Личность в социальной психологии
Социология личности уделяет преимущественное внимание объективным закономерностям общественного развития и тому, как они отражаются в закономерностях формирования и жизнедеятельности человека как социального существа.
Личность в социологии рассматривается как носитель определенных общественных отношений, при этом неизбежно рассмотрение личности человека в рамках его принадлежности к определенной социальной группе. В психологии личности присутствует известный разнобой в понимании того, что представляет собой "личность". В настоящее время в науке одновременно насчитывается более сотни определений этого понятия и любое из них отражает авторскую концепцию и авторскую точку зрения на этот феномен.
Социальная психология личности, сообразно представленным границам социологии и психологии, вполне вписалась бы в ту научную сферу, где начинают анализироваться социальные связи и отношения личности. При этом закономерно возник бы вопрос: какой круг исследовательских возможностей открывается перед социальной психологией при этом?
Этот вопрос постоянно обсуждается в научной литературе. Теоретическое единство взглядов на данную проблему пока не достигнуто, а в практической работе просто ставятся и разрешаются конкретные задачи, что считается вполне приемлемым при нынешнем положении дел в проблематике социальной психологии.
В настоящее время в социальной психологии от социологического понимания в практической исследовательской специфике используется представление о человеке как о социальном типе. При этом такое важное обстоятельство как складывание данного типа обнаружено во влиянии макроструктуры общества на конкретного человека посредством социальных институтов и текущей культурно-исторической специфики общественных отношений. От общепсихологического понимания пришло представление о человеке как о психотипе, в котором структура личности представлена в интегральной целостности психических процессов, состояний и свойств. На этом фоне практически значимые исследования социальной психологии в основном касаются проблемы социальной детерминации личности, которая выступает в качестве активного субъекта деятельности и общения преимущественно вне биосоматических и психофизиологических параметров; исследовательское внимание фиксируется и на проблемах внутренней противоречивости личности, на проблемах самосознания и самовоспитания. Существующая известная противоречивость в отношении понимания социальной природы личности, отраженная в многочисленных исторических и современных полемиках о предмете социальной психологии не помешала признанию существования социально обусловленных характеристик личности и формирования определенных личностных черт в результате социального воздействия, что безусловно является специфическим аспектом практической социальной психологии личности.
Задача теоретического социально-психологического исследования личности в процессе складывания этой предметной области заключается в необходимости раскрытия структурной сложности личности, которая есть одновременно субъект и объект общественных отношений. При этом характеристика личности рассматривается в большей степени как продукт социальных обстоятельств и социальных взаимоотношений (например, - в национальных, классовых, профессиональных детерминационных спецификах; в общественно-исторических формах проявления активности; в культурных моделях самосознания и т.п.). Одновременно, личность рассматривается и как форма социальной сути человека, усвоившего социальные влияния в процессе социализации, и реализованной в конкретных группах и определенной деятельности. В целом социально-психологический подход к исследованию личности связан с рассмотрением традиционных проблем общения и деятельности, с проблематикой малой и большой группы, но представленной как бы с другой стороны, т.е. со стороны личности.
Собственносоциальная психология личности начинается, с одной стороны, с выделения человеком самого себя из окружающей среды, что позволяет ему субъективно переживать собственные психические состояния, с другой стороны, человек может сам для себя стать объектом внимания, объектом самопознания. Такой субъект-объектный подход к самому себе выделен в науке с помощью специфического слова "Я" и своеобразной философско-психологической "Я-концепции", которая объединила гносеологические образы "видения человеком самого себя". Считается, что именно "Я-концепция" поддерживает социальность человека, определяя его навыки общения и деятельности, поскольку она существует как относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений о самом себе. Образ "Я" целостная, но не лишенная противоречий конфигурация когнитивных (способности, социальной значимости и т.п.), эмоциональных (самоуважение, себялюбие, самоуничижение) и оценочно-волевых (завоевание уважения, стремление повысить самооценку) структурных образований. Противоречивость может развиваться при несоответствии реального образа "Я" и идеальных представлений человека о себе. Динамическое "Я" (намерение кем-то стать) и фантастическое "Я" (мечтание о практически невозможном) могут еще больше запутать или осложнить отношение человека к самому себе, обществу, миру. Считается, что адекватная "Я-концепция" формируется в процессе общения и деятельности и непосредственно принадлежит феномену социально "зрелой личности"[1].
"Я-концепции" неизменно сопутствуют такие социально-психологические образы как "самооценка" и "самосознание". Считается, что самооценка является:
- важным регулятором поведения и самочувствия человека;
- от нее зависят взаимоотношения с другими людьми, критичность и требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам;
- она в целом определяет эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности человека.
С самооценкой связаны такие параметры в характеристике личности как "уровень притязаний", определяемый степенью трудности целей, которые человек ставит перед собой. Существенное расхождение притязаний и реальных возможностей личности может породить социально-психологические деформации (повышенную тревожность, неадекватность в общении, целевую дезинтеграцию и т.п.). В исследованиях по самооценке внимание традиционно направлено на связи самооценки с социальным и внутриличностным познанием и влияние ее на межличностные отношения и мировосприятие человека[2].
Сознание индивидуального образа "Я" (формирование идентичности) начинается с детства; оно подвержено множеству факторов и зависит от влияния на становление личности близкого и дальнего окружения (родителей, друзей, родственников, учителей и др.), от жизненного опыта, образования, от способности к самонаблюдению и "зеркальным" оценкам других людей и от других способностей и возможностей конкретного человека. В самоидентификацию входит также способ "организации" позитивной и негативной памяти о себе у человека, например, эмоциональные и когнитивные приоритеты запоминания плохого или хорошего, успешного или неудачного.
Социальная идентичность причастна процессу социализации. Она связана с социальным воздействием и социальным влиянием на становление личности. Она также связана со способностью сравнивать себя с другими людьми (социальное сравнение), с практикой отнесения себя к определенной группе или обществу (социальная стратификация) как с практикой и переживанием особого чувства "мы", некой социально-психологической общности. Здесь же осознается причастность к "своим" и противопоставление "чужим" в опыте социальных отношений (начиная от этнической принадлежности до принадлежности к конкретной семье, например)[3].
В осознании самого себя обязательно присутствует практикасаморегуляции личности как компонент самоуправления. Действенной спецификой самоуправления считается выполнение того, что было намечено человеком при планировании жизнедеятельности (иначе, воплощение замыслов). В саморегулировании активное участие принимает действующая "Я-концепция" конкретного человека. В силу собственной многогранности личность может использовать ту или иную сторону своего "Я" в отношении любой частной ситуации и направлять свое социальное поведение в нужную сторону; при этом специфические аспекты ее идентичности активизируются при выполнении тех или иных социальных ролей. В саморегуляции участвует еще и "вера в самоэффективность" или ожидания по поводу собственных возможностей достижения определенных целей[4].
Рассматривая общую проблему самосознания в социальной психологии, следует отметить, что исследователи часто осуществляют деление самосознания на частное и общественное. Частное самосознание принадлежит сфере внутренних аспектов "Я" человека; общественное самосознание у личности возникает по поводу неких общественных аспектов "Я". Включение аспектов частного или общественного самосознания в действующую "Я-концепцию" взрослого человека может быть обусловлено какими-нибудь внешними или внутренними стимулами, которые обнаруживаются при саморефлексии. Причины индивидуальных различий в самосознании обусловлены жизненным опытом в период формирования личности, принадлежностью к индивидуализированной или коллективистской общественной культуре. В исследовательской практике социальные психологи больше интересуются не причинами, а последствиями включенности частных или общественных аспектов самосознания и их влиянием на социальное поведение и социальное самочувствие человека.
В социальной психологии среди наиболее популярных исследовательских проблем особое место занимает аспект, направленный на выяснение того, каким образом и в каких конкретно группах личность усваивает социальные влияния и как личность реализует свою социальную сущность. Для ответа на этот вопрос обязательно исследуется групповая среда, в которой пребывает личность. В отличие от простого изучения групп, что также характерно для исследовательской проблематики социальной психологии, здесь внимание обращено на весь комплекс вопросов возможной социальной детерминации личности вместе с общей проблемой межгрупповых и внутригрупповых отношений. Самое главное в такой работе, - это выявление закономерностей, которым подчиняются поведение и деятельность личности, включенной в конкретную социальную группу. При этом можно рассматривать все исследовательские параметры для группы, но в обратном значении их влияния на конкретную личность (например, лидерство в группе с точки зрения самого лидера или отдельных членов группы, которые имеют мнение о лидере, отличное от группового; или групповые нормы и ценности в их влиянии на конкретных членов группы).
Перспективы исследований личности в социальной психологии связаны с исследованием "социально-психологических качеств" конкретной личности не в стадии пассивного формирования и усвоения, а в стадии активного освоения всей суммы социальных связей в обществе, где протекает жизнедеятельность разнообразных групп.
.