Пути актуализации представления

1) «слова-образ» 2) «образ-образ» 3) «чувство-образ».

Психологическая сущность мышления. Виды и формы мышления. Характеристика мыслительных операций

Мышление –это психический процесс обобщенногои опосредованно отражения отгружающей действительности, который устанавливает связи и отношения между познавательными объектами.

Мышление в целом представляет собой качественно неоднородное (полиморфное) психическое образование, имеющее сложную структуру и отвечающее различным целям и задачам.

Жизнь и развитие человека в сложном природном и социальном мире требует не только чувственного отражения предметов, явлений, событий, но и выделения их существенных связей и отношений. Основной формой рационального познания объективной реальности является мышление.

Объектом психологии мышления является реальный человек, интеллект которого неотделим от его мотивов, эмоций, установок, всей истории его индивидуального развития.

Физиологическая основа

Речь и действия сигнальных систем.

Виды мышления

По характеру протекания познавательных процессов разделяют мышление:

1) интуитивное - совершается непосредственно, как «ясное видение» открытого принципа или закона.

2) аналитическое – путем логических умозаключений, постепенно приводящих к нему.

Также различают:

1) Творческое - порождение новых творческих идей должно быть полностью свободно от всякой критики, внешних и внутренних запретов.

2) Критическое мышление - критический отбор и оценка этих идей, напротив, требует строгости к себе и другим, не допускает переоценки собственных идей и т.п.

Например, при «мозговом штурме» творческое и критическое мышление используются на разных этапах решения одних и тех же прикладных задач.

Генетические классификации мышления

Наглядно-действенное

Определяется (и ограничивается) возможностью наблюдать (воспринимать) реальные объекты и познавать отношения между ними на практике. Практические познавательные предметные действия («ручной интеллект») являются основой любых более поздних форм отражения реальности. Возникает в процессе деятельности. Представляет переходный период от животного к человеческому.

Наглядно-образное

Человек оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления: образ предмета позволяет объединить набор разнородных практических операций в целостную картину. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия ручного интеллекта. Присущ только человеку.

Словесно-логическое

Реальность становится доступной человеку в своем словесном оформлении, и он, оперируя логическими понятиями, может познавать ее существенные закономерности и взаимосвязи. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.

Формы мышления

Понятие

Отражает существенные свойства, связи предметов и выражается словом или группой слов.

Суждение

Устанавливает связи между предметами и выражается в утверждении или отрицании чего либо.

3) Умозаключение

Устанавливает связи между предметами и на основании нескольких суждений определяется (формулируется) вывод.

Характеристика мыслительных операции

Обобщение

Мыслительное соединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей.

Абстрагирование

Выделение существенных свойств и связей предметов и отвлечение от несущественных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы.

Сравнение

Мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.

Анализ

Разложение сложного объекта, предмета, явления пли ситуации на составляющие его части.

Синтез

Обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

Классификация

Распределение множество предметов по группам на основе существенных признаков.

Систематизация

Расположение отдельных предметов в определенном порядке.

Суждение является основной формой результата мыслительного процесса. Суждение является также и волевым актом, так как в нем объект нечто утверждает или опровергает. рассуждение – это работа мысли над суждением.

Успешному мыслительному процессу препятствуют следующие факторы:

- косность, стереотипность мышления;

- излишняя приверженность к использованию привычных методов решения, что затрудняет возможность взглянуть на задачу «по-новому»;

- страх ошибки, боязнь критики, страх «оказаться глупым», излишняя критичность к своим решениям;

- психическая и мышечная напряженность и т.д.

Наши рекомендации