Теория инстинктивной агрессии
З.Фрейд: инстинктивное поведение врожденно.З. Фрейд считал стремление к агрессии человеческим инстинктом. Источник агрессии – перенос индивидом энергии примитивного влечения к смерти (Танатоса) с самого себя на внешние объекты. Если энергия Танатоса не будет вытеснена во внешний мир, то это, в свою очередь, приведет к саморазрушению личности.
К.Лоренц: Агрессия как адаптивное поведение. Основана на инстинкте борьбы за выживание.
3 функции борьбы за выживание: а) борьба рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве; б) улучшение генетического фонда; в) выработка силы, что обеспечивает долгую жизнь.
Алгоритм агрессивного поведения: агрессия генерируется в организме спонтанно, непрерывно и при воздействии определенного стимула она высвобождается.
Агрессивное поведение основывается на балансе механизма «удовольствие – неудовольствие». Аппарат данного механизма обладает двумя свойствами: наличие процесса привыкания; резкие колебания в системе.
Следствия теории К.Лоренца: 1) кроме врожденного инстинкта борьбы за выживание, живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления. Эта возможность варьирует выбор серьезности повреждения своим жертвам. Способы блокировки агрессии – любовь, дружба; 2) условия жизни порождают характер агрессивного поведения. Если человек не видит смысла жизни, он становится агрессивным.
Биологическая теория (М.Каган, К.Лагерспец).
Агрессия обусловлена происходящими в организме, процессами.
На проявление агрессии влияют следующие факторы:
Состояние нервной системы. На степень проявления агрессии влияют функционирование т. н. центров агрессии, находящихся в коре головного мозга.
Генетическое влияние. На выраженность агрессии влияет наследственность.
3) Биохимическое влияние. Агрессивность зависит от химического состава крови, обусловленное влиянием гормонов, тонизирующих веществ, а также влияние внешних факторов (жара, теснота)
3. Теория фрустрации (Дж.Доллард, Л.Берковиц).
Фрустрация создает мотивацию для агрессивного поведения. Страх наказания или осуждения за агрессию, направленную на источник фрустрации, обуславливает смещение агрессивного побуждения на другой объект более безобидный.
Факторы, побуждающие к агрессии: а) степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущей цели; 2) сила препятствий на пути достижения цели; 3) количество последовательных фрустраций.
Факторы, блокирующие агрессию: страх наказания; страх потери собственного Я; убеждение, что вред нанесен.
Факторы выбора агрессором жертвы: сила побуждения к агрессии; сила факторов, тормозящих данное поведение; сходство потенциальной жертвы с фрустрирующим фактором.
Фрустрация вызывает озлобление. Озлобление возрастает, когда объект, вызывающий фрустрацию, имел возможность не совершать данное действие. Условия, ослабляющие фрустрацию: ощущение степени контролируемости происходящих событий; феномен адаптации.
4. Теория социального научения (А.Бандура).
Агрессия является приобретенным навыком. Человек научается социальному поведению посредством наблюдения и имитации, а также под воздействием вознаграждений и наказаний.
Агрессия приобретается через влияние биологического фактора и наличия научения. Провоцирующими агрессию факторами являются: воздействие шаблонов, неприемлемое обращение, побудительные мотивы (деньги), инструкции, эксцентрические убеждения. Регуляция агрессии осуществляется за счет внешних поощрений и наказаний, наблюдения за поощрением и наказанием других, а также с помощью механизмов саморегуляции.
Э. Фроммвыделил доброкачественную агрессию (оборону) и злокачественную агрессию (немотивированную жестокость).
Вопрос 32.Причины возникновения агрессии.
Факторы, побуждающие к агрессии: а) степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущей цели; 2) сила препятствий на пути достижения цели; 3) количество последовательных фрустраций.
Факторы, блокирующие агрессию: страх наказания; страх потери собственного Я; убеждение, что вред нанесен.
Факторы выбора агрессором жертвы: сила побуждения к агрессии; сила факторов, тормозящих данное поведение; сходство потенциальной жертвы с фрустрирующим фактором.
Фрустрация вызывает озлобление. Озлобление возрастает, когда объект, вызывающий фрустрацию, имел возможность не совершать данное действие. Условия, ослабляющие фрустрацию: ощущение степени контролируемости происходящих событий; феномен адаптации.
4. Теория социального научения (А.Бандура).