Волевая регуляция деятельности и ее совершенствование
Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость выдержку, дисциплинированность, мужество.
Воля и волевые качества могут у человека не сформироваться, если условия жизни и воспитания в детстве были неблагоприятные: 1) ребенок избалован, все его желания беспрекословно осуществлялись (легкий мир - воля не требуется); 2) ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен принимать сам решения.
Родители, стремящиеся воспитать волю у ребенка, должны соблюдать следующие правила: 1) не делать за ребенка то, чему он должен научиться, а лишь обеспечить условия для успеха его деятельности; 2) активизировать самостоятельную деятельность ребенка, вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать веру ребенка в его способность преодолевать трудности; 3) даже маленькому ребенку полезно объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые взрослые предъявляют ребенку, и постепенно учить ребенка самостоятельно принимать разумные решения. Ничего нельзя решать за ребенка школьного возраста, а лишь подводить его к рациональным решениям и добиваться от него не-
преклонного осуществления принятых решений.
Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связана с функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показали исследования, происходит сличение достигнутого каждый раз результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии — болезненному безволию.
Динамика воли в зависимости от трудности внешнего мира и сложности внутреннего мира человека: 1 — Воля не требуется (желания человека просты, однозначны, любое желание осуществимо в легком мире). 2 — Требуются волевые усилия по преодолению препятствий реальной действительности, нужно терпение, но сам человек внутренне спокоен, уверен в своей правоте в силу однозначности своих желаний и целей. 3 — Требуются волевые усилия по преодолению внутренних противоречий, сомнений, человек внутренне сложен, идет борьба мотивов и целей, человек мучается при принятии решения. 4 — Требуются интенсивные волевые усилия для преодоления внутренних сомнений для выбора решения и осуществления действий в условиях объективных помех и трудностей. Волевое действие здесь выступает как сознательно принятое к осуществлению по собственному решению осознанное намеренное целенаправленное действие на основе внешней и внутренней необходимости.
ЧАСТЬ V
Общее понятие о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента
Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н.э.). Темперамент представляет собой одну из наиболее изученных индивидных характеристик.
Существует множество определений: латин. tempero, что означает «смешиваю». Темперамент- биологический фундамент личности.Темперамент — это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. Темперамент – закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующее различные стороны динамики психической деятельности.
Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей характеризующих формально-динамическую сторону психики (интенсивность, скорость, темп и ритм протекания психических процессов и эмоциональных состояний), которые устойчиво проявляются во всех видах деятельности и поведения индивида.
Раньше изучение темперамента было в основном эмпирическим или типологическим, основанным на наблюдении, а не на достоверном анализе научных данных. Поэтому большинство классификаций темперамента, будучи весьма полезными для житейской психодиагностики, составлены совершенно без учета правил строгой научной классификации.
В психологической науке большинство конституционных концепций стало объектом острой критики. Основной недостаток подобных теорий состоит в том, что в них недооценивается, а иногда просто открыто игнорируется роль среды и социальных условий в формировании психических свойств индивида. На самом деле, давно известна зависимость протекания психических процессов и поведения человека от функционирования нервной системы` выполняющей доминирующую и управляющую роль в организме.
Объяснения природы темперамента выделяют:
1) Гуморальные - учение Гиппократа о четырех жидкостях и четырех темпераментах человека, возникшее в IV веке до н.э.
2) Конституциональные - теории Э.Кречмера, У. Шелдона, Черноруцкого.
3) Психологические теории - теорияВ.М.Русалова.
1) Гуморальная теория (Гиппократ)
В зависимости от преобладания той или иной жидкости в организме, утверждал Гиппократ, человек имеет соответствующий темперамент:
- оптимистический, жизнерадостный (сангвинический) нрав имеют те, у кого больше крови;
- печальны и угнетены (меланхолики) люди, у которых преобладает черная желчь;
- раздражительны и возбудимы (холерики) те, у которых слишком много светлой желчи;
- апатичны, равнодушны (флегматики) люди, имеющие больше других в организме мокроты.
Древнеримский врач Гален, живший во II веке до н.э., полагал, что четыре первоначала темперамента олицетворяют четыре субстанции:
- твердое, жидкое, горячее и холодное.
К настоящему времени физиологические основания этих классификаций много раз опровергались, но названия типов темперамента сохранились.
2) Психофизиологическая теория (Павлов)
И.П.Павлов понимал темперамент как наиболее общую характеристику высшей нервной деятельности, выражающую основные природные свойства высшей нервной системы (в основном силу и быстроту). Предпринималась и попытка связать эти свойства с четырьмя темпераментами, но сам ученый предостерегал от неправомерного распространения этих выводов на поведение человека в целом и подчеркивал, что в своих опытах он ограничивался классификацией типов нервной деятельности собак.
И.Кант полагал, что каждый из видов темперамента (а чаще всего их выделяли четыре) связан с возбуждением или ослаблением жизненной силы и отнесенностью к области чувств или деятельности:
1)темпераментами чувства - являются сангвинический, когда на ощущение оказывается сильное воздействие, но проникает оно неглубоко;
2)меланхолический (при котором ощущение может быть не очень ярким, но зато пускать глубокие корни). Для людей с этими типами темперамента все самые главные жизненные события скорее переживаются эмоционально, чем осознаются, и описываются также в категориях чувств.
3) темперамент деятельности - холерический, присущий людям активно-вспыльчивым;
4)флегматический, характеризующий хладнокровных людей. И.Кант считал их наиболее адаптированными и продуктивными людьми.
Для представителей двух последних типов все основные явления предстают поведенческие, через события объективного, а не внутреннего мира. Примечательно, что со времен И.Канта чувства ни разу не рассматривались как составляющая темперамента, равноправная по сравнению с деятельностью.
А.В.Вундт считал, что каждый из четырех темпераментов может быть описан по двум основаниям – силе эмоциональных реакций и уровню их стабильности, подводя основы под возможность количественного, естественнонаучного изучения темперамента.