Психолого-педагогический эксперимент.
Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. Это упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений. является одним из видов психологического эксперимента.
Психолого-педагогический эксперимент — это специфический исключительно для психологии вид эксперимента, в котором активное воздействие экспериментальной ситуации на испытуемого должно способствовать его психическому развитию и личностному росту.
В ходе психолого-педагогического эксперимента, предполагается формирование определенного качества (именно поэтому он ещё называется «формирующий») обычно участвуют две группы: экспериментальная и контрольная. Участникам экспериментальной группы предлагается определенное задание, которое будет способствовать формированию заданного качества. Контрольной группе испытуемых данное задание не предоставляется. В конце эксперимента две группы сравниваются между собой для оценки полученных результатов. Также может быть и одна группа, в которой результаты сравниваются до и после проведения эксперимента.
Формирующий эксперимент направлен на изучение динамики развития педагогических явлений в процессе активного воздействия исследователя на условия выполнения деятельности. Цель – не просто констатация той или иной деятельности, а развития каких-либо качеств, их активное формирование. Особенность формирующего эксперимента – в нем одновременно сочетаются и задачи исследования, и задачи формирования изучаемого свойства, то есть оно исследуется в ходе собственного формирования в естественной ситуации выполнения определенной деятельности.
Формирующий эксперимент как метод появился благодаря теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.), в которой утверждается идея о первичности деятельности по отношению к психическому развитию. В ходе формирующего эксперимента активные действия совершают как испытуемые, так и экспериментатор. Со стороны экспериментатора необходима высокая степень вмешательства и контроля над основными переменными. Это отличает эксперимент от наблюдения или экспертизы.
Главные сферы применения этого метода – педагогика, возрастная и педагогическая психологии. Активное воздействие экспериментатора заключается главным образом в создании специальных условий и ситуаций, которые, во-первых, инициируют появление определенных психических функций и, во-вторых, позволяют целенаправленно их изменять и формировать. Первое характерно и для лабораторного, и для естественного эксперимента. Второе – специфика рассматриваемой формы эксперимента. Формирование психики и личностных свойств – процесс длительный. Поэтому формирующий эксперимент обычно осуществляется продолжительное время. И в этом отношении может быть отнесен к лонгитюдному исследованию.
Формирующий эксперимент может быть и лабораторным и естественным.
Лабораторный эксперимент- условия специально организуются экспериментатором. Основная задача обеспечить высокую внутреннюю валидность. Характерно выделение единичной независимой переменной. Основной способ контроля внешних переменных - элиминация (устранение). Внешняя валидность ниже чем в полевом эксперименте.
Полевой, или естественный эксперимент - эксперимент проводится в условиях, которые экспериментатор не контролирует. Он проводится в реальных, привычных для испытуемых условиях деятельности, в этих условиях деятельности создается и воссоздается то явление, которое следует изучать. Основная задача обеспечить высокую внешнюю валидность. Основные способы контроля внешних переменных - рандомизация Внутренняя валидность как правило ниже, чем в лабораторных экспериментах.
(Примечание: Внутренняя валидность связана с вопросом, действительно ли именно это экспериментальное воздействие привело к изменениям в данном экспериментеВнешняя валидность относится к возможности обобщения вывода на популяции, ситуации, другие независимые переменные.)
Большой вклад в разработку, совершенствование и применение псих-пед. Эксперимента внесли отечественные психологи Л. А. Венгер, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, Д. Б. Эльконин.
ЭТАПЫ
1)Первый этап – подготовительный. Он включает в себя решение следующих задач:
–формулирование гипотезы,
–определение длительности проведения эксперимента;
– разработка методики и плана его проведения;
–выбор конкретных научных методов для изучения начального состояния экспериментального объекта – анкетный опрос, интервью, тестированиеи др.;
– формирование репрезентативной выборки;
–разделение выборки на экспериментальную и контрольную группы;
2)Второй этап – непосредственное проведение эксперимента. Этот этап должен дать ответ на вопросы об эффективности новых путей, средств и методов, вводимых экспериментатором в психолого-педагогическую практику.
-Подготовка эксперимента
-Инструктирование и мотивирование испытуемых
-Собственно экспериментирование( ввод независимой переменной в экспериментальную группу)
На данном этапе исследователем последовательно решаются следующие задачи: изучение начального состояния условий, в которой проводится эксперимент; оценка состояния самих участников педагогических воздействий; формулирование критериев эффективности предложенной системы мер; инструктирование участников эксперимента о порядке и условиях его проведения , фиксирование данных о ходе эксперимента на основе промежуточных срезов,; указание затруднений и возможных типичных недостатков в ходе проведения эксперимента; оценка текущих затрат времени, средств и усилий.
Завершающий этап – подведение итогов эксперимента:
–Статистическая обработка (Выбор методов статистической обработки ,Преобразование экспериментальной гипотезы в статистическую гипотезу ,Проведение статистической обработки)
–Интерпретация результатов и выводы
–Фиксация исследования в научном отчёте, статье, монографии, письме в редакцию научного журнала
(описание результатов осуществления экспериментальной системы мер (конечное состояние уровня знаний, умений, навыков, уровня воспитанности и др.); характеристика условий, при которых эксперимент дал благоприятные результаты (учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические и др.); описание особенностей субъектов экспериментального воздействия (педагогов, воспитателей и др.); данные о затратах времени, усилий и средств; указание границ применения проверенной в ходе эксперимента системы мер.)