Оценка направленности личности. Методика Кейрси.
Теоретическая основа
Термин «личность» (personality) происходит от латинского слова persona, первоначально обозначающее маску трагического или комического характера, надеваемую актёром во время театрального представления в древнегреческой драме. В современной зарубежной психологии существуют разнообразные подходы к определению понятия личности. Например:
Карл Роджерс - описывал личность как субъективно воспринимаемую сущность, сердце наших переживаний.
Гордон Олпорт – личность - внутреннее нечто, определяющее характер взаимодействия человека с миром.
Эрик Эриксон - личность как результат разрешения психосоциальных кризисов.
Джордж Келли – личность - присущий каждому уникальный способ осознания жизненного опыта.
Альберт Бандура - личность - сложное и непрерывное взаимодействие индивидуума, поведения и ситуации.
Несхожесть всех этих подходов к определению понятия личности показывает, что содержание личности с позиции разных теоретических представлений более многообразное, чем концепции «внешнего социального образа». Все подходы к тому или иному пониманию личности зависят от теоретических представлений.
Структура личности
Каждая персонологическая концепция имеет дело с относительно неизменными характеристиками, которые люди проявляют в различных обществах и в разное время. Простой пример структурной концепции - черта личности. Черта рассматривается как устойчивое качество и склонность человека вести себя определённым образом в разных обстоятельствах. Гордон Олпорт и др. полагали, что структуру личности лучше представить в терминах черт, лежащих в основе поведения. Другие авторы описывают структуру личности при помощи концепции типа личности. Тип личности описывается с помощью совокупности различных черт, образующей самостоятельную категорию с чётко очерченными границами (интраверты и экстраверты).
Теоретический анализ самоактуализации как условие формирования социально-личностных компетенций.
Проблема критериев личностного роста – таких характеристик человека, по которым можно было бы судить о степени его психологического развития, впервые была поставлена в рамках гуманистического направления психологии А. Маслоу в 60-е годы прошлого века. С тех пор и в России, и за рубежом разные исследователи периодически обращались к этой теме, но, несмотря на это и на сегодняшний день как не существует четкого понятия «личностный рост», так и не существует четко выделенных и общепринятых критериев личностного роста. Настоящий параграф представляет собой попытку проанализировать и сопоставить представления различных зарубежных и отечественных авторов – теоретиков и практиков о данной проблеме.
Рассмотрим более подробно те критерии, которые выделяются зарубежными авторами, т.к. именно они носят в большей степени практический характер.
А. Маслоу принадлежит введение нового понятия, которое более объективно отражает, по его мнению, сущность растущей, самоактуализирующейся личности. Это понятие - «полная человечность». Вводя его вместо понятия «психологическое здоровье», А. Маслоу предлагает вместо понятия «невроз» ввести понятие «снижение человечности». Предложение введения подобного рода терминов стало вынужденным ввиду убежденности А. Маслоу в изучении самоактуализирующихся психически здоровых людей в качестве основы для более универсальной психологической науки. По его мнению, изучение увечных, нездоровых людей может сделать психологию «увечной». Для нас важны рассуждения А. Маслоу о том, что чтобы изучать психологическое здоровье и зрелость, а, следовательно, и проблему личностного роста нужно исследовать наиболее зрелых, творческих, интегрированных людей.
А.Маслоу отмечал, что самоактуализировавшиеся люди, которых он изучал, не были совершенны и даже не были свободны от крупных ошибок. Им могут быть свойственны многие проблемы средних людей: чувство вины, тревожность, печаль, внутренние конфликты и т.д. Кроме того, сильная приверженность избранной работе делает их подчас безжалостными в стремлении к своей цели, работа может вытеснять другие чувства или потребности. Несмотря на все эти несовершенства, самоактуализирующиеся люди рассматривались А. Маслоу как «великолепные образцы психического здоровья. По крайней мере, они напоминают нам, что потенциал психологического роста человечества гораздо выше, чем тот, которого мы достигли» (Маслоу. Мотивация и личность).
А. Маслоу обнаружил, что некоторые из самоактуализирующихся индивидуумов стремились испытывать много «пик-переживаний», в то время как другие сталкивались с ними редко, если вообще сталкивались. Он пришел к различению самоактуализирующихся людей, психологически здоровых, продуктивных, но с незначительным опытом трансценденции или вообще без такового, и людей, для которых трансцендентный опыт является важным или даже центральным.
А. Маслоу писал, что люди, трансцендирующие самоактуализацию, чаще сознают мистичность всего, трансцендентное измерение жизни, среди повседневной деятельности. «Пик» или мистические переживания расцениваются ими как наиболее важный аспект их жизни. Они мыслят более холистично, чем «только здоровые» самоактуализирующиеся люди, они более способны трансцендировать категории прошлого, настоящего и будущего, добра и зла, воспринять единство за кажущейся сложностью и противоречивостью жизни. Это скорее новаторы и оригинальные мыслители, чем систематизаторы идей других. По мере развития знания в них развивается и чувство смирения и невежества, они воспринимают вселенную с увеличивающимся трепетом. Трансцендирующие люди более склонны считать себя носителями своих талантов и способностей, поскольку они менее эгоистично вовлечены в свою работу.
Не каждый, имевший мистические переживания, является трансцендирующим самоактуализатором. Многие люди, которым доступны мистические переживания, не обладают психологическим здоровьем и продуктивностью, которые А. Маслоу считает существенным свойством самоактуализации.
А. Маслоу (7) считает, что стремление к более высоким целям само по себе свидетельствует о психическом здоровье. Пытаясь перейти от «обыденного» понимания самоактуализации к «научному определению», Маслоу провел эмпирическое исследование с целью выявить характерные особенности (критерии) самоактуализирующейся личности. Не претендуя на строгое соблюдение требований валидности, надежности и репрезентативности, А. Маслоу выделил в качестве таких критериев следующие:
1. Эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотношения с ней. Такие личности видят действительность такой, какая она есть. Не позволяют страху повлиять на свою оценку. Без труда обнаруживают фальшь и нечестность в личностных взаимоотношениях. Ожидания, тревоги, стереотипы, ложный оптимизм и пессимизм не искажают их восприятия. Они не боятся проблем, которые не имеют однозначных решений, приветствуют сомнения, неопределенность, поиск.
2. Принятие себя, других, мира: особенно подчеркивается, что самоактуализирующиейся личности не чуждо ничто человеческое (животное). Важно то, что они видят и принимают себя, реальность такими как есть и негативное, и позитивное.
3. Спонтанность, простота, естественность (мыслей, побуждений, поведения). Они соблюдают ритуалы условностей, но с добрым юмором и максимальным изяществом.
4. Сосредоточенность на проблемах внешнего порядка в противовес эгоцентрическим тенденциям. Это «способность вознестись над обыденностью, умение отрешиться от частностей, расширить горизонты восприятия, посмотреть на вещи в перспективе», с точки зрения вечности.
5. Отстраненность; потребность в уединении, т.е. «способность к самостоятельным решениям, самоуправлению, к тому, чтобы быть сильным, активным, ответственным, решительным субъектом своих действий, а не куклой в руках других людей», а также способность спокойно и безболезненно переносить одиночество.
6. Автономность, независимость от культуры и среды; воля и активность. Опора на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития. Высокая система самоуправления и «свободы воли».
7. Непосредственность оценок, свежий взгляд на вещи. Рассматриваемая категория людей обладает способностью оценивать по достоинству даже самые обычные события в жизни, при этом, ощущая новизну, умением радоваться жизни, ценить прекрасное. Каждый день жизни богат, это захватывающее и волнующее событие в жизни. Они редко жалуются на скуку, неинтересную жизнь.
8. Вершинные и мистические переживания. Такие люди испытывают сильные волнения, моменты высокого напряжения, а также расслабления, умиротворения, блаженства и толкования. Они чувствуют большую гармонию с миром, выходят за пределы своего "Я".
9. Чувство общности с человечеством. Такие люди сострадают, симпатизируют и любят человечество. Им присуще стремление помочь другим улучшить себя.
10. Глубокие межличностные отношения. В них проявляется способность полностью забыть о себе, о своих нуждах, слиться с близким человеком, раствориться в нем, стать его частью.
11. Демократическая структура характера. Самоактуализирующийся человек освобожден от предрассудков в общении с другими людьми, уважает всех людей, независимо от ранга, статуса, с готовностью учится у других, не проявляя стремления к превосходству.
12. Умение отличать средство от цели, добро от зла. Такие люди придерживаются правовых и этических норм. Они умеют получать удовольствие от самого процесса деятельности, а не от достижения цели.
13. Философское доброжелательное чувство юмора. Их юмор состоит из высмеивания реальных человеческих недостатков. Но это не смех превосходства или враждебный смех, способствующий причинению вреда другому.
14. Способность к творчеству как естественный способ выражения потребностей личности к живому восприятию всего нового. При этом творчество не зависит от того, чем человек занимается.
15. Сопротивление насильственным культурным влияниям, трансценденция культуры. Самоактуализирующиеся личности не принимают безоговорочно ту культуру, к которой они принадлежат, достаточно критично относясь к ней, выбирая из нее хорошее и отвергая плохое. Они не склонны к бездумному бунтарству, но ощущают себя в большей степени представителями человечества в целом, чем представителями всей страны.
А. Маслоу писал, что в основании ценностей самоактуализирующегося человека лежит его философское отношение к жизни, его самопринятие, самодостаточность. Одним из следствий такого отношения к жизни, к миру А. Маслоу называет свободу воли: «в чем бы не состоял выбор, он делает его легко и свободно».
Э. Фромм в своей работе «Иметь или быть» дает описание «нового человека», весьма схожего по своим характеристикам с самоактуализирующейся личностью по А. Маслоу. Э. Фромм рассматривает «нового человека» через призму своей концепции «социального характера», которая, в том числе, связана с проблемами саморазвертывания внутренних потенций человека ради полноценной и творческой жизни.
Каковы же эти характеристики, которые, по нашему мнению, могут рассматриваться как критерии личностного роста? Э. Фромм выделяет следующие качества, которые входят в структуру характера «нового человека»:
- готовность отказаться от всех форм обладания ради того, чтобы в полной мере быть;
- чувство безопасности, чувство идентичности и уверенности в себе;
- полная независимость и отказ от вещизма для плодотворной деятельности, направленной на служение людям и радость, получаемая от этого;
- ощущение себя на своем месте;
- любовь и уважение к жизни во всех ее проявлениях;
- стремление умерить, насколько возможно, свою алчность, ослабить чувство ненависти, освободиться от иллюзий;
- отсутствие идолопоклонства в жизни;
- способность к любви наряду со способностью к критическому, реалистическому мышлению;
- освобождение от нарциссизма;
- понимание высшей цели жизни: всестороннее развитие человека и его ближних;
- развитое воображение, как предвидение реальных возможностей положить конец невыносимым условиям жизни;
- стремление не обманывать других, но и не быть обманутым;
- все более глубокое и всестороннее самопознание;
- ощущение своего единения с жизнью, стремление понять природу и жить в гармонии с ней;
- свобода, как возможность быть самим собой, а не как произвол;
- понимание зла и разрушения, как следствия неправильного развития;
- понимание того, что не всем дано достичь совершенства по вышеназванным пунктам, и в тоже время отсутствие амбициозного стремления достичь цели, т.к. подобные амбиции выражают, но только по-иному, алчность и ориентацию на обладание;
- счастье всевозрастающей любви к жизни, независимо от того, что уготовано судьбой.
Э. Шостром эмпирическим путем установил характеристики человека-манипулятора: ложь (фальшь и мошенничество), неосознанность (апатия и скука), контроль (закрытость и намеренность) и цинизм (безверие), - и в противовес выдвинул следующие основные критерии актуализирующейся личности:
- честность (прозрачность, искренность, аутентичность), как способность быть честным в любых чувствах, какими бы они не были;
- осознанность (отклик, жизненаполненность, интерес), как способность самостоятельно сформировать свое мнение о произведениях искусства, о музыке и о всей жизни в целом;
- свобода (спонтанность, открытость), как свобода выражать свои потенциалы и быть хозяином (субъектом) своей жизни;
- доверие (вера, убеждение), как глубокая вера в других и себя, стремление установить связь с жизнью и справиться с трудностями здесь и теперь.
В трансактном анализе, исходя из представлений человека о себе, о своей жизни, о способах реализации своей жизни всех людей разделяют на Выигрывающих и Проигрывающих. Выигрывающий – это тот, кто аутентично (подлинно) смотрит и реагирует на все как личность и как член общества, проявляя доверие, заботу, ответственность и искренность. Проигрывающий – это тот, кому не удается быть аутентичным. Под термином «Выигрывающий» не следует понимать человека, который заставляет кого-то проигрывать.
Термин «Выигрывающий» может быть взят нами как ключевой для раскрытия критериев личностного роста. А стремление стать Выигрывающим является, по нашему мнению, мотивирующим фактором на пути к личностному росту.
М. Джеймс и Д. Джонгвард в своей работе «Рожденные выигрывать» представляют характеристику Выигрывающих. Мы же попытаемся ее структурировать. Итак, к критериям личностного роста в трансакционном анализе относятся характеристики Выигрывающих, которые включают в себя:
1. Аутентичность, как возможность быть собой; что предполагает сознательное разрешение себе быть личностью, реализуя свою неповторимую индивидуальность. Аутентичная личность отвергает жизнь в иллюзорном мире представлений о том, какой она могла бы быть, если бы не. Аутентичный человек не предъявляет претензий к другим людям, не пытается манипулировать ими. Он умеет оставаться самим собой, не стремясь создать приятный, вызывающий или соблазнительный образ, не соответствующий действительности. Выигрывающие в представлениях о себе исходят из существующих реалий, правильно учитывая собственные достоинства и собственные недостатки.
2. Независимость, при том в течение долгого времени. И даже если возникают препятствия, Выигрывающие не теряют веру в себя. Они могут восхищаться и уважать других людей, но они никогда не зависит от них полностью и никогда не испытывают благоговения перед другими.
3. Самостоятельность мышления. Выигрывающие не боятся самостоятельно мыслить и применять свои знания, способны отделять факты от мнений и, прислушиваясь к мнению других, приходят к своим собственным заключениям.
4. Ответственность за собственную жизнь. Выигрывающие не разыгрывают из себя беспомощного и не играют в обвинителя. Выигрывающие свободны от догм и ложных авторитетов, поскольку сами для себя достаточно авторитетны.
5. Реагирование на все адекватно ситуации. Реакции Выигрывающих зависят от посланного сообщения, но при этом оберегаются значимость, благополучие и достоинство других людей.
6. Правильное использование своего времени. Выигрывающие адекватно реагируют на события, правильно используют свои способности и свое время, не позволяя себе жить ни розовым будущим, ни безмятежным прошлым. При этом они не сбрасывают со счетов свое прошлое и не пренебрегают планами на будущее. Выигрывающие живут и действуют по принципу здесь и теперь, делая своевременные выводы после неизбежных для каждого человека промахов и падений.
7. Понимание своих чувств и ограничений. Выигрывающие осознают, когда они раздражены, и могут выслушать другого, когда тот раздражен. Они могут влиять на других и поддаваться влиянию, способны любить и быть любимыми.
8. Непосредственность. Выигрывающие умеют быть искренними и непосредственными, получая удовольствие от работы, природы, еды, секса. Они как без чувства ложной скромности радуются собственным достижениям, так и без чувства зависти радуются достижениям других.
9. Забота о других. Выигрывающие - это полнокровные и жизнеспособные люди, которые не ограничиваются только собственными интересами. Состояние общества, положение страдающих и слабых для Выигрывающих часто более важны, чем собственная жизнь. Они живут для того, чтобы сделать мир лучше.
Формирование Выигрывающих и Проигрывающих начинается в раннем детстве, когда от полной зависимости ребенок (подросток) пытается перейти к полной независимости, а затем, по мере получения жизненных уроков, с приобретением зрелости — к независимости.
Э.Эриксон в своих представлениях об идентичности выделяет следующие ее аспекты, которые, по нашему мнению, также могут служить критериями личностного роста:
1. Индивидуальность – сознательное ощущение собственной уникальности и собственного отдельного существования.
2. Тождественность и целостность – ощущение внутренней тождественности, непрерывности между тем, чем человек был в прошлом и чем обещает стать в будущем; ощущение того, что жизнь имеет согласованность и смысл.
3. Единство и синтез – ощущение внутренней гармонии и единства, синтез образов себя и детских идентификаций в осмысленное целое, которое рождает ощущение гармонии.
4. Социальная солидарность – ощущение внутренней солидарности с идеалами общества и подгруппы в нем, ощущение того, что собственная идентичность имеет смысл для уважаемых данным человеком других людей и что она соответствует их ожиданиям и восприятию.
С критериями личностного роста в гештальттерапии Ф. Перлза неразрывно связаны понятия зрелости и здоровья. Здоровый индивид характеризуется расширенной сферой самосознания и более углубленным осознаванием, как собственного Я и своих отношений с миром, так и объективного мира. Он осуществляет свободные контакты, открытые и прямые. Это хорошо интегрированный человек, который способен жить в заинтересованном контакте со своим обществом, не будучи поглощенным им, но и не отчуждаясь от него. Такой человек опирается на себя самого, т.к. понимает отношения между собой и обществом. Он чувствует контактную границу между собой и обществом и оставляет себе то, что принадлежит ему. Это целостная личность обладающая способностью к адекватному реагированию на ситуацию, не прибегая к различным механизмам защиты. Он свободно осуществляет "контакт-уход", осознает внешнюю и внутреннюю зоны, удовлетворяет свои потребности и развивается. Он знает о собственной способности выбирать средства удовлетворения потребностей, когда потребности возникают. Он способен принять на себя ответственность за свои чувства, действия и жизнь в смысле самостоятельного ее изменения. При достижении зрелости у человека отпадает необходимость манипулировать другими людьми для удовлетворения своих желаний т. к. все стороны жизни он может обеспечить себе сам в открытом общении. [Перлз Ф. Гештальт-Подход и Свидетель Терапии. – М.: Либрис, 1996.] (Романенко О.К., 1995; Перлз Ф., 2001; Польстер И., Польстер М., 1997; Фрейджер Р., Фейдимен Д. 2001).
Критерии личностного роста, в представлениях Г.Олпорта, также как и в гештальттерапии связаны со зрелостью личности. Г.Олпорт заключал, что психологически зрелый человек характеризуется следующими чертами: наличием у него широких границ «Я», способностью к теплым, сердечным социальным отношениям; демонстрированием эмоциональной неозабоченности и самоприятия, реалистичного восприятия, опыта и притязаний, способности к самопознанию и чувства юмора; обладанием цельной жизненной философией.
К. Роджерс высказал идеи о критериях личностного роста, выраженных им в характеристиках «полноценно функционирующего человека», живущего «хорошой жизнью». Термин «полноценно функционирующий» используется К. Роджерсом для обозначения людей, которые используют свои способности и таланты, реализуют свой потенциал и движутся к полному познанию себя и сферы своих переживаний.
К. Роджерс определил пять основных личностных характеристик, общих для полноценно функционирующих людей:
1. Открытость опыту. Двигаясь от полюса защитных реакций к полюсу открытости своему опыту, человек становится полностью открытым для переживаний, способным слышать себя. Он открыт любым своим чувствам: будь то чувство страха, упадка духа, боли, или чувства смелости, нежности, благоговения. Он свободно, без искажения и отрицания может жить своими чувствами, свободно осознавая их.
2. Полнокровная жизнь в каждый ее момент, т.е. бытие «здесь и теперь». Это выражается в том, что, скорее «Я» человека и его личность возникают из опыта, а не опыт, искажаясь, преобразуется, чтобы соответствовать заранее заданной жесткой структуре «Я». При этом опыт воспринимается каждый раз как свежий, уникальный и отличный от того, который был ранее. Т.е. люди, живущие хорошей жизнью, обнаруживают структуру своего опыта в процессе его переживания.
3. Доверие организмическому процессу. Становясь все больше открытыми своему опыту, полноценно функционирующие люди обнаруживают, что они все больше могут доверять своей цельной организмической реакции на новые ситуации, а не опираться на социальные нормы, заложенные какой-то группой или институтом, или чьи-то суждения, или на то, как они вели себя раньше в подобных ситуациях. Они могут интуитивно решить, как вести себя в сложных человеческих отношениях, что приводит к правильному поведению.
4. Свобода выбора в жизни. Полноценно функционирующие люди в состоянии делать свободный выбор в социально-детерминированных условиях и отвечать за него. И это тот выбор, который будет наиболее глубоко их удовлетворять.
5. Творчество. Продукты творчества и творческий образ жизни присущ полноценно функционирующим людям, ввиду их восприимчивой открытости миру и способности формировать новые отношения с окружающими. Такие люди не обязательно полностью приспособлены к культуре, и, почти, несомненно, не являются конформистами. Но, для удовлетворения своих потребностей они будут жить в любой культуре, созидая и в гармонии.
Р. Мэй, характеризуя здоровую, полноценно функционирующую личность, опирается на следующие критерии:
- свобода личности, и связанная с нею ответственность за свои поступки, решения и за конечный итог своей жизни. При этом главным свойством, определяющим личность и равнозначным свободе, является наличие творческих возможностей;
- индивидуальность, которая предполагает обретение своего истинного «Я» и обретение мужества стать этим «Я». Т.е. это способность принять себя и быть самим собой;
- социальная интегрированность, предполагающая готовность принять на себя социальную ответственность, найти мужество, которое дает возможность освободиться от неотступного чувства неполноценности, направить стремление в социально полезное русло;
- духовность, заключающаяся в освобождении от патологического чувства вины и способности достойно принимать и делать устойчивым то духовное напряжения, которое присуще природе человека.
Подход К. Хорни к определению критериев самоактуализирующейся личности, представлен в ее работе «Невроз и развитие личности». Она особое место придает принятию пациента себя таким, каков он есть, со своими трудностями, а также принятие им своей работы над собой в качестве интегральной части жизненного процесса. При этом эта работа, по К. Хорни, затрагивает все, что входит в самореализацию и может, по нашему мнению, служить критериями личностного роста. По мнению К. Хорни, самореализация затрагивает три жизненные сферы: саму личность, социум, работу. Таким образом, критерии самореализуемой личности она идентифицирует по отношению к себе, по отношению к другим людям и по отношению к работе.
По отношению к себе означает стремление:
- к более ясному и глубокому переживанию своих чувств, желаний и убеждений;
- к большей способности открывать собственные ресурсы и использовать их для достижения позитивных целей;
- к более ясному восприятию собственного направления в жизни, с принятием на себя ответственности за себя и свои решения.
По отношению к другим означает стремление:
- к подлинным чувствам в отношениях с другими;
- к уважению других людей как индивидуумов с их собственными правами и их собственным своеобразием;
- к развитию духа взаимности (взамен использования других в качестве средства к достижению цели).
По отношению к работе означает
- что сама работа становится важнее, чем удовлетворение гордости и тщеславия;
- стремление к осознанию и развитию своих особых талантов и к большей продуктивности.
Кроме того, К. Хорни в своей работе «Наши внутренние конфликты», формулируя терапевтические цели для пациента, определяет их в терминах личности. При этом эти цели для нее являются элементами, на которых основывается душевное здоровье, что также мы определяем как критерии личностного роста.
Во-первых, это способность принимать ответственность на себя, что подразумевает ощущение «себя в жизни активной, ответственной за свои поступки личностью, способной принимать и осуществлять решения» (Хорни, с.232). С чем приходит ответственность перед другими людьми и готовность нести обязанности, важность которых признается самим человеком. При этом, диапазон ответственности очень широк: эта ответственность распространяется как на его детей, друзей, подчиненных, коллег, так и на общество или страну в целом.
Во-вторых, связанная с предыдущей целью, внутренняя независимость. Здесь подразумевается не только определенная ясность относительно собственной иерархии ценностей, своих приоритетов и применения их непосредственно в жизни, но и уважение ценностей других людей, их индивидуальности и умение считаться с другими в обыденной жизни, что является основой для действительной взаимности отношений.
В-третьих, цель определяется в терминах спонтанности чувства. Спонтанность предполагает способность как открытого эмоционального выражения чувств, включающего весь спектр чувств от негативных переживаний до позитивных, так и способность их сознательного контроля. Это, в свою очередь, обеспечивает удовлетворительные дружеские и любовные отношения.
Таким образом, мы рассмотрели представления некоторых зарубежных психологов о критериях личностного роста. Заметим, что наиболее полно и систематизированно они представлены у А. Маслоу и К. Роджерса. Многие критерии у различных авторов перекликаются между собой, а при раскрытии содержательной стороны основательно дополняют друг друга, а самое главное при этом не противореча.
В западной психологии были попытки замерить, оценить количественно степень роста личности (например, Э. Шостром является автором опросника личностных ориентаций POI, и др.), однако в целом существует тенденция выделять критерии личностного роста чисто эмпирическим (качественная оценка) путем.
Взгляды современных отечественных психологов на критерии личностного роста в общих чертах сопоставимы с рассматриваемыми нами выше идеями зарубежных авторов. Однако в воззрениях многих авторов, так или иначе, сказывается культурно-историческая теория и деятельностный подход (личность формируется в деятельности и т.д.).
Л.И.Анцыферова (Анцыферова Л.И. Некоторые теоретические аспекты психологии личности//Вопросы психологии, 1978 №1) постулирует то, что критериями прогрессивного развития личности (личностного роста – К.В.) по мере ее становления являются растущая целостность, интегрированность ее психологической организации, усиление взаимосвязей различных свойств и характеристик, накапливающиеся новые потенции развития и расширяющиеся, а главное, углубляющиеся связи личности с окружающим миром, обществом, другими людьми. Растущая многоуровневость отношений человека к к миру – один из важных критериев. При этом Л.И. Анциферова предполагает, что свободный и легкий переход от одного уровня функционирования к другому, способность функционировать определенное время на более простом уровне, требующем меньшего психологического сопряжения, и вновь без особых усилий возвращаться на более высокий уровень – является залогом психического здоровья личности.
Исходя из того, что психологическое развитие, личностный рост зависит от образа жизни индивида, опосредованно определяющийся через его психологический стиль жизни, Л.И. Анциферова дает характеристику типу психологического жизненного стиля, способствующего полноценному и гармоничному развитию личности. Они же, по нашему мнению, могут служить критериями личностного роста. Многие психологические характеристики такого типа личности, по ее мнению, выявлены в исследованиях самоактуализирующихся личностей А. Маслоу. Она же лишь приводит несколько характеристик:
- творчество, созидательность, реализующиеся без чрезмерных усилий;
- общение с другими осуществляется легко, без повышенной уязвимости, обидчивости и боязни критики;
- отсутствие боязни при пересмотре и корректировке своих жизненных планов и перспектив;
- оценки и мнения других воспринимаются адекватно и сопоставляются с собственными;
- отсутствие амбивалентности в чувствах по отношению к окружающим;
- присущее чувство ответственности за собственную жизнь, которая воспринемается как результат свободного выбора.
Согласно С.Л. Братченко и М. Р. Мироновой, если есть необходимые условия, то в человеке актуализируется процесс саморазвития, естественности следствием которого будут изменения в направлении его личностной зрелости. Именно эти изменения – их содержание, направленность, динамика свидетельствуют о личностном росте и могут выступать его критериями. По мнению авторов, эти изменения затрагивают взаимоотношения личности как с внутренним миром (интраперсональные критерии), так и с внешним миром (интерперсональные критерии).
Среди интраперсональных критериев авторами выделяются:
- принятие себя: отношение к себе как к личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору;
- открытость внутреннему опыту переживаний (свобода от искажающего влияния защит и способность прислушаться к своей внутренней реальности);
- понимание себя (способность увидеть и услышать себя подлинного);
- ответственная свобода (внутренний локус оценивания);
- целостность (конгруэнтность, сохранение и защита целостности, которой человек обладает изначально);
- динамичность (постоянное развитие и становление).
Интерперсональные критерии:
- понимание других (свобода от предрассудков и стереотипов);
- принятие других (такими, какие они есть);
- социализированность (открытость и естественность в контактах, способность жить с другими в максимально возможной гармонии);
- творческая адаптивность (готовность смело и открыто встречать жизненные проблемы и справляться с ними, не упрощая, а проявляя «творческую адаптацию к новизне конкретного момента).
Согласно Л.А. Коростылевой, критериями личностного роста могут служить характеристики продуктивных субъективных стратегий самореализующейся личности. Самореализующаяся личность порождает адекватные субъективные стратегии самореализации. У такой личности события, представленные в образе мира, имеют позитивную окраску, ей присущ активный жизнетворческий характер. Такие люди находят опору в себе, в своем жизненном опыте, в общении с близкими людьми. Их жизнетворческий характер обусловлен позитивной эмоционально оценочной компонентой, включающей в себя веру в собственные возможности, отношение к положению (например, кризис) как ко временному. Для решения проблемы привлекается видоизменяющийся, трансформирующийся в процессе реализации индивидуальный опыт, что расширяет поле возможных выборов.
Как уже было сказано ранее, О.В. Немиринский понимает личностный рост как последовательное приобретение человеком ряда личностных способностей, которые могут выступать и в качестве критериев личностного роста. Единицей индивидуального личностного роста О.В. Немиринским принято разрешение личностной проблемы. В свою очередь личностная проблема определяется им как «противоречие между желанием достижения определенной личностной способности и некоторым внутренним барьеров на пути к реализации этого желания». О.В. Немиринский подчеркивает, что одна способность не может быть обретена без предварительного наличия другой. Им дается периодизация развития (приобретения) личностных способностей в контексте терапевтической динамики группы (гештальт-терапии):
I стадия - стадия знакомства и единения, соответствующая способность – причастность к социальному целому;
II стадия – самовыражения и ответственности, соответствующая личностная способность – индивидуальность (личная свобода);
III стадия – близости и любви, успешное прохождение этой стадии формирует способность к любви (служению), понимаемую как бескорыстное служение другим людям, дарение части своей жизни, времени, сил, материального состояния другим людям;
IY стадия – безусловное принятие своей уникальной целостности и любовь к себе, формируется экзистенциональное самопринятие.
Со структурной точки зрения, более поздние способности включают в себя более ранние. На основании содержания личностных проблем вычленяются альтернативы, в рамках которых осуществляются личностные выборы на каждой стадии: альтернативы связанности и отъединенности (I), индивидуальности и комфорта (II), любви и власти (III), конкуренции между социальностью и экзистенциальностью человека (IY).
О личностных способностях, но в контексте теории деятельности ведут речь Л.И. Божович и К.А. Абульханова-Славская.
Согласно К.А. Абульхановой-Славской, человек стремится к оптимальному согласованию внешних и внутренних условий своей деятельности, разных уровней своей активности – начиная от психической и кончая социально-психологической. Показателем оптимальности является продуктивность деятельности: при оптимальном согласовании происходит возрастание, умножение психической и личностной активности. Что способствует одновременно развитию и совершенствованию самой личности, обуславливает ее переход на качественно новый уровень деятельности. Соответственно К.А. Абульханова-Славская выделяет следующие способности, присущие совершенствующейся личности:
- способность саморегуляции – способность непротиворечиво соединять все уровни регуляции деятельности, это тот механизм, посредством которого обес