По степени волевого контроля
Третья классификация восприятия (по степени волевого контроля):
- преднамеренном восприятии
Человек ставит цель деятельности, прилагая определенные волевые усилия для лучшей реализации возникшего намерения, произвольно выбирает объекты восприятия.
- непреднамеренное (непроизвольное) восприятие
Вызывается как особенностями предметов окружения (их яркостью, рядоположностью, необычностью), так и соответствием их интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели деятельности. Отсутствует в нем и волевая активность.
Свойства восприятия
Восприятия человека отличаются от ощущений рядом специфических свойств. Основные свойства восприятия, это:
Константность
Восприятие окружающих предметов как относительно постоянных по форме, цвету, величины, удаленности. Например, хотя автомобиль, находящийся вдалеке, кажется меньше аналогичного автомобиля вблизи, их реальные размеры воспринимаются человеком примерно одинаково.
Структурность
Восприятие обобщенной структуры предмета, которая формируется в течении времени в целый образ.
Апперцепция
Зависимость восприятия от прежнего опыта, знаний, профессиональной направленности, интересов и установок личности человека. Так, в восприятии одного и того же предмета разными людьми бывают различия в зависимости от поставленной задачи, установки, психического состояния каждого из них. Апперцепция придает активный характер восприятию личности. Одно и то же дерево будет восприниматься по-разному случайным прохожим, дровосеком и ботаником.
Избирательность
Способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Она зависит от интересов, установок и потребностей личности. Как гласит русская народная пословица, «голодной куме только хлеб на уме».
Осмысленность
Воспринимаемые человеком предметы трансформируются через вторую сигнальную систему, то есть описываются словесными понятиями. При этом полученные образы приобретают для человека определенный жизненный смысл. Благодаря осмысливанию сущности и назначения предметов становится возможным их целенаправленное использование.
6) Предметность (соотношения фигуры и фона)
Способность человека отражать окружающую действительность в виде конкретных предметов, относящихся к определенному классу явлений. При этом сознание выделяет предмет из фона, на котором он расположен. Даже ночью зрение способно опознать фигуру человека, выделив ее из окружающего пространства. Поэтому в военном деле применяются различные приемы, позволяющие «обходить» данное свойство восприятия. Для этого применяется так называемая «маскирующая» окраска в виде цветовых пятен неправильной формы.
Целостность
Целостный образ предмета складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа. Например, три отдельные точки могут восприниматься человеком как единая фигура — треугольник.
Объем
Кол-во одновременно воспринимаемых предметов (7+/-2)
Методики исследования индивидуально-психологических особенностей восприятия
Нарушения восприятия в меньшей степени, чем расстройства других сфер психической деятельности, поддаются патопсихологической оценке. Это связано с субъективным характером переживания нарушений восприятия. При исследовании восприятия выявляются скрытые расстройства.
Методики оценки психических функций: восприятие — сенсорная возбудимость, пробы:
Ашафенбурга
В пробе Ашафенбурга обследуемому предлагается разговаривать по телефону, который предварительно отключен от сети.
Рейхарда
В пробе Рейхардта обследуемому предъявляется чистый лист бумаги и предлагается рассмотреть то, что на нем нарисовано.
Литмана
В пробе Липмана после надавливания на веки обследуемого предлагается сказать, что он видит.
Эти пробы направлены на выявление галлюцинаторных или иллюзорных образов. При анализе проб нельзя исключать возможное внушение галлюцинаторных феноменов.
При исследовании сенсорной возбудимости обследуемому предлагают всмотреться в рисунки «движущиеся квадраты « и «волнистый фон «, состоящие из расположенных в определенном порядке и ракурсе квадратов и линий, пересекающих геометрические фигуры. Затем предлагается подсчитать количество квадратов в каждом ряду или неясно нарисованные фигуры. Анализируются субъективные ощущения, возникающие в процессе эксперимента, возможный иллюзорный и стереоскопический обман.
Исследование слухового восприятия — узнавание знакомых шумов (шелеста бумаги, звона ключей).