Тема 39. Психология внимания: феноменология, закономерности функционирования, пути развития. (наверх)

Тема 39. Психология внимания: феноменология, закономерности функционирования, пути развития. (наверх) - student2.ru Также как с памятью 39 тема – классические исследования, 40 – современные. Где можно найти связь памяти с вниманием. Если представляем стадиальную схему переработки информации, то по-крайней мере в двух местах необходимо внимание. Первое – на самых ранних этапах переработки информации и этот этап называют ранней селекцией. В классическом определении внимания это этап отбора материала. И можно представить ещё одно место – это переход от память рабочей к перманентной. Назывался артикуляционной петлёй или центральным процессором слежения. Это этап поздней селекции[573] материала. Это этап сосредоточенности на материале или удержание его в сознании.

1. Сам термин внимание имеет в психологии особую судьбу. То он объявлялся центральным, как в первых исследованиях Вундта и Титченера. То есть с одной стороны это постоянно присутствующий вездесущий факт. Внимание хотя бы непроизвольное. И с другой стороны именно внимание понимается как уникальное состояние. Быть внимательным вообще-то говоря неестественно. И в этом втором случае внимание есть уникальный артефакт.

2. Процессы внимания связаны с настоящим (актуальным) опытом. Поэтому нередко случается так, что явление внимания и субъект и исследователь как бы не замечает, сводит к другим. Гештальтпсихолог например рискует вообще отрицать понятие внимания. Отбор и сосредоточение. Выделение и есть факт перцептивной организации, которая определяется объективными факторами. Каков стимул такова и фигура, т.е. внимание сводится к восприятию. В учебниках для педагогов раздел внимание порой убран вообще как нечто слишком сложное.

3. Проблема внимания есть пробный камень любой психологической концепции, лакмусовая бумажка. От объяснения внимания во многом зависит и объяснение других феноменов.

Первый вопрос. Возможные определения внимания и его основные эффекты.

Мы строим наш курс на общепсихологической теории деятельности, предложенной Леонтьевым. И в этой теории мы вообще-то не встречаем подробных разработок проблемы внимания. Но такие разработки есть. Конкретно, Ю.Б.Гиппенрейтер предлагала свою разработку в духе Бернштейна и Леонтьева. Её ученики и сотрудники разрабатывали нередко критически.

Однажды к некоторому учителю Дзен пришёл малоопытный ученик с вопросом о чём-то самом главном в психической деятельности (о внимании). Первый ответ был такой: «внимание». Второй ответ: «внимание». Третий ответ: «внимание». Внимание – это внимание, сказал учитель Дзен. И тогда предположим, что это был учитель Леонтьев. И что бы Алексей Николаевич мог сказать вместо этих трех ответов. А то, что внимание изучается на трех различных уровнях и каждый раз определяется по-своему.

Первый уровень – это операции. С этой точки зрения внимание – это природный механизм, работающий непроизвольно. Этот механизм исследователи пытались осознать и управлять им. Тем не менее во главу угла кладутся данные по природе непроизвольные факты. Второй уровень – действий. Внимание – это функционально организованный орган, функциональная система, сформированная для решения определенных задач. И наконец последователи Гиппенрейтер могут пояснить третий уровень внимания, это определение на уровне деятельности постепенно станет основным. Внимание – это деятельность по необходимому преобразованию функциональных органов, по сознаванию причин их функционирования.

Дадим определение внимания по всем тем классикам, которых мы будем касаться. Каждое определение в строгом контексте, который будет оговорен далее в теме.

1) В.Вундт. Маленькая цитата: «Внимание и апперцепция суть два выражения одной и той же психологической сущности. Первое из этих выражений мы выбираем преимущественно, чтобы обозначать субъективную сторону этой сущности, сопровождающие чувства ощущения. Вторым мы главным образом указываем на объективные результаты, изменение в свойствах содержания сознания». Внимание – это процесс апперцепции, сопровождаемый чувством деятельности.

2) Э.Титченер. Внимание – это атрибут, т.е. неотъемлемое свойство процессов сознания – сенсорная ясность. На самый важный вопрос «существует ли внимание как самостоятельная активность?» Вундт отвечает положительно, а Титченер - отрицательно, для него внимание лишь свойство сознания, а не какая-либо самостоятельная сущность.

3) У.Джемс. «Каждый знает, что такое внимание. Это пристрастное осуществляемое посредством умственной деятельности обладание в ясном и четком виде одним из нескольких как кажется одновременно возможных рядов мысли. Фокусировка концентрация сознания суть внимания. Это означает отказ от каких-то вещей чтобы эффективно заниматься другими.» Внимание – это функция селекции, происходящей путём настройки органов чувств и преперцепции объекта. Перцепция – восприятие. Преперцепция – предварительное восприятие. Сначала воспринимаем, потом понимаем. Знаменитый пример. Лектор читает лекцию и лекция, пожалуй, скучновата и в зале стоит определенный уровень шума. Но Джемс говорит, что стоит лектору даже задумать рассказать какую-то интересную историю (например, анекдот). И он ещё казалось бы не начал свой рассказ, а в зале уже тихо. Это и есть преперцепция.

4) Т.Рибо. Вундт и Титченер говорят о внимании в связи с сознанием. Джемс – в связи с жизнедеятельностью вообще (внимание – это функция селекции), в рамках функционального подхода. А вот Рибо рассматривает внимание в контексте его культурного развития. Именно Рибо сказал, что быть внимательным неестественно. Естественное состояние сознания – полииидеизм, когда сам объект ведёт за собой процесс нашего внимания. Внимание – это сознательное состояние относительного моноидеизма, сопровождаемое и обеспечиваемое задержкой естественного процесса (других представлений).

Обычно автор Рибо ассоциируется у исследователей внимания с Н.Н.Ланге. Основание для такой связи в том, что и тот и другой считаются авторами моторных теорий внимания. Внимание связано с очень многими сферами психической активности человека (с мотивацией например). Но прежде всего управлять вниманием можно через управление движением.

5) Н.Ланге. Внимание – это целесообразная реакция организма, моментально улучшающая условия восприятия. Именно Ланге лучше и полнее других в специальном учебнике описал эффекты внимания.

Основные эффекты внимания. Прежде всего поясним слово эффект – это последствие, результат, связанный с психическим опытом (что воспринимаем, пытаемся осмыслить и т.д.). Есть проблема первичного эффекта внимания, с чего начинать. Главный эффект состоит в том, что определенное представление занимает господствующее положение в сознании, отвергая другие представления. Довольно близкостоящие второстепенные эффекты. а) аналитический (разъясняющий). Когда представление занимает господствующее положение, к нему внимание привлечено, то последствием является лучшее выделение деталей. Можно использовать здесь вундтовский термин отчетливость. В продолжении далее этого пункта можно заметить и негативный эффект – деструктурирующий. Если, например, какой-то человек без особой надобности станет анализировать буквально все свои действия (даже автоматизированные), то может произойти акт деавтоматизации[574]их. б) фиксирующий. Обычно внимание (естественное, непроизвольное) неустойчиво, определяемое свойствами объекта. Но данное представление обладает устойчивостью, прежде всего во времени. в) усиливающий. Титченер и Вундт этот эффект именуют ясностью, в отличие от смутности, характеризующей периферию сознания. Как синоним в литературе встречается повышение интенсивности представления.

Пока описаны лишь эффекты связанные с содержанием сознания, а внимание проявляется и в поведении и связано с выразительными движениями[575] и с моторной сферой вообще. Так поставленный вопрос становится не только об эффектах, но и о критериях внимания. В проблематике воли эти критерии уже были указаны. Сейчас о них шире в опоре на труд Гиппенрейтер. Тоже три группы.

а) Феноменальные или субъективные критерии, внутренние по отношению к опыту субъекта. По Вундту основными критериями внимания являются ясность и отчетливость содержаний сознания. Кроме того в определении Вундта речь идёт не только об объективной стороне психического явления, но и о субъективной, именуемой чувством активности субъекта.

б) Продуктивные критерии, исполнительные. Процесс внимания обеспечивает деятельность, продуктом которой является повышение продуктивности (о котором можно судить по чисто количественным данным, скажем скорости выполнения того или иного акта) и уменьшение количества ошибок. Основная диагностическая база изучения явлений вниманий основывается именно на данном критерии безошибочности.

в) Внешнетелесные выражения. Это вообще-то говоря вся совокупность свойств ориентировочного рефлекса (приспособительные движения, изменение мимики и пантомимики, задержка дыхания, сосудодвигательные изменения). Прежде всего следует подчеркнуть приспособительный характер. Этот критерий подчеркивают в частности Рибо и Ланге. Развитие внимания есть овладение данные естественными движениями. Это та единственная область нашей моторики, которая нам подвластна.

Добавим ещё несколько отдельных факторов. Высшая степень внимания (сосредоточенности, концентрация) имеет свой обратный полюс – это рассеянность. С одной стороны, это отсутствие внимания, с другой стороны выделяют мнимую рассеянность (когда человек поглощен определенной деятельностью и отторгаются даже привычные действия; например профессорская рассеянность). Например, когда чистишь зубы вдруг пеной для бритья, то это может быть эффектом предельной концентрации в другой области. Намеренное обращение к каким-то своим телесным переживаниям (быть может, болезненным) их усиливает, что интересно психотерапевтам. Бывает так, что внимание к эмоциональному переживанию разрушает его. На стадии зарождения можно разрушить реакцию гнева, если обратить на неё внимание. Многие считают, например, что привлечение внимания к своей тревожности усиливает её. Тревожность есть первый этап проявления интереса к объекту. И, конечно, она может усилиться. А если путем психотехники эту тревожность снять, за ней откроется взволнованность, подлинный интерес к объекту.

Проблема существования внимания как самостоятельного психического явления. Все авторы, кто выделяют эффекты внимания, признают, что внимание как самостоятельная сущность всё же может быть выделено. Или по-крайней мере является фундаментальным свойством сознания.

Наши рекомендации