Цели, задачи и формы психологического консультирования. Основные принципы консультирования.
Психологическое консультирование существует с античных времен. Во всех странах существовали свои консультативные центры и консультанты. С конца 17в. появились первые научные попытки объяснить псих. лечение. Начали появляться методы психологического лечения. В 19в впервые появляется метод гипноза, изначально его называли методом магнитического флюида. Консультативная психология как профессиональное направление начала развиваться с 1955г.
Психологическое консультирование – это одно из основных «приложений» практической психологии. Оно как правило представляет собой работу с человеком, семьей, или группой, направленную на решение личностных и межличностных проблем средствами консультативной беседы, а так же на развитие личности и группы средствами этой беседы.
Понятие психологического консультирования зародилось в 1940—1950-е гг. в гуманистическом направлении в психотерапии, основателем которого является Карл Роджерс. Главной предпосылкой возникновения психологического консультирования как отдельного направления в психологической работе была все более нарастающая социальная потребность в оказании психологической помощи психологически здоровым людям, не имеющим клинических нарушений, но испытывающих трудности в повседневной жизни.
Психологическое консультирование осуществляется в формеиндивидуального или группового взаимодействия профессионального консультанта с клиентомв позиции "личность — личность".
Цельэтого взаимодействия— помощь клиенту в понимании и осознании им себя, происходящих с ним изменений, умении делать. выбор, ставить цели, а также в разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.
Психологическое консультирование — это непосредственная работа с людьми через особым образом построенную беседу,и главная цель этой работы — оказание помощи в решении большого спектра психологических проблем, основными из которых являются трудности личностного и межличностного характера.
Задачи в психологическом консультировании:
• эмоциональная поддержка со стороны терапевта и искреннее внимание к переживаниях клиента;
• расширение сознания и повышение психологической компетентности;
• изменение отношения клиента к своей проблеме от ощущения ее тупиковости к нахождению адекватного решения и его осуществления;
• повышение стрессовой и кризисной толерантности клиента, развитие навыков преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями; •
• развитие гибкости в поведении и установках клиента, обеспечивающих его надежную социальную адаптацию в обществе и возможность испытывать удовлетворенность собой и своей жизнью независимо от накладываемых социальных ограничений;
• развитие реалистичности и лабильности мировоззрения;
• повышение чувства ответственности клиента за свою жизнь;
• развитие у клиента умения самостоятельно и адекватно принимать жизненно важные решения, совершать самостоятельные поступки, уметь анализировать свои внутриличностные конфликты, установки, стереотипы и паттерны поведения, оценивать черты и качества своей личности;
• развитие умения творчески осваивать действительность;
• развитие межличностных и коммуникативных способностей клиента, обучение более гибкому и адаптивному построению межличностных отношений.
Основные направления:
1)Психоаналитическое (цели которого: перевод в сознание, того материала, который посредством различных защитных механизмов был вытеснен в область бессознательного; воспроизведение раннего детского опыта и анализ вытесненных конфликтов и переживаний; реконструкция базисной личности)
2)Бихевиоральное (терапия поведения), ставящее такие цели, как: исправление неадекватного поведения; формирование эффективных паттернов через научение.
3)Рационально-эмоциональная терапия А. Эллиса (цели: нивелирование неадекватного жизненного подхода клиента, направленного на саморазрушение, и формирование рационального и более толерантного подхода; обучение клиента применению научного метода в решении повседневных жизненных проблем поведенческого и эмоционального характера).
4)Клиент-центрированная терапия К. Роджерса, ( цели: создание в пространстве консультирования такого благоприятного климата, в котором клиент будет способен на исследование себя, своей личности, а также тех проблем и внутренних конфликтов, которые препятствуют его личностному росту; развитие у клиента умения быть открытым для нового опыта; развитие таких позитивных качеств личности клиента, способствующих его личностному росту, как чувство уверенности в себе и спонтанность).
5)Экзистенциальная терапия (цели консультирования: помощь в осознании клиентом своих возможностей и своей свободы; изучение и устранение тех личностных факторов, которые могут стать помехой для клиента на пути к осознанию и использованию им своей свободы; выработка у клиента чувства собственной ответственности за происходящие в его жизни события и за его жизнь в целом).
Основные приниипы психологического консультирования:
• безоценочность и доброжелательность;
• ориентация на систему ценностей клиента (означает опору на систему жизненных ценностей и норм клиента и некритичное отношение консультанта к ней, что во многом обеспечивает эффективность психологического воздействия);
• осторожность с советами (советуя, консультант полностью берет на себя ответственность за исход проблемы и не формирует у клиента чувства ответственности за свою жизнь и поступки, что противоречит целям консультирования и сильно вредит клиенту, оставляя его в зависимой и инфантильной позиции и не расширяя границ его опыта и умений);
• анонимность;
• разграничение личных и профессиональных сторон в работе;
• активная позиция клиента (базируется на подходе к психологическому консультированию как к взаимодействию консультанта и клиента в позициях «личность — личность». Это означает, что в процессе консультирования психолог должен стимулировать клиента к тому, чтобы он проявлял активную позицию в их взаимодействии, а не молча, слушал все, что говорит ему консультант).
53. Беседа как основной метод работы консультанта. Стадии ведения консультативной беседы.
КБ – это профессионально организованная беседа, содержанием которой являются психологические проблемы, к решению которых стремиться клиент.(Бондаренко А.Ф.)
Это общение, в котором осуществляется общая ориентировка в личностных особенностях и проблемах клиента, устанавливается и поддерживается партнерский стиль отношений, оказывается психологическая помощь в соответствии с потребностями, проблематикой и характером консультативной работы.
КБ может быть:
- начальной
- процессуальной
- завершающей
- поддерживающей
Основные отличия КБ от бытовой:
• Консультант играет роль ведущего, а клиент – ведомого
• Консультант использует большой объем теоретических знаний
• В ходе беседы он использует профессиональные приемы
• Он нацелен на решение проблемы, а не на сочувствие и одобрение
• Он не дает советов, но помогает клиенту понять самого себя и изменить самого себя
Типы бесед:
1. Стандартизованная — четкая программа с определенной стратегией и тактикой;
2. полустандартизованная — четкая программа, но более свободная тактика;
3. свободная — стратегия и тактика не определены.
Чем выше степень стандартизованности, тем меньше выражена в ней диалогическая активность собеседников, такая беседа менее эмоциональна.
Цель процесса беседы в том, чтобы и консультант, и клиент настолько поняли суть темы, что она или прояснится для клиента, или он узнает, что с ней делать. Цель в том, чтобы достичь взаимного понимания о том, что это, и чтобы клиент взял за это ответственность. В процессе достижения этого тема может раствориться, и это будет завершением процесса.
Проводя беседу, как и любой другой процесс, психолог-консультант не старается выяснить, в чем именно проблема клиента. Нет чего-то одного, что бы он искал. Совместными усилиями психолог и клиент стараются вынести на свет новый материал, предоставить больше точек зрения, раскрепостить вещи, и так далее. Что именно это значит, зависит от клиента.
Суть проведения беседы не просто в том, чтобы поощрить клиента говорить. Идет двухсторонний диалог. Консультант помогает клиенту прояснить тему, задавая подходящие вопросы. Он поощряет клиента продолжать рассматривать и описывать то, что здесь есть, пока не достигает результата.
Чтобы помогать клиенту, консультант может задавать разнообразные вопросы по теме: возможные причины, идеи, мысли, мнения, информация, решения проблемы, попытки решения, неудавшиеся решения, ощущения, чувства, средства исправить ситуацию, улучшение, попытки избавиться, помощь, время, место, состояние и событие, кто, что, где, когда и как, что можно с этим сделать, возможно ли взять за это ответственность, как обстояли бы дела без этого.
И любые другие вопросы, которые помогают прояснить то, о чем мы говорим. И консультант, и клиент должны быть заинтересованы в том, чтобы выяснить все по данной теме. Консультант не просто выбирает, что еще сказать, чтобы клиент продолжал говорить, он старается поощрить клиента обнаружить что-то новое.
Типы вопросов:
1. по широте ответов (закрытые, открытые, выясняющие)
2. по степени вариативности (да/нет, альтернативные, избирательные)
3. по характеру связи с интересующим предметом (прямые, косвенные, проективные)
Следует избегать ошибочных вопросов:
• наводящие
• вопросы, содержащие оценочную позицию
• вопросы, содержащие необоснованную альтернативу
• широко сформулированные вопросы
Хотя постановка вопросов является важной техникой консультирования, однако, в консультировании следует избегать чрезмерного опрашивания. Любой вопрос должен быть обоснован - задавая его, надо знать, с какой целью он задается. Это весьма сложная проблема для начинающего консультанта, который нередко слишком беспокоится, о чем же еще спросить клиента, и забывает, что, прежде всего клиента надо слушать. Если опрос превратить в основную технику консультирования, то и консультирование превратится в допрос или следствие. В такой ситуации клиент покинет кабинет консультанта с чувством, что был, не столько понят и призван к эмоциональному участию в консультативном контакте, сколько допрошен.
Главное, чего не нужно делать в беседе - это не быть нерешительным в том, над чем мы работаем. Консультант старается прояснить первоначальную тему, что бы еще ни высказывал клиент по ходу дела. Психолог всегда возвращается к основной теме.
Любой вопрос предназначен для того, чтобы помочь клиенту рассмотреть тему, а не для навязывания идей консультанта. Консультант может выяснить, что клиент сказал, помочь ему подытожить это, но он не добавляет к этому собственных оценок.
Четыре уровня сбора информации:
1. Предварительная информация– ФИО (фамилия – не обязательно), Адрес (не обязательно), телефон, возраст, профессия и образование, семейное положение, кем направлен, имеет ли опыт работы с психологм или психиатром, предварительная тема запроса;
2. Тестирование и анкетирование. Это могут быть тесты разработанные для исследования личности: - тест для определения акцентуации характера, тест Люшера, тест тематической апперцепции, проективный рисунок и т.д. Информация получаема таким образом не всегда сообщает психологу нечто важное, чего он не мог бы узнать с помощью клинической беседы. Поэтому большинство психологов в нашей стране не проводят предварительное тестирование или используют очень короткие тесты;
3. Специализированный опрос. Происходит на начальной стадии психологической беседы. Его цель – получить наиболее важную информацию, которая может оказаться необходимой для создания терапевтической гипотезы. Вопросы мотивируются типом проблемы, но всегда шире по охвату, чем это может казаться необходимым.
4. Поиск глубинной информации. Такой информации, которая могла бы объяснить происхождение тех или иных проблем клиента, но которая не осознается или скрывается последним. Терапевт может использовать различные методы, например в психоанализе – метод свободных ассоциаций, в эмоционально-образной терапии – диалог с частью личности и т.п. В результате такой работы осуществляется точная психологическая диагностика причин, породивших проблему клиента, что создает условия для быстрой и эффективной коррекции этих проблем.
Процесс консультативной беседы можно условно разделить на четыре этапа (Алешина Ю.Е.):