Вопрос 46 – Характеристика техник гештальт-терапии в работе со взрослыми и детьми.
Гештальт-терапия – это направление психотерапии, которое ставит своими целями расширение осознания человека и посредством этого лучшее понимание и принятие человеком себя, достижение большей внутриличностной целостности, большей наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миров, в том числе с окружающими людьми. Теоретическими базисами современной гештальт-терапии являются феноменология, теория поля и концепция диалога. Основная цель гештальт-терапевта — повысить способность клиента к осознаванию способов восприятия, переживания и взаимодействия с реальностью, реализации его возможностей и устремлений, восстановления процессов саморегуляции
(Ф. Перлз считал, что задача психотерапии не в том, чтобы ответить на вопрос почему возникла та или иная проблема, а в том, чтобы ответить на вопрос как она переживается и как влияет на человека).
В результате гештальт-терапии клиент учится быть ответственным за себя и свой выбор, за свои контакты с окружающими, становится аутентичной личностью – целостной, осознающей свои потребности, возможности и границы, открытой всему новому, полагающейся на собственные чувства, способной к творческому приспособлению к окружающей среде.
Гештальт-терапия обладает большим количеством разнообразных техник, многие из которых заимствованы из других видов психотерапии, например из психодрамы, трансактного анализа, арт-терапии. Гештальтисты считают, что в рамках их подхода допустимо использование любой техники, служащей естественным продолжением диалога терапевта и клиента и усиливающей процессы осознавания.
Основной техникой гештальт-терапии является активное слушание, во время которого терапевт предоставляет клиенту возможность полностью развернуть переживания. Если для пациента в фокусе внимания находится то, что он говорит, то есть содержательный компонент повествования, то терапевт уделяет внимание тому, как говорит клиент, то есть процессуальный компонент повествования.
Л. Л. Третьяк, В. И. Курпатов, А. П. Федоров подразделяют техники гештальт-терапии на три блока:
1. Супрессивные (сдерживающие) техники – направленные на развитие осознанности путем предотвращения (блокирования) избегания чувственного опыта: отказ от повествовательности; конкретизация высказываний; отказ от интерпретации; отказ от долженствования; фокусирование на настоящем моменте; континуум осознавания; перевод вопросов в утверждения
2. Экспрессивные (раскрывающие, проявляющие) техники – направленные на развитие осознанности за счет повышения способности к интенсивному вниманию или осознанному преувеличенному выражению (амплификации): инициализация действия; усиление прямой экспрессии - амплификация; усиление противоположной рефлексии (техника реверса) – преувеличение сопротивления; простое повторение; субъективизация высказываний; проигрывание (идентификация); оборачивание ретрофлексии.
3. Техники интеграции – способствуют присвоению и интеграции отчужденных вследствие интрапсихического конфликта частей личности: ассимиляция проекций; внутриличностное столкновение (работа с полярностями); отождествление с симптомом выявление и присвоение интроектов.
М. Е. Жидко, А. Е. Кочарян, Л. Ф. Бурлачук разделяют техники гештальт-терапии на две группы:
1. Техники диалога – осуществляются на границе контакта между клиентом и терапевтом. Терапевт отслеживает механизмы прерывания клиента и выносит свои эмоции и переживания, как часть среды, окружающей клиента, на границу контакта.
2. Проективные техники – используются для работы с образами, сновидениями, воображаемыми диалогами, частями личности и фантазией.
В. Л. Таланов, И. Г. Малкина-Пых к основным техникам гештальт-терапии относят:
· расширение осознавания;
· интеграция противоположностей;
· усиление внимания к чувствам;
· работа с мечтами (фантазией);
· принятие ответственности за себя;
· преодоление сопротивления.
Характеристика наиболее популярных техник гештальт-терапии:
1. Одной из наиболее известных техник является техника «горячего стула», применяющаяся в ходе групповой работы. «Горячий стул» – это место, на которое садится клиент, намеревающийся рассказать о своей проблеме. При этом взаимодействие осуществляется только между ним и ведущим группы, а остальные члены группы становятся безмолвными слушателями и зрителями и включаются во взаимодействие только по просьбе терапевта. По окончании сессии члены группы сообщают о своих чувствах, причем необходимо, чтобы участники говорили именно о чувствах, а не давали советы и не оценивали человека, сидящего на «горячем стуле».
2. Фокусированное осознавание – должно происходить на трех уровнях: осознавание внешнего мира (что я вижу, слышу), внутреннего мира (эмоции, телесные ощущения), а также мыслей. Клиент, придерживаясь принципа «здесь и сейчас», рассказывает о том, что он осознает в данный момент. Этот эксперимент выполняет несколько функций. Во–первых, он позволяет усилить, обострить ощущение настоящего. Во–вторых, этот эксперимент помогает осознать способы, с помощью которых человек убегает от реальности (например, воспоминания или фантазии о будущем). В–третьих, монолог–осознавание является ценным материалом для терапии.
3. Техника челнока – направлена на расширение зоны осознавания. Техника челнока связана с тем, что терапевт намеренно меняет уровни осознавания, фигуру и фон в сознании клиента.
4. Техника экспериментального усиления заключается в том, что клиент должен усилить какое–либо из своих малоосознаваемых вербальных или невербальных проявлений. Например, во время сессии клиент постоянно постукивает рукой по подлокотнику кресла, и терапевт предлагает усилить это движение. В результате постукивание превращается в интенсивные хлопки, а на вопрос терапевта о его ощущениях клиент сообщает, что чувствует гнев по отношению к терапевту. Это становится темой для дальнейшей работы.
5. Техника «пустого стула» используется для различных целей. Как для интеграции «частей» личности, так и для диссоциации с интроектами. Экспериментальную игру, связанную с диалогом частей личности, терапевт предлагает тогда, когда у пациента имеются противоположные установки, борющиеся между собой, порождая внутриличностный конфликт. Внутриличностные конфликты часто порождаются внутренним диалогом «собаки сверху» – долга, требований общества, совести, и «собаки снизу» – желаний, эмоций, спонтанности. Разворачивание этого диалога вовне оказывает терапевтическое воздействие.
6. Техника работы с полярностями позволяет расширить зону осознавания у клиента таким образом, чтобы включить в нее ранее недоступный личностный потенциал. Например, клиенту, жалующемуся на неуверенность, предлагается представить свою уверенную часть личности, попытаться пообщаться с другими людьми как уверенному человеку, пройтись уверенной походкой, провести воображаемый диалог между собственной уверенностью и неуверенностью.
7. Техника совершения кругов применяется в групповой психотерапии, когда член группы в качестве игры–экспериментирования просит определенных участников группы или всю группу высказаться о нем. Другой вариант – сам член группы по кругу выражает собственные чувства участникам группы. Известен прием из работы Ф. Перлза, когда он предложил студенту, испытывавшему страх выступлений перед большой аудиторией, пройти по аудитории и посмотреть в глаза каждому человеку. После этой процедуры тревожность заметно снизилась. Техника совершения кругов особенно эффективна при работе с механизмом проекции.
47. Клиническая психология как самостоятельная отрасль психологической науки. Методы исследования в клинической психологии.
Клиническая психология является отраслью психологической науки. Ее данные имеют теоретическое и практическое значение как для психологии, так и для медицины.
В соответствии с государственным образовательным
стандартом клиническая психология – специальность широкого профиля, направленная на решение комплекса задач в системе здравоохранения и образования. Отмечается также, что клиническая психология носит межотраслевой характер.
Специалисты дают различные определения клинической психологии. Но все они сходятся в одном: клиническая психология рассматривает область, пограничную между медициной и психологией. Это наука, изучающая проблемы медицины с точки зрения психологии.