Физиологическая основа эмоций

Нервная система является материальной основой психических процессов: эмоций, внимания, памяти, речи, мышления и др. Лимбическая система - организует процессы саморегуляции эмоций, поведения, мотивации и памяти.Положительные эмоции связаны с возбуждением адренэргических нейронов, а отрицательные эмоции, такие как страх и тревога — с недостатком возбуждения норадренэргических нейронов. Средний мозг - древний зрительный центр, в толще его ножек мозга содержится черная субстанция. В ней содержатся дофаминергические нейроны, т.е. выделяющие в качестве медиатора дофамин. Одна часть таких нейронов регулирует эмоциональное поведение. Исследователи мозга обнаружили в области подкорки (в гипоталамусе) особые нервные структуры, являющиеся центрами страдания и удовольствия, агрессии и успокоения. Гипоталамусвыделяет гормоны и нейропептиды и регулирует эмоциональное состояние. Древнюю и старую кору называют обонятельным мозгом. Обонятельный мозг, помимо функций, связанных с обонянием, участвует в формировании эмоций.

Функции эмоций

Активационная

Состоит в том, что при возникновении эмоции происходит активация нервных центров. Активация НС (нервной системы) приводит к изменениям во внутренних органах и организма в целом, приводя либо к мобилизации энергоресурсов, либо к их демобилизации.

Защитная

Например, страх — предупреждает человека о реальной (или о мнимой) опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает от неприятных для него последствий, а возможно, и от гибели.

Компенсаторная

Состоит в замещении информации, недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо. Возникшая при столкновении с незнакомым объектом, эмоция придает этому объекту соответствующую окраску (нравится он или нет, плохой он или хороший), в частности, в связи с его схожестью с ранее встречавшимися объектами. Хотя с помощью эмоции человек выносит обобщенную и не всегда обоснованную оценку объекта и ситуации, она все же помогает ему выйти из тупика, когда он не знает, что ему делать в данной ситуации.

Ориентировочная

Выполняя отражательно-оценочную роль, определяя, что для человека значимо, а что нет, эмоция тем самым способствует ориентированию человека в различных ситуациях, т.е. выполняют ориентировочную функцию.

Переключающая

Обнаруживается как в сфере врожденных форм поведения, так и при осуществлении условно-рефлекторной деятельности, включая ее наиболее сложные проявления. Борются потребности, но облаченные в «доспехи» эмоций. Эмоции помогают этой борьбе, так как обозначают значимость той или иной потребности в данный момент.

Подкрепляющая

К.Д.Ушинский (1950), говоря о роли поощрения и наказания в воспитании, подчеркивал подкрепляющую функцию эмоции. Пример: предметы, внушившие страх, сильно врезаются в память человека.

Предвосхищающая

Когда эмоции опережают осознание человеком ситуации, сигнализируя о возможном приятном или неприятном ее исходе, говорят о предвосхищающей функции эмоции.

Прогностическая

Включаясь в процесс вероятностного прогнозирования, эмоция помогают оценивать будущие события (предвкушение удовольствия, когда человек идет в театр, или ожидание неприятных переживаний после экзамена, когда студент не успел к нему как следует подготовиться), т.е. выполняют прогностическую функцию.

Регулирующая

В процессе общения состоит в координации очередности высказываний. Часто при этом наблюдается сочетанное проявление различных функций эмоции. Пример: сигнальная функция эмоции часто сочетается с ее защитной функцией: устрашающий вид в минуту опасности способствует запугиванию другого человека или животного.

Санкционирующая

Принятие человеком решения связано и с санкционирующей (в т.ч., переключающей направление и интенсивность активности) функцией эмоции (идти на контакт с объектом или нет, максимизировать свои усилия или прервать возникшее состояние).

Сигнальная

Роль эмоционального реагирования в процессе общения многообразна. Это и создание первого впечатления о человеке, которое часто оказывается верным именно из-за наличия в нем «эмоциональных вкраплений». Это и оказание определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоции, что связано с сигнальной функцией эмоции. Роль этой функции эмоции отчетливо видна родителям, дети которых страдают болезнью Дауна. Родителей угнетает то обстоятельство, что дети не могут сообщать им о своих переживаниях посредством мимики и иных способов эмоциональной коммуникации.

Эвристическая

В случаях, когда эмоции облегчают поиск правильного выхода из ситуации, говорят об их эвристической функции.

Наши рекомендации