VI. По возможности влияния экспериментатора на независимую переменную (Клод Бернар)
Спровоцированный эксперимент
Это опыт, в котором экспериментатор сам воздействует на независимую переменную. Наблюдаемые экспериментатором результаты (в виде реакций испытуемого) как бы им же и спровоцированы. Очевидно, что подавляющее большинство экспериментальных исследований относится именно к этому виду. П. Фресс не без оснований называет этот тип эксперимента «классическим».
Эксперимент, на который ссылаются
Это опыт, в котором изменение независимой переменной осуществляется без вмешательства экспериментатора. Сюда относятся изменения личности, мозговые повреждения, культурные различия и т. п. По мнению П. Фресса, эти случаи очень ценны, «так как экспериментатор не может вводить переменные, действие которых было бы медленным (система воспитания), и не имеет права экспериментировать на человеке, если его эксперимент может вызвать серьезные и необратимые физиологические или психологические нарушения».
Могут быть случаи, когда эксперимент по одним переменным – спровоцированный, а по другим – на который ссылаются.
VII. По количеству независимых переменных
Однофакторный (двумерный)
Это эксперимент с одной независимой и одной зависимой переменными, имеется только один влияющий на ответы испытуемого фактор. Выделение только двух переменных позволяет изучить психическое явление в «чистом» виде. Основная масса экспериментального материала в психологии добыта с помощью однофакторных опытов. Напомним, что они пока являются основным инструментом изучения психических явлений на функциональном уровне, т. е. на уровне, позволяющем устанавливать функциональные зависимости между переменными.
Многофакторный (многоуровневый, многомерный)
Это эксперимент с несколькими независимыми иобычно одной зависимой переменными. Не исключается и наличие нескольких зависимых переменных, но этот случай пока крайне редок в психологических исследованиях. Хотя, видимо, за ним будущее, так как реальные психические явления всегда представляют собой сложнейшую систему множества взаимодействующих факторов. В психологии многофакторный эксперимент применяется в ситуациях, когда исключить или снивелировать влияние дополнительных переменных невозможно или когда по задаче исследования требуется выяснить совместное влияние на испытуемого нескольких независимых переменных.
VIII. По числу испытуемых
Индивидуальный
Опыт с одним испытуемым.
Групповой
Опыт с несколькими испытуемыми одновременно. Их взаимовлияния могут быть как существенными, так и незначительными, могут учитываться экспериментатором или не учитываться. Если взаимовлияния испытуемых друг на друга обусловлены не только соприсутствием, но и совместной деятельностью, то возможно говорить о коллективном эксперименте.
IX. По типу изменения независимой переменной
Количественный
Это опыт, в котором независимая переменная может уменьшаться или увеличиваться. Ряд ее возможных значений представляет собой континуум, т. е. непрерывную последовательность величин. Эти значения, как правило, могут выражаться численно, поскольку НП имеет единицы измерения. В зависимости от природы НП ее количественное представление может осуществляться различными способами. Например, временной интервал (длительность), дозировка, вес, концентрация, число элементов. Это физические показатели. Количественное выражение НП может реализовываться и через психологические показатели: как психофизические, так и психометрические.
Качественный
Это опыт, в котором независимая переменная не имеет количественных вариаций. Ее значения предстают только различные качественные модификации. Примеры: половые различия популяций, модальностные различия сигналов и т. п. Предельный случай качественного представления НП – это ее наличие или отсутствие. Например: присутствие (отсутствие) помех.
Достоинства и недостатки метода эксперимент
Достоинства метода
Объективность
Единственный метод в психологии, который позволяет реализовать принцип объективности, результаты должны быть верифицируемы, а эксперимент это обеспечивает.