Вопрос 20. Особенности детско-родительских отношений. Основные психолого-педагогические модели детско-родительских отношений.
Содержание понятия «детско-родительские отношения» в психолого-педагогической литературе однозначно не определено. Во-первых, оно представляется как подструктура семейных отношений, включающая в себя взаимосвязанные, но неравнозначные отношения: родителей к ребенку-родительское (материнское и отцовское) отношение; и отношение ребенка к родителям. Во-вторых, эти отношения понимают как взаимоотношение, взаимовлияние, активное взаимодействие родителя и ребенка, в котором ярко проявляются социально-психологические закономерности межличностных отношений (Н.И. Буянов, А.Я. Варга, А.И. Захаров, О.А. Карабанова, А.Г.Лидерс, И.М. Марковская, А.С. Спиваковская, Т.В. Якимова и др.). В зарубежной психологии специфика детско-родительских отношений традиционно исследуется в рамках психоаналитического (З. Фрейд, Э. Эриксон, Д. Винникот, Э. Берн и др.), бихевиористского (Дж. Уотсон, Б. Скиннер, А. Бандура и др.) и гуманистического (Т. Гордон, К. Роджерс, Дж. Байярд, В. Сатир и др.) направлений.
Основываясь на работах отечественных исследователей (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев), детско-родительские отношения можно определить как избирательную в эмоциональном и оценочном плане психологическую связь ребенка с каждым из родителей, выражающуюся в переживаниях, действиях, реакциях, связаннуюс возрастно-психологическими особенностями детей, культурными моделями поведения, собственной жизненной историей, и определяющую особенности восприятия ребенком родителей и способ общения с ними.
Существуют разные теоретические подходы к пониманию роли и содержания детско-родительских отношений, сформулированных разными зарубежными психологическими школами.
В классическом психоанализе 3. Фрейда отношения между ребенком и родителем рассматривались в качестве главного фактора детского развития. Согласно З. Фрейду, мать выступает для ребенка, с одной стороны, как первый и самый важный источник удовольствия, как первый объект либидо, а с другой — как первый законодатель и «контролер». З. Фрейд придавал значение отделению ребенка от родителей, утверждая, что отход ребенка от родителей должен быть неизбежным для его социального благополучия. Негативный детский опыт, чрезмерное, недостаточное или неадекватное удовлетворение потребностей и предъявление требований на ранних стадиях психосексуального развития приводит, по мнению 3. Фрейда, к явно выраженным своеобразным отклонениям в личностном развитии (инфантилизму, эгоцентричности, повышенной агрессивности).
В концепции Э. Эриксона подчеркивается, что в отношениях между родителями и ребенком существует двойственная интенция, которая совмещает в себе чувственную заботу о нуждах ребенка с чувством полного личного доверия к нему. С одной стороны, родители должны оберегать ребенка от окружающих его опасностей, с другой - предоставлять ему определенную степень свободы, а ребенок устанавливает необходимый баланс между требованиями родителей и своей инициативой.
По мнению авторов С.И. Голод и А. И. Захаров в семьях формируются три основных стиля взаимоотношений:
1. Авторитарный стиль- жесткое декларирование родителями требований, которые охватывают всю жизнь детей. В семье проявляются силовое давление, агрессия, диктат, черствость и холодность, бесцеремонная внимательность, потребности детей подавляются.
2. Либеральный стиль в семье характеризуется полным безразличием членов семьи друг к другу, полным попустительством. Каждый из членов семьи живет своими делами, заботами, мыслями, потребности детей игнорируются.
3. Демократически стиль основывается на взаимной заинтересованности, поддержке и взаимопомощи, постоянный ненавязчивый контроль за развитием ребенка.
Вопрос 21.
Сущность и организация образовательного процесса в школе. Законы, закономерности и принципы обучения. Организация воспитательной работы с классом.
Образовательный процесс – это процесс интеллектуального и социального развития личности, усвоения личностью культуры, накопленной старшими поколениями, результатов развития науки и общественной практики в виде системы образовательных компетенций, а также опыта использования этих компетенций в различных видах деятельности.
Главная цель образовательного процесса – формирование образованности учащихся, просвещенности в тесной связи с общим совершенствованием личности, воспитанностью и развитостью. А главное педагогическое действие образовательного процесса – организованное присвоение учащимися определенной части предлагаемого им опыта и их личностные изменения. Основные элементы образовательного процесса: осознание и формулирование цели; управление им; деятельность учащихся, учение; субъект—субъектное взаимодействие; макро—и микросреда, в которых он осуществляется и воплощает цели в результаты; конечные результаты. Все эти элементы взаимосвязаны и включают в себя все компоненты «педагогического квадрата» – образование, обучение, воспитание и развитие.
Задачи образовательного процесса: 1. Определение мотивационной направленности познавательной деятельности учащихся. 2. Организация познавательной деятельности учащихся. 3. Формирование навыков умственной деятельности, мышления, творческих особенностей. 4. Постоянное совершенствование познавательных знаний, умений и навыков.
Основные функции образовательного процесса: 1. Образовательная функция предполагает формирование стимулирующего направления и опыта практической познавательной деятельности. 2. Воспитательная функция предполагает развитие определенных качеств, свойств и отношений человека. 3. Развивающая функция предполагает становление и развитие психических процессов, свойств и отношений человека.
Основные принципы организации и функционирования образовательного процесса: 1. Целостный подход к воспитанию. 2. Непрерывность воспитания. 3. Целенаправленность в воспитании. 4. Интеграция и дифференциация совместной деятельности педагогов и воспитанников. 5. Природосообразность. 6. Культуросообразность. 7. Воспитание в деятельности и в коллективе. 8. Последовательность и систематичность в обучении и воспитании. 9. Единство и адекватность управления и самоуправления в педагогическом процессе.
В классическую структуру образовательного процесса входит 6 компонентов: 1. Цель – выработка педагогом и учеником конечного результата взаимодействия. 2. Принципы – определение основных направлений. 3. Содержание – часть опыта поколений. 4. Методы – действия педагога и учащихся. 5. Средства – способы работы с содержанием. 6. Формы – логическая завершенность процесса.
Педагогический закон— это категория, обозначающая объективные, существенные, необходимые,общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорганизации, развития и функционирования.
Закономерности обучения —это устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.
Принципы обучения (дидактические принципы)— это основные (общие, руководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями. Принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.
Цели воспитательной работы с классом: всестороннее развитие человека, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный, эстетический, политический рост личности; гуманизм и коллективизм как позиции характеризующие ребенка в его отношении к людям; отношение к труду, что является показателем человеческой сущности; любовь к прекрасному и потребность в общении с прекрасным; преданность Родине и гордость за нее в независимости от экономических и политических трудностей; физическое воспитание и гигиеническая культура.
Задачи воспитательной работы:развитие мыслительных способностей; формирование политической и правовой культуры; выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей; выработка жизненных ценностей, понимание добра и зла, смысла жизни. научить любить людей и жизнь, приобщая к духовным, национальным и общечеловеческим ценностям; воспитание личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом, способной воспринимать и развивать национальные общечеловеческие достижения во всех сферах жизни; воспитание гражданина, формирование системы ценностей и отношений, соответствующих многонациональному обществу; развитие духовных и физических возможностей личности; формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни;
Основные принципы организации воспитательной работы:
1) Гуманистический (отношение педагога к учащимся как к ответственным субъектам собственного развития, а так же стратегия взаимодействия, основанная на субъект-субъективных отношениях).
2) Принцип природосообразности (воспитание учащихся сообразно их полу, возрасту, формирование у них ответственности за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий).
3) Принцип культуросообразности (воспитание на общечеловеческих ценностях в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям).
4) Принцип эффективности социального взаимодействия (воспитание в коллективе разного типа с целью расширения сферы общения и создания условий для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации, а в целом – формирования навыков социальной адаптации, самореализации).
5) Принцип концентрации восприятия (развитие социальной и культурной компетентности личности, освоение социокультурного опыта и свободное самоопределение в социальном окружении).
22. Основные принципы, цели и задачи психотерапии детей и подростков.
Психотерапия — в узком понимании термина является системой комплексного лечебного вербального и невербального воздействия на эмоции, суждения, самосознание человека при различных заболеваниях (психических, нервных, психосоматических). Основной своей задачей психотерапия ставит купирование психопатологической симптоматики, посредством чего предполагается достижение внутренней и внешней гармонизации личности.
Психотерапия направлена на глубинное проникновение в личность и осуществления прогрессивных сдвигов в её взаимодействии с миром через изменение само- и мировосприятие и предусматривает создание условий для полноценного становления личности.
Принципы психотерапии детей и подростков:
1. Прежде всего, специфика детской психотерапии определяется тем, что обращение к психотерапевту всегда инициирует не ребенок, а родители или опекуны. Связано это может быть с тем, что дети, как правило, либо не осознают, либо недооценивают, либо скрывают симптомы и имеющиеся у них расстройства. Кроме того, согласие на психотерапию дают родители или их законные представители по причине юридической некомпетентности детей. Таким образом, даже в том случае, если запрос исходит от ребенка, к психотерапевту по поводу проблем ребенка обращаются родители. Из этого следует, что между психотерапевтом и ребенком всегда стоит посредник, в структуру психотерапевтической ситуации при индивидуальной работе с ребенком всегда потенциально включено три позиции: "ребенок — терапевт — родитель"
2. Поскольку детям, как правило, не свойственна воля к выздоровлению и не они являются инициаторами обращения к психотерапевту, важно создавать у них необходимую мотивацию к психотерапии.
3. Первым условием для создания мотивации является установление доверительных отношений психотерапевта и ребенка, формирование эмоциональной связи, контакта между ними. Стиль отношений ребенка и психотерапевта, который во многом определяет эффективность психотерапии, — это безоценочное принятие, эмпатия, поддержка, аутентичность и искренность психотерапевта. Психотерапевт дает понять ребенку, что понимает его и хочет ему помочь. Это справедливо для любых подходов — и для структурированной психотерапии, где психотерапевт выстраивает и направляет психотерапевтический процесс, и для недирективной психотерапии, где терапевт следует за ребенком.
4. В связи с тем, что между ребенком и психотерапевтом находятся родители (родитель) или замещающий их другой взрослый человек, необходимо установление рабочего союза с родителями, привлечение их на сторону психотерапевта. И у психотерапевта, и у родителей должна существовать установка на то, что родители являются участниками психотерапевтического процесса. Прежде всего, психотерапевт должен поддержать родителей в их решении обратиться за помощью, нельзя даже косвенно обвинять родителей в проблемах ребенка, нужно исходить из того, что ребенок любит своих родителей и родители любят ребенка, т.е. из презумпции любви.
5. Личность ребенка еще незрелая, он в огромной степени находится под влиянием родителей и зависим от них. Из этого вытекает необходимость учитывать семейное окружение . Более того, ребенка невозможно рассматривать вне семейного контекста, вне семейной системы.
6. При работе с детьми необходимы взаимообусловленность контекста развития и выбора вмешательства, соотнесение метода с возрастом.
7. В психотерапии с детьми необходимо учитывать процесс развития, опираться на психологию развития.
8. Модель психотерапии с детьми, является расширенной. Психотерапия с детьми включает еще, как правило, развивающий, коррекционный и воспитательный аспекты.
В психотерапевтическом процессе с ребенком невозможно отделить психотерапию от психокоррекции и развития. Психотерапия всегда в какой-то мере выполняет коррекционпую функцию, поскольку любая проблема, даже личностная, задерживает или отклоняет развитие в той или иной сфере. Любое разрешение проблемы, освобождение от неэффективных защит и т.п. открывает путь к развитию. В то же время психокоррекция, исправление каких-то функций или дефектов ведут к повышению самооценки, самопринятию, т.е. имеют психотерапевтический эффект. Подтверждение этой точки зрения мы находим у Ю. С. Шевченко: "...в практической работе с детьми и подростками лечебные, психотерапевтические мероприятия настолько тесно переплетаются с психокоррекционными, воспитательными и социализирующими воздействиями, что разделить их можно лишь весьма условно".
Общаяцельпсихотерапии состоит в помощи пациентам изменить свое мышление и поведение таким образом, чтобы стать более счастливыми и продуктивными.
Задачи психотерапии:
• обучение (тренинг) новым действиям, способам принятия решений, проявлению чувств и т. п. (это программы, ориентированные на активизацию жизненных навыков, коммуникативных умений в сфере человеческих отношений, решение проблем, оказание поддержки в выборе здорового образа жизни);
• развитие деятельностного компонента личности: ее навыков, умений и способностей;
• содействие формированию возрастных психологических новообразований (помощь в становлении идентичности и в личностном развитии);
• коррекция эмоций и поведения;
• оптимизация социальной ситуации развития;
• устранение (снижение) тревоги, преодоление депрессии, стресса и их последствий
При решении этих задач терапевт прибегает к трем основным методам.
1. Во-первых, терапевт обеспечивает психологическую поддержку. Прежде всего, это значит сочувственно выслушать пациента и дать ему взвешенный совет в кризисной ситуации. Поддержка также заключается в том, чтобы помочь пациенту осознать и использовать свои силы и умения.
2. Второй метод терапии состоит в устранении дезадаптивного поведения и формировании новых, адаптивных стереотипов.
3. И наконец, терапевт содействует инсайту (осознанию) и самораскрытию (самоэксплорации), в результате чего пациенты начинают лучше понимать свои мотивы, чувства, конфликты, ценности.