История возникновения тестов
- интеллектуальные тесты - в 1879 г. в Лейпциге В. Вундт создал первую лабораторию экспериментальной психологии.Автором термина «тест» (от англ. test – проверка, проба) является ученик В. Вундта американский психолог Джеймс Кеттелл, предложивший термин в 1890 г. в работе «Интеллектуальные тесты и измерения». Впоследствии им было создано около 50 «умственных тестов» для определения глазомера, чувства времени, на скорость передвижения, чувствительность к боли, после пошли тесты на память, вербальную ассоциацию.
- создали первую шкалу - в 1904 г. появился первый тест, соответствующий современному пониманию тестов: французскими психологами А. Бине и Т. Симоном был разработан тест «коэффициент интеллектуального уровня развития» для выявления умственно неполноценных детей, не способных обучаться в обычных школах. С 1904 по 1986 г. шкала выдержала несколько редакций, став родоначальником современных тестов уровня умственного развития. Была установлена норма.
- проводятся индивидуальные тесты - в 1912 г. немецким психологом В. Штерном вводится коэффициент интеллекта IQ. Тест определял соотношение интеллектуального и физического возраста, выраженно в процентах. Тестировали детей от 3 лет и взрослых.
- появление групповых тестов - в начале XX в. развитие тестирования стимулируется запросами промышленности и армии. Создаются тесты, способные осуществлять профессиональную дифференциацию и отбор в различных отраслях производства и сферы обслуживания, а также для набора новобранцев в армию и распределения их по родам войск.
- тесты для специальных способностей - в послевоенные годы происходят важные изменения в идеологии тестирования. Если раньше тесты «работали» на общество (отсев, отбор, типизация людей по различным категориям), то в 1950-1960-е гг. тестология «индивидуализируется» обращается к нуждам и проблемам отдельной личности (тест «Уровень субъективного контроля», опросники Айзенка и др.). Тесты профотбора («годен – не годен») сменяются тестами профориентации («куда годен»). Появляется огромное количество личностных опросников. Цель – углубленное познание личности, выявление ее особенностей. В настоящее время в арсенале психодиагностики имеется более 10 тысяч различных методик.
Тестовые понятия:
1) Норма – все тесты должны быть сравнены с нормой.
Совокупность получаемых от испытуемого ответов на вопросы дает основания для оценки исследуемого у него качества. Эта оценка является результатом сопоставления полученных данных с выработанной для применяемого теста шкалой значений изучаемого психологического признака. Шкалы показывают «нормальные» (среднестатистические) значения для определенных контингентов испытуемых (по полу, возрасту, образовательному уровню и т. д.). Выносимая оценка, по сути, есть диагноз (от греч. diagnosis – oпределение, распознавание) по исследуемому явлению. Поэтому тестирование служит целям психологической диагностики.
2) Надежность – повторные тестирования.
3) Валидность – насколько тест измеряет то, что он должен измерить в соответствии вопросов и целью исследования.
Психологические тесты особенно ярко демонстрируют связь способа исследования с методологическими воззрениями автора и пользователя. Так, например, в зависимости от предпочитаемой теории личности исследователь выбирает тип личностного опросника. В этой связи очень остро встает вопрос о валидноститестов (от англ. valid – действительный, пригодный).
Процесс тестированиявключает в себя три этапа:
1) выбор адекватной целям и задачам тестирования методики;
2) собственно тестирование, т.е. производство измерений (сбор данных) в соответствии с инструкцией;
3) сравнение полученных данных с «нормой» и вынесение оценки. Оценивание есть не только результат сравнения эмпирических данных с тестовой шкалой, но и итог квалифицированной интерпретации с учетом многих привходящих факторов (психического состояния тестируемого, его готовности к восприятию и учету своих показателей, ситуации тестирования, концептуальных особенностей методики, воззрений тестолога и проч.).
Классификация психологических тестов
По Саул Розенцвейг
Одну из наиболее удачных классификаций предложил американский психолог Саул Розенцвейг в 1950 г. Он разделил методы психодиагностики на тригруппы: субъективные, объективные и проективные.
1) Субъективные методы
Розенцвейг к ним отнес опросники и автобиографии, требуют от субъекта наблюдения за собой как за объектом.Субъективные тесты позволяет представить следующую классификацию опросников:
По принципу построения
а) опросники-анкеты - промежуточная группа методик анкет и опросников. К этой группе относятся опросники, несущие в себе элементы анкеты;
б) собственно опросники - применяются во многих сферах психодиагностики: в клинической практике, в профориентации, в сфере менеджмента и работы с персоналом, в работе с учащимися.