Пути актуализации представления
1) «слова-образ» 2) «образ-образ» 3) «чувство-образ».
Психологическая сущность мышления. Виды и формы мышления. Характеристика мыслительных операций
Мышление –это психический процесс обобщенногои опосредованно отражения отгружающей действительности, который устанавливает связи и отношения между познавательными объектами.
Мышление в целом представляет собой качественно неоднородное (полиморфное) психическое образование, имеющее сложную структуру и отвечающее различным целям и задачам.
Жизнь и развитие человека в сложном природном и социальном мире требует не только чувственного отражения предметов, явлений, событий, но и выделения их существенных связей и отношений. Основной формой рационального познания объективной реальности является мышление.
Объектом психологии мышления является реальный человек, интеллект которого неотделим от его мотивов, эмоций, установок, всей истории его индивидуального развития.
Физиологическая основа
Речь и действия сигнальных систем.
Виды мышления
По характеру протекания познавательных процессов разделяют мышление:
1) интуитивное - совершается непосредственно, как «ясное видение» открытого принципа или закона.
2) аналитическое – путем логических умозаключений, постепенно приводящих к нему.
Также различают:
1) Творческое - порождение новых творческих идей должно быть полностью свободно от всякой критики, внешних и внутренних запретов.
2) Критическое мышление - критический отбор и оценка этих идей, напротив, требует строгости к себе и другим, не допускает переоценки собственных идей и т.п.
Например, при «мозговом штурме» творческое и критическое мышление используются на разных этапах решения одних и тех же прикладных задач.
Генетические классификации мышления
Наглядно-действенное
Определяется (и ограничивается) возможностью наблюдать (воспринимать) реальные объекты и познавать отношения между ними на практике. Практические познавательные предметные действия («ручной интеллект») являются основой любых более поздних форм отражения реальности. Возникает в процессе деятельности. Представляет переходный период от животного к человеческому.
Наглядно-образное
Человек оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления: образ предмета позволяет объединить набор разнородных практических операций в целостную картину. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия ручного интеллекта. Присущ только человеку.
Словесно-логическое
Реальность становится доступной человеку в своем словесном оформлении, и он, оперируя логическими понятиями, может познавать ее существенные закономерности и взаимосвязи. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.
Формы мышления
Понятие
Отражает существенные свойства, связи предметов и выражается словом или группой слов.
Суждение
Устанавливает связи между предметами и выражается в утверждении или отрицании чего либо.
3) Умозаключение
Устанавливает связи между предметами и на основании нескольких суждений определяется (формулируется) вывод.
Характеристика мыслительных операции
Обобщение
Мыслительное соединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей.
Абстрагирование
Выделение существенных свойств и связей предметов и отвлечение от несущественных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы.
Сравнение
Мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.
Анализ
Разложение сложного объекта, предмета, явления пли ситуации на составляющие его части.
Синтез
Обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.
Классификация
Распределение множество предметов по группам на основе существенных признаков.
Систематизация
Расположение отдельных предметов в определенном порядке.
Суждение является основной формой результата мыслительного процесса. Суждение является также и волевым актом, так как в нем объект нечто утверждает или опровергает. рассуждение – это работа мысли над суждением.
Успешному мыслительному процессу препятствуют следующие факторы:
- косность, стереотипность мышления;
- излишняя приверженность к использованию привычных методов решения, что затрудняет возможность взглянуть на задачу «по-новому»;
- страх ошибки, боязнь критики, страх «оказаться глупым», излишняя критичность к своим решениям;
- психическая и мышечная напряженность и т.д.