Занятие 5. Трехфакторная модель значимого другого.
Вопросы:
1. Трехфакторная модель «значимого другого» А. В. Петровского:
1) Критерии субъективной значимости «другого»; 2) Проблемное поле приложения трехфакторной модели «значимого другого».
2. Теория личностных конструктов Дж. Келли и ее практические приложения в социальной психологии (социально-психологическая модификация техники «репертуарных решеток» Дж. Келли).
Литература
Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. - СПб. : Питер, 2005. - С. 72 - 82; 256 - 268.
Кондратьев М.Ю. «Значимый другой»: слагаемые межличностной значимости // Социальная психология и общество. – 2011. - № 2. – С. 17-28.
Петровский А. В. Трехфакторная модель «значимого другого» // Вопросы психологии. - 1991. - № 1.
Самойлова И.Г., Усков М.А. Методы социально-психологических исследований (психосемантические методы в исследовании экономической социализации) : учеб.-метод. пособие. - Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2008. - С. 29 - 40.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). - СПб. : Питер Пресс, 1997. - С. 438 - 462.
Тема 4. Я-концепция как результат социального развития личности
Занятие 6. Я-концепция личности
Вопросы:
1. Формирование Я-концепции: факторы и механизмы.
2. Структурные компоненты Я-концепции. Концепция Р. Бернса.
3. Изменчивость и стабильность Я-концепции.
4. Временные аспекты Я-концепции.
Литература
Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. - М. : Аспект Пресс, 2009. - С. 177 - 197.
Белинская Е. П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности // Мир психологии. - 1999. - № 3. - С. 140 - 147.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М. : Прогресс, 1986. - С. 30 - 66; 225 - 245.
Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников М. А. Социальная психология: учеб. пособие. - М. :ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. - С. 68 - 82.
Майерс Д. Социальная психология. - СПб. : Питер, 1997. - С. 64 - 73.
Практикум по социальной психологии / под ред. И. С. Клециной. - СПб. : Питер, 2008. - С. 84 - 90.
Парыгин Б. Д. Социальная психология : учеб. пособие. - СПб. : СПбГУП, 2003. - С. 151 - 178.
Свенцицкий А. Л. Социальная психология: учеб. - М. : ТК Велби: Проспект, 2006. - С. 67 - 80.
Занятие 7. Духовно-психический потенциал личности
Вопросы:
1. Понятие и природа духовно-психического потенциала личности.
2. Возможности и пределы духовно-психического потенциала личности.
3. Природа скрытых резервов духовно-психических потенциалов личности.
Литература
Братусь Б. С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века // Вопр. психологии. – 1993. – № 1. – С. 6–13.
Брушлинский А. В. Гуманистичность психологической науки // Психологический журнал. – 2000. – № 3. – С. 14–23.
Орлов А. Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «я» человека // Вопр. психологии. – 1995. – № 2. – С. 5–19.
Парыгин Б. Д. Социальная психология : учеб. пособие. - СПб. : СПбГУП, 2003. - С. 181 - 190.
Уилсон Р. Психология эволюции: как перепрограммировать себя на достижение свободы и бессмертия:– Киев : Янус, 1999. – С. 185–248
Фромм Э. Иметь или быть? : пер. с англ. – М. : Прогресс, 1990. – С. 56–73; 138–210.
Хоружий С. С. Проблема постчеловека или трансформативная антропология глазами синергийной антропологии // Философские науки. - 2008. - № 2. - С. 10-31.
Хоружий С. С. Человек и его три дальних удела. Новая антропология на базе древнего опыта. // Вопросы философии. - 2003. - № 1. - С. 38 - 62.
Тема 5. Содержание процесса социализации на этапе взрослости и старости
Занятие 8-9.
Вопросы:
1. Психология зрелого возраста и акмеология.
2. Социальная ситуация развития в зрелом возрасте. Трудовая стадия процесса социализации, приходящаяся на зрелость.
3. Теории развития личности в зрелости. Кризисы зрелого возраста. Особенности кризиса середины жизни.
4. Формирование «общественной» идентичности как аспекта социализации. Стремление к самоактуализации. Особенности субъектности в период взрослости.
5. Социальная ситуация развития в старости. Понятия нормального, оптимального и патологического старения.
6. Особенности развития личности в старости. Социальные эмоции в старости.
7. Развитие личности в старости в контексте осмысления и передачи жизненного опыта.
8. Особенности субъективности в старости.
Литература
Анцыферова Л. И. Мудрость и ее проявления в разные периоды жизни человека / Л. И. Анцыферова // Психол. журн. – 2004. – Т. 25. – № 3. – С. 17–24.
Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни. // Психологический журнал. – 1994. - Т. – 15. - №3.- С. 99-105.
Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. – М. : Флинта : Наука, 1998. – 168 с.
Зеер Ф.Э, Сыманюк Э.Э. Психология взрослости М.: МПСИ,2011.
Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения. М.: Академия. 2002.
Краснова О.В., Марцинковская Т.Д. Особенности социально-психологической адаптации в позднем возрасте // Психология зрелости и старения.- 2009 (3) - С. 34-59.
Слободчиков В. И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М. : Школа-Пресс, 2000. – 415 с.
Уилсон Р. Психология эволюции: как перепрограммировать себя на достижение свободы и бессмертия:– Киев : Янус, 1999. – С. 185–248
Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности. В 2-х т. –М.: МПСИ, 2009.
Фромм Э. Иметь или быть? : пер. с англ. – М. : Прогресс, 1990. – С. 56–73; 138–210.
5.2. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
№ | Название раздела, темы | Задание | Время выполнения | Форма контроля |
1. | Раздел 1. Проблемы социализации в изменяющемся мире Тема 1. Социализация: понятие, содержание, механизмы | Задание. Подготовьте ответы на следующие вопросы: 1). В чем сущность социализации личности? 2). Какие факторы социализации действуют стихийно, а какие целенаправленно? 3). Что в большей степени предопределяет усвоение и воспроизводство социального опыта человека: стихийное или целенаправленное влияние? 4). Подумайте, какие новые особенности социализации человека могут проявиться в ХХI в., исходя из тенденций развития общественной жизни, науки, производства, политики и т.д.? 5). Почему механизмы социализации рассматриваются как относительно сложные способы усвоения социального опыта? 6). В чем сущность развития? Проанализируйте основные характеристики развития на примере социализирующегося человека. 7). В чем заключается уязвимость детей по сравнению со взрослыми в процессе социализации? 8). Подберите пример, иллюстрирующий ресоциализацию взрослого человека. Проанализируйте этот процесс, используя концепции А.В. Петровского. Задание 2. Составьте классификацию механизмов социализации, обоснуйте ее. 1). В процессе выполнения задания используйте различные психологические и социологические словари. 2). Подготовьте сопоставительную таблицу «Хронологии социального развития человека». Дайте развернутый сравнительный анализ периодизации, выделите малоизученные проблемы социального развития человека. 3). Напишите, какие критерии положены в разработку той или иной периодизации. Почему? Постарайтесь найти максимальное количество периодизаций для анализа соответствующих критериев. Сравните эти критерии между собой. | 18 часов | Групповая дискуссия по предложенным вопросам Магистранты письменно готовят задание, а итоги подводятся на занятии |
Тема 2. Информационная социализация личности | Задание 1. Прочитать статью Т.Д. Марцинковской и подготовить ответы на вопросы. Библиографические данные: Марцинковской Т.Д. Информационная социализация в изменяющемся информационном пространстве. // Психологические исследования (электрон. научн. журн.). – 2012. – № 5 (26). – С.7 // http:// www/psystudy.ru Вопросы: 1). Почему изучение проблем информационной социализации является сегодня актуальным научным направлением? 2). Обоснуйте тезис о том, что «междисциплинарность исследований информационной социализации продиктована не только научными изысканиями, но и самой жизнью? 3). Какую роль играет межпоколенная трансмиссия в информационной социализации человека? 4). Почему происходит нарушение межпоколенной трансмиссии? 5). Дайте свою интерпретацию полученных в исследованиях Т.Д. Марцинковской данных, что «подростки не доверяют телевизионной информации и многим сообщениям и советам старших, не совпадающим с содержанием информации из интернета». 6). Каковы особенности межпоколенных взаимоотношений в настоящее время? 7). Почему интернет является более предпочтительным источником информации для современных подростков, чем СМИ? 8). Какое место занимает музыка в информационной социализации подростков? Задание 2. Найдите статью, опубликованную в научном журнале не раньше, чем 5 лет назад, по теме. Напишите резюме по содержанию статьи (5-7 предложений) и сформулируйте три вопроса к статье. Список статей (можно взять статью по своему усмотрению): 1). Авдулова Т.П. Тенденции социализации подростков в контексте информационных предпочтений // Психологические исследования (электрон. науч. журн.). – 2011. - № 6 (20). – С. 8 // http://psystudy.ru 2). Белинская Е.П. Совладание с трудностями в эпоху новых информационных технологий: возможности и ограничения // Психологические исследования: электр. науч. журн. – 2014. - № 7 (38). // http://psystudy.ru 3). Белинская Е.П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие // Психологические исследования: электр. науч. журн. – 2013. - № 6 (30). // http://psystudy.ru 4). Войскунский А.Е., Евдокименко А.С., Федунина Н.Ю. Этическая направленность подростков и молодежи в социальных сетях // Психологические исследования: электр. науч. журн. – 2014. - № 7 (37). – С. 2. // http://psystudy.ru 5). Голубева Н.А. Эндогенные факторы информационных предпочтений современных подростков // Психологические исследования: электр. науч. журн. – 2012. - № 1 (21). // http://psystudy.ru 6). Голубева Н.А., Марцинковская Т.Д. Информационная социализация: психологический подход // Психологические исследования: электр. науч. журн. – 2011. - № 6 (20). // http://psystudy.ru 7). Дубовская Е.М. Социально-психологические характеристики неформальной группы подростков // Психологические исследования: электр. науч. журн. – 2011. - № 6 (20). – С. 5. // http://psystudy.ru 8). Марцинковская Т.Д. Информационное пространство как фактор социализации современных подростков // Мир психологии. – 2010 - № 3. – С. 90 – 102. | 22 часа | Групповая дискуссия по предложенным вопросам Презентация-обсуждение статей по теме 2. | |
Раздел 2. Социальная психология развивающейся личности Тема 3. Проблема развития личности с позиций социальной психологии | Задание. Провести диагностику межличностных отношений, используя программу М. Ю. Кондратьева «Социально-психологический и экспериментально-диагностико-коррекционный комплекс для практических психологов закрытых образовательных учреждений».(Можно использовать для обычных школ). Методические рекомендации.Необходимые методические материалы, последовательность выполнения задания подробно изложены в пособии: Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений / М. Ю. Кондратьев. - СПб.: Питер, 2005. - С. 218 - 299). Комплекс М. Ю. Кондратьева включает следующие методики и методические средства: 1) социометрию; 2) референтометрию;3) методику выявления мотивационного ядра межличностных выборов; 4) методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе; 5) методику определения ценностно-ориентационного единства группы; 6) методику подставной самооценки; 7) социально-психологическую модификацию техники «репертуарных решеток» Дж. Келли; 8) принципы организации воспитательно-коррекционной работы. Дополнительно: Психология социального развития / под ред. Н.Н. Толстых.- М. : Юрайт, 2014. – глава 14. | 28 часов | Обсуждение и и оценка результатов микроисследований по программе диагностики межличностных отношений М.Ю. Кондратьева | |
Тема 4. Я-концепция личности как результат ее социального развития | Задание1. (устное выполнение задания). Люди различаются своими «Я-концепциями». Одни принимают концепцию независимого «Я». Другие - взаимозависимого. Эти противоположные идеи способствуют культурным различиям в социальном поведении. В чем, на ваш вгляд, заключаются различия независимой и взаимозависимой «Я-концепций»? Устно обоснуйте свои ответы. Задание 1. Разработайте и проведите тренинг самопрезентации. Литература: Гофман И. представления себя другим в повседневной жизни. – М. : Канон-пресс-Ц, 2000.; Михайлова Е.В. Обучение самопрезентации. – М.: ГУ ВШЭ, 2007; Михайлова Е.В. Самопрезентация: теории, исследования, тренинг.- СПб.: Речь, 2007. | 22 часа | Устное обсуждение задания Письменный отчет (программа тренинга) | |
Тема 5. Содержание процесса социализации на этапе взрослости и старости | Задание. Провести корректиционно-реабилитационную программу для группы пожилых людей (возраст от 70-75 лет и выше) в одном из ЦСО или в геронтологическом центре на тему: «Новая позитивная психология для пожилых». Программа разработана на базе Воронежского областного геронтологического центра (ВОГЦ). Критериями включения в группу пожилых для проведения программы служит отсутствие обострения тяжелых хронических заболеваний; отсутствие психических расстройств, деменций. (Авторы программы: Н. В. Клевцова, Е. Б. Гайворонская, Т. Н. Грекова, В. И. Донцов, О. Е. Синицына). Сайт: http: // www.vsma.ac.ru / publ /vest/040/site/index16.html). | 28 часов | Письменный отчет о проведенном занятии (с оценкой). |
5.3. Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины
Литература
Основная
Антология социальной психологии возраста: учеб. пособие для вузов / под ред. М. Ю. Кондратьева. - М. : МГПИ, 2010. - 416 с.
Социальная психология развития: учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. Н.Н. Толстых. – М.: Юрайт, 2014. – 603 с. (Книги доступна в электронной библиотечной системе biblio-online).
Дополнительная
Абраменкова В. В. Социальная психология детства: учеб. пособие. - М. : ПЕР СЕ, 2008. - 431 с.
Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - М. : МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЕК», 2000. - 416 с.
Абульханова К. А., Воловикова М. И. Психосоциальный и субъектный подходы к исследованию личности в условиях социальных изменений // Психологический журнал. - 2007. - Т. 28. - № 5. - С. 5 - 14.
Андреева Г. М. Социальная психология. - М. : Аспект Пресс, 2008. - 363 с.
Андреева Г. М. Социальная психология: векторы новой парадигмы [Электронный ресурс] // Психологические исследования. Электрон. науч. журн. - 2009. - N 1 (3). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 14.09.2011).
Антология социальной психологии возраста: учеб. пособие для вузов / под ред. М. Ю. Кондратьева. - М. : МГПИ, 2010. - 416 с.
Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни. // Психологический журнал. – 1994. - Т. – 15. - №3.- С. 99-105.
Анцыферова Л. И. Мудрость и ее проявления в разные периоды жизни человека / Л. И. Анцыферова // Психол. журн. – 2004. – Т. 25. – № 3. – С. 17–24.
Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 304 с.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М. : Прогресс, 1986. - 420с.
Зеер Ф.Э, Сыманюк Э.Э. Психология взрослости М.: МПСИ, 2011.
Коломинский Я. Л., Жеребцов С. Н. Социальная психология развития личности. - Минск: Вышейшая школа, 2009. - 336 с.
Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. - СПб. : Питер, 2005.
Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения. М.: Академия. 2002.
Краснова О.В., Марцинковская Т.Д. Особенности социально-психологической адаптации в позднем возрасте // Психология зрелости и старения.- 2009 (3) - С. 34-59.
Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / под ред. Е. О. Смирновой. - М. : Воронеж; НПО «МОДЕК», 2001.
Мясищев В. Н. Психология отношений: избр. психол. тр. / Акад. Пед. И соц. Наук. - М. : Инт-т практ. психол., 1998. - 368 с.
Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. - СПб. : Питер, 2001. - 416 с.
Слободчиков В. И., Исаев Е.И. Психология развития человека – М. : Школа-Пресс, 2000. – 415 с.
Социальная психология. Хрестоматия. / сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М. : Аспект Пресс, 2008. - 475 с
Социальная психология в современном мире / под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. - М. : Аспект Пресс, 2002.
Парыгин Б. Д. Социальная психология : учеб. пособие. - СПб. : СПбГУП, 2003. - 615 с.
Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии / пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000. - 522 с.
Самойлова И. Г., Усков М. А. Методы социально-психологических исследований (психосемантические методы в исследовании экономической социализации) : учеб.-метод. пособие. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2008. - 54 с.
Социальная психология: учеб. пособ. для студ. высш. уч. заведений / под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. - М. : Академия, 2003. - 600 с.
Социальная психология в трудах отечественных психологов / сост. А. Л. Свенцицкий - СПб. : Питер, 2000. - 512 с.
Социальная психология: практикум. Учеб. пособ. для студ. вузов / под ред. Т. В. Фоломеевой. - М. : Аспект Пресс, 2006. - 480 с
Социальная психология. Словарь / под ред. М. Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / ред. -сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. - М. : ПЕРСЭ, 2006. - 176 с.
Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: учеб. для вузов. - М. : Аспект Пресс, 2006. - 368 с.
Сушков И.Р. Психологические отношения человека в социальной системе. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - 412 с.
Толстых Н. Н. Хронотоп: культура и онтогенез. – М., Смоленск, 2010.
Триандис Г. Культура и социальное поведение. - М. : Форум, 2007.
Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности. В 2-х т. –М.: МПСИ, 2009.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. – СПб. : Питер Пресс, 1997. – 608 с.
5.4.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
1.http://www.ipd.ru/
Институт развития личности РАО
2.http://www.psy.msu.ru/about/kaf/personal.html
Кафедра психологии личности факультета психологии МГУ
3.http://www.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование»
4.http://www.gumfak.ru/
Электронная гуманитарная библиотека
5.http://www.school.edu.ru
Российский общеобразовательный портал
6.http://dictionary.fio.ru
Психологический энциклопедический словарь
7.http://www.magister.msk.ru/library/
Библиотека Магистра (ИНТЕРНЕТ-ИЗДАТЕЛЬСТВО) Электронные издания произведений и биографических и критических материалов
8. www.flogiston.ru
Психологический портал
9. www.koob.ru_socialpsychology
Электронная библиотека по социальной психологии
10.soclib.ru
Электронная библиотека
11. psylib.org.na
12. azps.ru
13. http://e.lanbook.com
Электронно-библиотечная система изд-ва «Лань»:
5.5.Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Аудитория для лекций и практических занятий. Мультимедийная техника – для прослушивания аудиозаписей и просмотра видеозаписей, а также для показа презентаций, сопровождающих устные доклады студентов.
АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Программа дисциплины «Психология социального развития человека» разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и рассчитана на профессиональную подготовку магистров по специальности «Психология» по заочной форме обучения. Курс имеет теоретико-практическую направленность и предполагает две основные формы работы: лекции и практические занятия с использованием активных методов обучения, творческих заданий.
Цель курса заключается в формировании способности к профессиональному обращению к антропометрическим, анатомическим и физиологическим показателям жизнедеятельности человека в психосоциальном контексте его развития на различных этапах жизненного пути; готовности к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека.
Задачи курса:
-приобретение магистрантами знаний об основных теоретических концепциях процесса социализации личности; о психосоциальной периодизации развития взрослого человека;
-приобретение знаний о специфике социализации человека на этапе взрослости и старости в отличие от социализации ребенка и подростка;
-формирование у магистрантов умений анализировать психосоциальные феномены и явления в статике и динамике, имеющие отношение к социально-психологическим закономерностям развития личности в онтогенезе с учетом факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;
-формирование готовности к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека.
Дисциплина относится к базовой части (блок 1) и читается во втором и третьем семестре. Курс является основным и итоговым для формирования профессиональных компетенций: ПК-4, ПК-6, ПК-12. Компетентность ПК-4, как способность анализировать базовые механизмы психических процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности человека в филосоцио- и онтогенезе, формируется на начальном уровне в ходе изучения дисциплин: «Качественные и количественные методы исследований в психологии» на установочной сессии, «Актуальные проблемы психологии человека» в первом семестре, «Аддиктивное поведение и программы его коррекции» в третьем семестре.
Совместно с дисциплиной «Психология социального развития человека» профессиональная компетентность ПК-4 на среднем уровне формируется также посредством освоения дисциплин: «Актуальные проблемы психологии человека» на установочной сессии и в первом семестре, «Научные школы и теории в современной психологии» во втором семестре, «Психология позитивных стратегий жизни» в третьем семестре, «Профилактика защиты ребенка от насилия в семье» на факультативе в четвертом семестре.
Высший уровень этой компетенции, наряду с дисциплиной «Психология социального развития человека», обеспечивается дисциплинами: «Проектирование развития одаренных детей» во втором семестре, «Психологическая профилактика агрессивности и насилия» в четвертом семестре. Данная компетенция также развивается в ходе научно-исследовательской и производственной практики в течение всего периода обучения.
Профессиональная компетентность ПК-6, как готовность к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии, формируется на среднем уровне в курсе «Психология социального развития человека» совместно с дисциплинами: «Информационные и коммуникативные технологии в деятельности психолога», «Деформация и девиация личности и поведения» в третьем семестре, «Психология групп и организаций и их развитие», «Психология и психотерапия семьи» в третьем и четвертом семестрах.
На начальном уровне ПК-6 закладывается в курсах: «Качественные и количественные методы исследований в психологии» на установочной сессии, «Научные школы и теории в современной психологии» во втором семестре. Высшим уровнем освоения ПК-6 является дисциплина «Психология и психотерапия семьи», на этом же уровне формируется ПК-6 в ходе научно-исследовательской работы.
Профессиональная компетентность ПК-12, как способность к решению управленческих задач в условиях реально действующих производственных структур с учетом организационно-правовых основ профессиональной деятельности, на среднем уровне совместно с дисциплиной «Психология социального развития человека» формируется в курсах: «Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования» в третьем семестре, «Психология групп и организаций и их развитие» в третьем и четвертом семестре. Начальным этапом для данной компетенции являются дисциплины: «Методологические проблемы психологии», «Срезовая и лонгитюдная психодиагностика в современных исследованиях» в первом семестре, «Информационные и коммуникативные технологии в деятельности психолога» в третьем семестре, «Психология и психотерапия семьи» в третьем и четвертом семестрах. Завершающим этапом в формировании ПК-12 являются курсы: «Психология социального влияния» и «Психотехнологии совладающего поведения» в четвертом семестре.
Краткое содержание дисциплины:
Раздел 1. Проблемы социализации в изменяющемся мире.
Тема 1. Социализация: понятие, содержание, механизмы.
Тема 2. Информационная социализация личности.
Раздел 2. Социальная психология развивающейся личности.
Тема 3. Проблема развития личности с позиций социальной психологии.
Тема 4. Я-концепция как результат социального развития личности.
Тема 5. Содержание процесса социализации на этапе взрослости и старости.
Общий объем дисциплины – 4 зачетных единицы (144 часа), среди них 26 аудиторных часов, 8 лекций, 18 часов практических занятий. 118 часов отводится на самостоятельную работу магистрантов. Формы отчетности: 2 семестр – зачет, 4 семестр – зачет по контрольной работе и экзамен.