Советы психолога детям и родителям
Специалисты, занимающиеся проблемами детской застенчивости, выделяют две возможные формы ее протекания: одни дети боятся общения со взрослыми, другие – предпочитают одиночество. [14 - Шишова Т. Л. Застенчивый невидимка. – М., 1997.] Если во втором случае причина кроется в психических особенностях ребенка, в его темпераменте, нервной системе, характере, то в первом случае вина лежит на родителях, их особенностях взаимоотношений с детьми. Тем не менее ив том, и в другом случае застенчивость проявляется очень остро и особенно в общении со взрослыми.
Родители, зная особенности, привычки своего ребенка, могут, если и не полностью справиться с проблемой застенчивости, то хотя бы дать толчок этой работе, всячески поддерживать ребенка, во время обратиться к специалистам. Имена родители, придерживаясь определенной линии поведения, занимаясь с ребенком, могут обеспечить наиболее стойкий эффект коррекции застенчивости.
Как уже указывалось выше, проблема застенчивости во многом связана с природными особенностями, типом семейного воспитания, взаимоотношениями со сверстниками, учителями, значимыми взрослыми. В этой главе мы попробуем разобраться, как нужно строить работу с детьми, требующими психологической помощи.
Вначале этой главы воспользуемся советами авторитетнейших американских исследователей детской застенчивости Ф. Зимбардо и Ш. Рэйдла. Исследователи указывают родителям, какие качества следует развивать у своего ребенка и каким образом это делать. Остановимся подробнее на содержании их работы.
Для снижения уровня застенчивости родители должны как можно раньше развивать самостоятельность у своего ребенка. Степень «свободы», конечно же, должна ограничиваться возрастными критериями дозволенного.
Обучать ребенка самостоятельности можно уже с самого раннего возраста. Уже 3-х летний малыш может убирать за собой игрушки. Несколько позднее ребенок приучается самостоятельно одеваться и аккуратно убирать свою одежду на место. Исследователи советуют позволять ребенку совершать ошибки в выборе одежды, даже если выбранные носки разного цвета; выбирать понравившиеся варианты одежды из предложенных вами двух при покупке. Если вкусы взрослого и ребенка не совпадают, то следует выяснить, в чем основное разногласие.
Ребенок уже в дошкольном возрасте может самостоятельно заправлять постель и делать уборку в своей комнате. Естественно, и заправленная постель, и произведенная уборка, вряд ли смогут соответствовать взрослым критериям чистоты и порядка, однако, важно, чтобы ребенок при этом проявлял инициативу, старание, желание довести дело до конца. Следует помнить, что в дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности, поэтому для большего положительного эффекта можно предложить детям поиграть, например, в юнг, которые должны «до блеска вычистить корабль».
И, конечно же, прививая у ребенка самостоятельность, следует в первую очередь обучать навыкам самообслуживания. Ребенок должен уметь умываться, чистить зубы, пользоваться столовыми приборами и т. п.
Современный ребенок рано знакомится с бытовой техникой, поэтому уже младшего школьника можно обучить пользоваться пылесосом и стиральной машиной. Однако не следует забывать о разнице в стандартах и помнить о похвале.
Если это допустимо, то следует разрешить ребенку самостоятельно добираться не только до школы, но и до спортивной секции, художественной или музыкальной школ, поликлиники и т. д.
Список домашних обязанностей полезно обсудить всей семьей, при этом следует предусмотреть совместные дела и не забыть о реалистичности предъявляемых требований.
Родителям застенчивого ребенка очень важно научить ребенка отстаивать свои права. Этого можно достигнуть, если дать возможность ребенку самому разрешить возникшую среди сверстников конфликтную ситуацию, конечно же в том случае, когда не будет угрозы для здоровья ребенка.
Застенчивый ребенок должен научиться брать на себя ответственность за других. В семьях, где имеются братья и сестры, родители могут поручить своему застенчивому старшему ребенку посильную заботу о них, организовать совместные игры и т. п. Игры со младшими позволять затем преодолеть застенчивость и в общении со сверстниками.
Родителям застенчивого ребенка надо позаботиться о том, чтобы помочь ему найти такое занятие, в котором он реально смог бы добиться успеха (музыка, танцы, рисование, спорт и т. д.). Однако и в этих условиях могут возникнуть рискованные для ребенка ситуации, например, соревнование или конкурс. Родители должны всячески поощрять любые попытки ребенка пойти на риск. Именно в этом один из реальных путей избавления от застенчивости. Однако при этом родители не должны забывать о следующем:
1) хочет ли ребенок заниматься именно этим;
2) оценить все преграды и опасности, которые видит ребенок в предлагаемом занятии;
3) выяснить, какими качествами, по мнению ребенка, должен обладать человек, успешно занимающийся этим делом;
4) обладает ли ребенок должной мотивацией для занятия предлагаемым делом.
Родители должны помнить, что не следует своим детям навязывать собственные нереализованные мечты, а исходить, в первую очередь, из их желания и возможностей.
При обучении застенчивого ребенка умению рисковать, следует придерживаться принципа постепенности и дозированности. Самым трудным, как правило, является первый шаг, будь то высказывание своего мнения или просто поднятие руки на уроке. Взрослые должны помочь ребенку сделать этот первый шаг. Здесь на помощь опять приходит сюжетно-ролевая игра. Пусть ребенок сначала выскажет свое мнение, например, при игре в школу, а может быть это будет лесная школа, где застенчивый ребенок выступит от лица зайчика или белочки. Такая репетиция поможет осуществить это же действие в условиях реальной действительности. Взрослые должны помнить, что каждый, пусть даже самый незначительный успех ребенка должен быть замечен и соответственно поощрен.
Ребенка следует подготовить как к успеху, так и к неудаче. Если ребенку предстоит, например, принять участие в конкурсе или соревновании, то родители должны тщательно проанализировать шансы на успех, поговорить с педагогом, понаблюдать за занятиями, спросить самого ребенка, готов ли он к публичному выступлению. В принятии окончательного решения следует исходить не из абсолютной уверенности в успехе, а из готовности к такому шагу.
Если решение принято в пользу участия в концерте или соревновании, то далее необходимо обсудить возможность неудачи. Важно объяснить, что никто не застрахован от провала, в этом нет ничего страшного, и особенно на начальной стадии обучения неудачи встречаются у большинства людей. Для ребенка наибольшей убедительной силой будут обладать истории провалов из жизни родителей. Видя, что они вполне довольны и счастливы, ребенок убеждается, что неуспех не столь страшен, как ему представляется.
Ребенок должен понять, что провалы не случаются лишь у тех, кто вообще не предпринимает никаких шагов, а в этом случае трудно добиться в жизни какого бы то ни было успеха. Независимо от исхода предприятия, ребенка надо похвалить за то, что он решился идти на риск. Важно помнить, что успех во многом определяется количеством предпринятых попыток.
Родителям очень хочется, чтобы талант их ребенка был замечен не только ими, но и всеми окружающими. Часто они заставляют сына или дочь демонстрировать свои способности перед родственниками, друзьями. В этой ситуации застенчивый ребенок, как правило, теряется, мнется, хнычет, то есть явно демонстрирует свое нежелание петь песню, читать стихотворение или играть на музыкальном инструменте. Родители должны заранее поинтересоваться настроением сына или дочери, объяснить, почему им так хочется, чтобы ребенок поделился своим талантом с окружающими. Однако не допустимо, чтобы желание взрослых было продиктовано лишь возможностью похвастаться перед гостями.
В ситуации, когда ребенок панически боится сцены, желательно предоставить ему время на раздумье и договориться о тайных сигналах, которыми он незаметно мог бы сообщать о своей готовности к выступлению. В случае отказа обсудите, что следует предпринять в будущем, чтобы ребенок поступил иначе. Если выступление состоится, то лучше, если ребенок сам объявит свой номер, а при этом взрослые не должны активно рекламировать предстоящее выступление, а лишь отметить, что им хочется доставить удовольствие гостям.
Еще раз остановимся на предъявлении родителями завышенных требований к ребенку. Очень часто такие взрослые делают это подсознательно, добиваясь тем самым признания самих себя. Если же ребенок не оправдывает их ожиданий, то взрослым кажется: весь мир обвиняет их в том, что они плохие родители и осуждает их за это.
Особенно явно такой подход родителей проявляется в отношении школьных отметок. Конечно же необходимо следить за успеваемостью своих детей, однако, как сказала одна женщина: «Если максимум, на который способны мои дети, – это тройка, то для меня эта тройка становится пятеркой».
Ф. Зимбардо и Ш. Рэйдл предлагают взрослым ответить на следующие вопросы, положительные ответы на большинство из которых будут свидетельствовать о повышенной требовательности к ребенку:
1) ранние достижения ваших детей всегда были очень важны для вас? Вы разочаровывались, если ваши ожидания не оправдывались?
2) раздражались ли вы, когда ваш ребенок не справлялся с какой-либо задачей?
3) какие параметры служили критериями готовности к усвоению тех или иных знаний и навыков (физические, возрастные, способности соседских детей и т. д.)?
4) если ребенок не справлялся с заданием, прятали ли вы от него свою любовь?
5) вы привыкли все делать за своего ребенка, так что, повзрослев, он не может уже обходиться без вашей помощи?
6) не боитесь ли вы, что, став взрослым, ваш ребенок будет независимым?
7) вмешиваетесь ли вы в конфликты детей, даже если в этом нет особой необходимости?
8) заставляете ли вы своих детей выполнять домашние обязанности?
9) поощряете ли вы готовность ребенка идти на риск, предоставляя возможность познания нового и неизвестного? Не предъявляете ли при этом нереалистичных требований?
10) не заставляете ли вы своего ребенка заниматься тем, о чем мечтали сами?
11) учите ли ребенка достойно проигрывать? Очень ли расстраиваетесь в случае проигрыша?
12) стараетесь ли вы, чтобы ребенок понял, что вы в нем разочарованы?
13) является ли выступление ребенка перед родственниками и знакомыми традицией семьи, даже если ребенку это не нравится?
14) если ребенок отстает в учебе, вы выходите из себя?
15) прежде чем рассказать кому-нибудь связанную с ребенком историю, спрашиваете ли вы у него разрешения?
Существенную помощь родителям в воспитании застенчивых детей могут оказать книги по возрастной психологии, в которых рассматриваются возможности детей в тот или иной возрастной период. Владея такими знаниями, родители могут более точно определить, развивается ли ребенок в соответствии с нормой (ускоренно, с задержкой), можно ли ему предоставить больше самостоятельности. Однако необходимо помнить, что литература содержит среднестатистические данные, поэтому следует делать на это поправку.
Более-менее четкие критерии существуют относительно двигательно-моторного и интеллектуального развития, но такие критерии отсутствуют, если речь заходит о коммуникативной сфере.
В первых главах уже указывалось, что общительность ребенка определяется многими факторами, как биологического, так и социального порядка. Поэтому очень важно, чтобы родители любили своего ребенка таким, каков он есть и стремились помочь ему в социальной адаптации.
Работа с детьми может осуществляться как в индивидуальной, так и групповой форме; как в чисто детских или родительских группах, так и детско-родительских группах.
Родителям детей, испытывающих эмоциональные затруднения, в том числе и застенчивость, следует обратить внимание на следующие моменты в поведении ребенка:
[15 - Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1997. – С. 277.]
1. Сон:
а) как ребенок засыпает: быстро или медленно, требует ли, чтобы с ним сидели, чтобы не гасили свет и т. д.;
б) как спит: крепко, спокойно или мечется; разговаривает во сне;
в) как просыпается: сразу или нет; в каком настроении.
2. Отношение к еде: как он ест – охотно или нет, выбирает пищу или нет.
3. Бывают ли случаи проявления страха у ребенка, при каких обстоятельствах:
а) при наказании, окриках со стороны взрослых;
б) страхи не связаны с поведением взрослых.
4. Как проявляется страх.
5. Чему радуется ребенок и что вызывает у него огорчение, недовольство, обиду; какова длительность его переживаний.
6. Умеет ли ребенок выразить сочувствие своим близким.
7. Какие эмоции наиболее часто наблюдаются у него в игре, в учебной деятельности, доброжелателен ли он к своим сверстникам.
8. Отстаивает ли ребенок свои интересы и каким способом: находит аргументы, упрашивает, требует, хитрит, плачет и т. д.
9. Как реагирует на неудачи и на успех.
Дубровина И. В. предлагает следующие рекомендации родителям и педагогам, которые общаются с детьми, испытывающими эмоциональные затруднения:
1. Нельзя учить ребенка подавлять свои эмоции, взрослые должны стремиться обучить детей правильному проявлению чувств, умению направлять их в нужное русло.
2. Возникновение эмоций обусловлено процессом взаимодействия с окружающим миром. Необходимо научить ребенка адекватно реагировать на процессы и явления внешней среды.
3. Не стремитесь полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. Искусственно созданные «тепличные условия» не снимают проблему, а лишь на время отодвигают ее решение. Через некоторое время она становится еще более острой. Важно учитывать интенсивность эмоций, а не то, какие они отрицательные или положительные. Ребенку нужно разнообразие эмоций, так как наличие лишь одних положительных эмоций рано или поздно вызывают скуку.
4. Нельзя давать оценку чувствам ребенка, невозможно требовать, чтобы ребенок не переживал того, что он переживает. Чаще всего, бурные эмоции – это проявление длительного эмоционального зажима.
Такие известные психологи Клюева Н. В. и Касаткина Ю.В. предлагают родителям в общении с застенчивыми детьми придерживаться такого стиля поведения:
1) расширять круг знакомств своего ребенка, чаще приглашать к себе его друзей, брать в гости к знакомым, гулять по различным маршрутам при этом учить ребенка спокойно воспринимать новые места;
2) не стремится полностью оберегать ребенка от всевозможных опасностей, делать все за него, предупреждать любые трудности, необходимо дать ребенку определенную меру свободы в действиях;
3) важно постоянно укреплять у ребенка уверенность в себе и своих возможностях;
4) ребенка необходимо привлекать к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавать ситуации, в которых пришлось бы вступить в контакт с «чужим» взрослым.
К уже выше названным, добавим следующие правила поведения с застенчивыми детьми:
1) не следует торопить ребенка, в какой бы ситуации он не оказался: будь то новая обстановка, новая компания или ответ на вопрос. Если ребенку предстоит поступление в школу, то желательно побывать в помещении школы и в том кабинете, где будут проходить занятия, познакомится с учителем. В ситуации школьного урока таких детей предпочтительно опрашивать по индивидуальным карточкам, для них не годится блиц-опрос, где требуется быстро дать краткий и четкий ответ на поставленный вопрос. На первых порах учитель может создавать для ребенка ситуацию запланированного успеха, когда педагог спрашивает ученика, если твердо уверен, что тот сможет ответить;
2) не старайтесь подчеркивать неудачи ребенка и игнорировать удачи. При таком воспитании будет формироваться мотив избежания неудач, и добиться успеха станет непосильной задачей. Для развития потребности в достижении успехов следует всеми возможными мерами закреплять те положительные переживания, которые возникли при достижении успеха в практической деятельности;
3) не следует кричать на детей или кричать в их присутствии;
4) нельзя требовать от ребенка проявления смелости, угрозами ничего не добьешься, целесообразнее, чтобы малыш почувствовал заботу со стороны взрослого;
5) при контакте с застенчивым ребенком важно использовать невербальные средства общения, жесты открытости и доверия, установить контакт глаз;
6) застенчивые дети очень чувствительны к оценкам окружающих, поэтому при поступлении в школу, родители должны позаботиться, чтобы ребенок был готов к тому, что оценка не всегда может быть положительной. Также целесообразно побеседовать с учителем о создании щадящего оценочного режима, хотя бы в период адаптации к школе. Следует заметить, что хотя официально на протяжении всего первого года обучения детям отметки не ставятся, многие педагоги, заменив бальные оценки какими-либо значками, смысл которых дети узнают очень быстро, оценивают первоклассников уже с первых месяцев пребывания в школе;
7) полезно завести четвероногого друга, гуляя с которым ребенок может познакомиться с новыми людьми, такими же хозяевами животного;
8) ребенок должен быть уверен, что взрослые получают удовольствие как от общения с ним, так и от общения с другими людьми.
Как мы видим, в профилактике застенчивости важное место занимает правильно организованное общение родителей с детьми. Этому могут мешать разнообразные барьеры. Рассмотрим наиболее типичные из них. [16 - Канн-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987. – С. 166–170.]
Барьер занятости. Очень типичен для настоящего времени, когда родители очень заняты на работе, а для детей почти не остается времени, что вызывает у них чувство ненужности, отстранения от семьи и т. п. Такой барьер может возникнуть в различные возрастные этапы жизни и вызывать разнообразные эмоциональные нарушения, в том числе и формирование застенчивости. Такая ситуация может возникнуть в любой семье. даже если родители в целом положительные люди.
Барьер возраста. Иногда родители в силу своего возраста не могут почувствовать серьезность переживаний ребенка, им не понятны их интересы, то, что детям кажется очень серьезным, взрослые воспринимают как мелочь, недостойную их внимания. Я. Корчак указывал, что взрослым необходимо подниматься до высоты детских чувств, тянуться, становиться на цыпочки.
Барьер старого стереотипа. Суть его в том, что родители не ощущают возрастной динамики личности собственного ребенка. Например, родители продолжают воспринимать и обращаться с ребенком как с малышом, не замечая, что он уже подрос и требует других отношений. Этот барьер сдерживает развитие самостоятельности у ребенка, готовности идти на риск, а это, как уже указывалось выше, лишь способствует укреплению застенчивости. Иллюстрацией этого барьера могут служить строки С. Я. Маршака:
Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся,
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто жить готовясь, в детстве не живет.
В. А. Кан-Калик говорит о том, что этот барьер очень привязчив. Он с трудом преодолевается, часто мешая профессиональному становлению ребенка, так как родители навязывают детям собственные взгляды на их профессиональное будущее. Диктуют стиль взаимоотношений в молодых семьях.
Барьер воспитательных традиций. В воспитательных традициях много положительного, однако, зачастую родители стремятся механически внедрять и воспроизводить в собственной семье те формы, методы и средства воспитания, которые применялись в семьях, когда они сами были детьми. Такое дублирование не учитывает изменившиеся условия в обществе, в семьях, в уровне развития детей и т. д. Повышение педагогической культуры родителей – вот один из основных путей ликвидации этого барьера.
Барьер дидактизма. Проявляется в постоянном, по каждому поводу, поучении собственного ребенка: что он делает не так, как следует делать, на что обратить внимание и т. п. Такая позиция родителей формирует повышенную нервозность у ребенка, он боится каждого своего шага, чтобы не вызвать неудовольствие мамы или папы. Личность ребенка растворяется в личности взрослого, ребенок теряет свою индивидуальность.
В преодолении застенчивости ребенку должны помочь именно родители. Один из путей помощи – это изменение стиля семейного воспитания. Напомним наиболее неблагоприятные стили воспитания, которые способствуют усилению застенчивости. Это:
1) неприятие, когда между родителями и детьми отсутствует тесный душевный контакт, а забота о детях выражается лишь в материальной форме;
2) гиперопека – постоянный контроль за каждым шагом ребенка;
3) тревожно-мнительный тип воспитания, выражающийся в постоянной чрезмерной опеке над ребенком.
Луиза Хей – американский психолог и психотерапевт, отмечает в исследованиях о детских комплексах, что ребенок относится к себе так, как к нему относятся его родители, отсюда часто идут и все проблемы человека, поэтому она рекомендует применять технику «любить себя».
Об этом свидетельствует и культурное наследие различных стран, высказывания философов: «Сам себя не уважаешь – и другие не будут тебя уважать» (японская пословица), «От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения» (М. Монтень).
Часто родители задают ребенку жизненный сценарий. Однако ребенок должен жить по собственному сценарию, ориентироваться на современные социальные сценарии. Для этого родители должны сформировать у ребенка адекватную самооценку, уверенность в себе, в собственных силах, воспитать у ребенка чувство собственного достоинства. Если родители достигли в воспитании своего ребенка указанных выше задач, до с большой долей уверенности можно сказать, что ребенок продуктивно взаимодействует с окружающими людьми и позитивно воспринимает окружающий мир.
Желая, чтобы ребенок был уверен в собственных силах, родители не должны плохо отзываться о своем ребенке и не допускать, чтобы сам ребенок плохо отзывался о себе. Помните выражение: «Никогда не говорите о себе плохо, за вас это сделают ваши друзья». Можно воспользоваться советами В. Леви о том, как полюбить себя: перестать себя оценивать; принимать себя как данность; не сравнивать себя с другими, потому что каждый человек – индивидуальность.
В последние годы психологи активно пользуются понятием «Я-концепция», подразумевая восприятие человеком самого себя. Родители должны участвовать в формировании позитивной Я-концепции у ребенка. Для этого в доме необходимо создавать атмосферу доверия, проявлять заинтересованность в проблемах ребенка, побуждать его открыто говорить о своих чувствах, сочувствовать и сопереживать. Застенчивый ребенок должен быть уверен, что родители не будут его высмеивать, а примут таким, какой он есть со всеми достоинствами и недостатками; не проявляя сиюминутного желания что-либо изменить в жизни ребенка.
Следует помнить, что выше сказанное не означает, что родители не должны обращать внимание на отрицательные моменты в поведении ребенка, а следует лишь понимать те трудности, с которыми ребенок сталкивается. Нет необходимости безоговорочно доверять чужому мнению о своем ребенке. Вначале нужно разобраться, чем было вызвано негативное поведение ребенка.
Уже не раз отмечалось, что у застенчивых детей заниженная самооценка. Для ее коррекции родителям следует предпринимать следующие шаги:
1) чаще хвалить ребенка, говорить ему комплименты. Если ваш ребенок действительно застенчивый, то перехвалить его практически невозможно. Следует помнить, что хвалить надо объективно и искренне;
2) обеспечивайте ребенку ситуацию успеха, для чего ставьте перед ним реальные задачи;
3) не следует «ломать» ребенка, важно лишь стараться изменить его поведение, для этого прививайте необходимые социальные навыки;
4) всеми известными способами снижайте уровень тревожности. в том числе и с помощью релаксационных методов;
5) развивайте коммуникативные способности ребенка;
6) не допускайте насмешек над вашим ребенком.
С раннего возраста родители должны заботиться о формировании у ребенка чувства собственного достоинства. Надо помочь ребенку увидеть у себя сильные стороны личности, особенно, если что-то не получается. В этой ситуации может помочь прием «перевоплощения в другого человека», когда ребенок говорит чужим голосом (например, как директор школы или старушка), выполняет несвойственные для него обязанности и т. п.
Нельзя запрещать детям выражать собственное мнение, хотя взрослым очень часто именно это и не нравиться. Следует помнить, что полностью зависимый от вас ребенок пассивен, а его застенчивость может приобрести болезненную форму.
Для того, чтобы родители могли более объективно оценить свое отношение к детям, предлагаем заполнить тест родительского отношения, разработанный Я. А. Варга и В. В. Столиным и переработанный Р. С. Немовым. [17 - Немов Р. С. Психология Кн. 3. – М., 1995. – С. 474–478.]
//-- Отношение к детям --//
Опросник содержит 61 вопрос, что составляет пять шкал, выражающих те или иные аспекты родительского отношения:
1. Принятие – отвержение ребенка. Шкала выражает общее эмоционально-положительное (принятие) или эмоционально-отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.
2. Кооперация – выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.
3. Симбиоз – определяет стремление взрослого к единению с ребенком или, наоборот, желание сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию.
4. Контроль – насколько взрослые демократичны или авторитарны в отношениях с ребенком.
5. Отношение к неудачам ребенка – отношение взрослых к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, к успехам и неудачам.
На вопросы следует отвечать «да» – в случае согласия, «нет» – при несогласии.
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
3. Мне кажется, что поведение моего ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
6. Я уважаю своего ребенка.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто мне неприятен.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.
11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.
15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.
18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.
22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.
24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебностью отношусь к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.
31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания своего ребенка.
33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.
36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.
39. Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямства.
40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.
41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения моего ребенка.
44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.
45. Огорчения моего ребенка всегда мне близки и понятны.
46. Мой ребенок часто меня раздражает.
47. Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Мне близки интересы моего ребенка, я из разделяю.
54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.
55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Обработка и оценка результатов
Для каждого из видов родительских отношений, выясняемых при помощи данного опросника, ниже указаны номера суждений, связанные с данным видом.
Принятие – отвержение ребенка: 3; 6; 8; 10; 12; 14; 15; 16; 18; 20; 23; 24; 26; 27; 29; 37; 38; 39; 40; 42; 43; 44; 45; 46; 47; 49; 51; 52; 53; 55; 56; 60.
Кооперация: 21; 25; 31; 33; 34; 35; 36.
Симбиоз: 1; 4; 7; 28; 32; 41; 58.
Контроль: 2; 19; 30; 48; 50; 57; 59.
Отношение к неудачам ребенка: 9; 11; 13; 17; 22; 54; 61.
За каждый ответ «да» дается один балл, за каждый ответ «нет» – 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительном развитии того или иного вида родительского отношения, низкие баллы – о слабом развитии.
Высокие баллы по шкале «Принятие – отвержение» – от 24 до 32 – выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, признавая его индивидуальность, проводит с ним много времени и не жалеет об этом. Низкие баллы – от 0 до 8 – это свидетельство того, что взрослый испытывает по отношению к ребенку отрицательное чувство, злость, досаду, иногда ненависть; считает ребенка неудачником, низко оценивает его способности, не верит в его будущее, третирует ребенка.
Высокие баллы по шкале «Кооперация» (7–8 баллов) говорят о том, что взрослый проявляет искренний интерес к желаниям ребенка, высоко оценивает его способности, поощряет самостоятельность и инициативность. Низкие баллы (1–2 балла) – взрослый не интересуется делами ребенка, всячески сдерживает его инициативу, не верит в него.
Высокие баллы по шкале «Симбиоз» (6–7 баллов) – взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его разумные потребности, оградить от неприятностей. Низкие баллы (1–2 балла) свидетельствуют о том, что взрослый устанавливает психологический барьер между собой и ребенком, мало заботится о нем.
Высокие баллы по шкале «Контроль» (6–7 баллов) – взрослый ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требует от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки; во всем навязывает ребенку свою волю. Низкие баллы (1–2 балла) говорят о низком контроле взрослого за действиями ребенка, он практически отсутствует. Это может быть также плохо для обучения и воспитания детей. Лучшим вариантом будет, если родители набирают по этой шкале № – 5 баллов.
Высокие баллы по шкале «Отношение к неудачам ребенка» (7–8 баллов) говорят о том, что взрослый считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он их игнорирует. Низкие баллы (1–2 балла) свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него.
Остановимся подробнее на поведении застенчивых детей и помощи им на начальном этапе школьного обучения, ведь именно застенчивые дети отличаются повышенной тревожностью, мнительностью, робостью, неуверенностью в себе, что очень затягивает процесс адаптации к школе. Если на такого ребенка не обратить более пристального внимания на начальном этапе, то его обучение в школе может превратиться в пытку, как для него самого, так и для родителей и педагогов.
Р. В. Овчарова отмечает следующие проявления школьной тревожности: повышенное беспокойство в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательно оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений. Если родители и педагоги не будут уделять должного внимания работе по преодолению подобного поведения ребенка, это может, в конечном счете, привести к неврозу. [18 - Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1996. – С. 35–36.]
Следует заметить, что в момент поступления в школу большинство детей испытывают достаточно высокий уровень школьной тревожности, но после адаптационного периода (обычно от одного до трех месяцев) ситуация нормализуется, но это не касается детей с подлинной школьной тревожностью.
Есть два способа преодоления тревожности у детей:
1. Выработка конструктивных способов поведения в трудных ситуациях и овладение приемами саморегуляции.
2. Укрепление уверенности в себе, развитие адекватной самооценки.
Для снижения уровня школьной тревожности и преодоления застенчивости родители и педагоги могут воспользоваться методами и приемами коррекции, разработанные А. М. Прихожан. Среди таких методолв можно выделить два центральных:
1) метод последовательной десенсибилизации. Суть этого метода напоминает действие медицинской прививки. Ребенка помещают в ситуации, которые вызывают у него страх и тревогу, начиная с тех, которые не сильно его волнуют, и заканчивая теми, которые наиболее стрессогенны. Для снятия напряжения ребенок может сосать конфету;
2) метод «отреагирования» страха, тревоги, напряжения. Можно порекомендовать игры-драматизации в «очень страшную школу», где дети изображают пугающие их ситуации; рисование страхов, рассказы о страхах, где преобладает школьная тематика. Поощряются юмористическое, карикатурное изображение ситуаций.
Для застенчивых, тревожных детей следует, по словам Р. В. Овчаровой, использовать содержательные оценки (замечания, похвала) и сужать оценочные суждения. Ребенок должен чувствовать, что в классе его ценят вне зависимости от его успехов и неудач, а оценку своих действий понимает как шаг к дальнейшему обучению.
Для застенчивого ребенка может оказаться полезным прием, условно названный «Я не могу – я могу – я сумею». Приведем суть этого приема, как его описывает Р. В. Овчарова. [19 - Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1996. – С. 49–50.]
Если ребенок отказывается выполнять какое-либо задание, считая, что он с ним все равно не справится, а на самом деле задание ему по силам, по взрослый просит его представить другого ребенка, который знает намного меньше, чем он сам (например, не знает букв и цифр), и изобразить такого ребенка. Затем необходимо представить и изобразить ребенка, который сумеет справить