат знает испанский — А я сам знаю несколько фраз по-испански". Вот это, действительно, первое! Вы поняли, что я имею в виду? Ну, тогда, начали!

Анализ упражнения:

§ Какая команда закончила игру первой?

§ О ком из детей ты узнал что-то новое?

§ Что из того, что вы обнаружили, показалось тебе самым интересным?

§ Понравилось ли тебе очень быстро разговаривать с другими детьми?

Наши рекомендации