Непроизвольное (первичное, пассивное)
Возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Не контролируется сознанием и не регулируется волей. Является наиболее простым видом внимания.
Может быть вызвано или особенностями раздражителя (его силой, яркостью, громкостью и пр.), или же связью между объектом и потребностями человека. Когда деятельность захватывает нас, и мы занимаемся ею без каких-либо волевых усилий, то направленность и сосредоточенность психических процессов носит непроизвольный характер.
При возникновении непроизвольного внимания мы имеем дело с целым комплексом причин. В этот комплекс входят различные физические, психофизиологические и психические причины. Они взаимосвязаны друг с другом, но условно их можно разделить на следующие четыре категории:
- Первая группа причин связана с характером внешнего раздражителя. Сюда надо включить прежде всего силу, или интенсивность, раздражителя. Представьте себе, что вы увлечены каким-то делом. В этом случае вы можете и не замечать легкого шума на улице или в соседней комнате.
- Вторая группапричин, вызывающих непроизвольное внимание, связана с соответствием внешних раздражителей внутреннему состоянию человека, и прежде всего имеющимся у него потребностям. Так, сытый и голодный человек будут совершенно по-разному реагировать на разговор о пище.
- Третья группапричин связана с общей направленностью личности. То, что нас интересует больше всего и что составляет сферу наших интересов, в том числе и профессиональных, как правило, обращает па себя внимание, даже если мы столкнулись с этим случайно. Именно поэтому, идя по улице, милиционер обращает внимание на неправильно припаркованную машину, а архитектор или художник — на красоту старинного здания.
- Четвертая группа причин, что интересно нам, что вызывает у нас определенную эмоциональную реакцию, является важнейшей причиной непроизвольного внимания. Например, читая интересную книгу, мы полностью сосредоточены на восприятии ее содержания и не обращаем внимания на то, что происходит вокруг нас. Такое внимание по праву может быть названо преимущественно эмоциональным.
Произвольное (активное)
Возникает и поддерживается сознательно поставленной целью. Данный вид внимания контролируется сознанием, регулируется волей. Продуктивнее чем непроизвольное, но быстро утомляет.
Когда мы знаем, что нам надо выполнить определенную работу, и беремся за нее в силу поставленной цели и принятого решения, то направленность и сосредоточенность психических процессов уже носит произвольный характер.
Оба вида внимания тесно связаны друг с другом, поскольку произвольное внимание возникло из непроизвольного. Можно предположить, что произвольное внимание возникло у человека в процессе сознательной деятельности.
Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: произвольное внимание не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении с взрослыми.
Следует также отметить тесную связь произвольного внимания с речью. Развитие произвольного внимания у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослых, а затем, по мере овладения речью, — в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции.
Послепроизвольное внимание (вторичное)
Возникает в результате включения человека в деятельность и появления интереса к этой деятельности. Контролируется сознанием, но не регулируется волей. Из всех видов внимания это самое продуктивное.
Занимает промежуточный характер: сначала оно носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек «входит» в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо Н. Ф. Добрыниным послепроизволъным.
Свойство внимания
Внимание обладает рядом свойств (см. рис.), которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс. К основным свойствам внимания относятся:
- концентрация, устойчивость, распределение, переключение, объем, избирательность и колебание внимания.
Рис. Свойства внимания
Концентрация
Степень или интенсивность сосредоточенности внимания на объекте.
А. А. Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре. В частности, он считал, что концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.
Устойчивость
Заключается в способности длительное время сосредоточиваться на одном и том же объекте.
Экспериментальные исследования показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний, по Н. Н. Ланге, равны обычно двум-трем секундам, доходя максимум до 12 секунд. При наблюдении более сложных фигур, — в них попеременно то одна, то другая часть будет выступать как фигура.
Двойственное изображение (усеченная пирамида)
Распределение
Одновременное восприятие нескольких объектов или выполнять несколько видов деятельности одновременно.
Хрестоматийным примером служат феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь важных дипломатических документов.
Но, как показывает жизненная практика, человек способен выполнять только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких возникает вследствие быстрого последовательного переключения с одного вида деятельности на другой.
Переключение
Многие авторы считают, что распределение внимания является обратной стороной его другого свойства — переключаемости.
Переключение - сознательное и осмысленное быстрое переключение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.
Объем
Количество одновременно отчетливо воспринимаемых объектов 5±2 (совпадает с объемом кратковременной памяти).
Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Следует отметить, что понятие объема внимания очень близко к понятию объема восприятия. Количество находящихся в поле нашего внимания связанных между собой элементов может быть намного больше, если эти элементы объединены в осмысленное целое.
Избирательность
Возможность успешной настройки внимания на сознательное восприятие информации при наличии помех.
Колебание
Изменения степени интенсивности внимания.