Кризисы подросткового возраста

Кризис – это тяжелое переходное состояние, характеризующееся недостаточностью имеющихся возможностей для поддержания жизнедеятельности на оптимальном уровне. Для преодоления кризисных ситуаций изыскиваются новые модели жизнедеятельности.

Психологический кризис рассматривается в справочной литературе как состояние психической дестабилизации и реинтеграции, ведущее к поиску новых адаптационных возможностей.

Психологический кризис подростков сопровождает переход от одного возрастного периода к другому и обеспечивает возникновение нового психического образования, которое снимает данные противоречия, способствует качественно новым возможностям решения поставленных задач. Подростковый кризис отличается от всех других кризисов (кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет) большей продолжительностью. Л. И. Божович полагает, что это связано с быстрым темпом физического и умственного развития подростков, приводящего к образованию таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста, в то же время возникшие потребности очень сильные, напряженные.

Основываясь на теории ведущей деятельности, можно утверждать, что центральным психическим новообразованием становится самосознание, состоящее из взаимозависимых компонентов: самооценки, ценностных ориентаций, самоопределения.

Потребность в понимании себя характерна для подростков. Самосознание ребенка выполняет важную функцию – социально-регуляторную. Понимая и изучая себя, подросток в первую очередь выявляет свои недостатки. У него появляется желание их устранить. По прошествии времени, ребенок начинает осознавать свои индивидуальные особенности (как отрицательные, так и положительные). С этого момента он старается реально оценивать свои возможности и достоинства.

На образование подросткового кризиса влияют как внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы состоят в постоянном контроле со стороны взрослых, в зависимости и опеке, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать по своему усмотрению. Внутренние факторы состоят в привычках и чертах характера, мешающих подростку осуществить задуманное (внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым и др.).

Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды.

Симптомы кризиса

Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен

Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. По Пиаже, это 4 период умственного развития. Это не количественная характеристика интеллекта, а качественная, которая влечет за собой новый способ поведения, новый механизм мышления. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств. Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на других лиц.

С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Мышление в понятиях перестраивает и низшие, ранние функции: восприятие, память, внимание, практическое мышление (или действенный интеллект). Кроме того, абстрактное мышление является предпосылкой (но не гарантией) того, что человек достигнет высшей стадии нравственного развития.

Второй симптом кризиса - негативизм.

Иногда эту фазу так и называют фазой второго негативизма по аналогии с кризисом 3 лет. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.

У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже - в 14-16 лет. Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Л.С.Выготский пишет о трех вариантах поведения

Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка

Причем это длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков.

Основные психологические особенности подростков:

· особое внимание к своей внешности

· объединение в группы со сверстниками

· повышенное любопытство к сексу, интимным отношениям между полами

· желание уединяться

· необходимость личного пространства

· дерзость в общении, бесспорная правота

· повышенная ранимость в сочетании с внешним безразличием.

Рассмотрим характеристики этого периода:

1. Постоянное или периодическое переживание чувства тревожности, беспокойства.

2. Наличие чрезмерно завышенной или заниженной самооценки.

3. Наличие повышенной возбудимости, интереса к половым отношениям, эротических фантазий.

4. Перепады настроения: весёлое сменяется мрачно-депрессивным.

5. Постоянные претензии к родителям, другим людям.

6. Принципиальное чувство справедливости.

7. Приписывание себе заслуг, которых нет.

8. Требование соблюдения прав, не ограничения личной свободы.

9. Потребность в друзьях, близких отношениях, а также признании своей индивидуальности окружающими.

Чтобы достичь взаимопонимания с подростком, соблюдайте рекомендации:

· Оказывайте поддержку. Ребёнок только становится личностью, и без вашей заботы и поддержки ему не обойтись.

· Предоставляйте возможность уединиться. Подростку нужно иногда бывать одному, иначе ему будет сложно.

· Его комната – его территория. А там свои правила и законы. Уважайте их.

· Предоставляйте свободу. Свобода передвижений, действий и слов делает подростка увереннее.

· Уважайте. Подросток имеет своё мнение. Будете уважительно к нему относиться – найдёте общий язык.

Наши рекомендации