Целенаправленный опрос — интервью

Целенаправленным опросом называют интервью. Метод интервью получил широкое распространение в социальной психологии, психологии личности, психологии труда, но главная сфера его применения — социология. Поэтому по традиции его относят к социологическим и социально-психологическим методам.

Интервью определяется как «псевдобеседа»: интервьюер все время должен помнить, что он — исследователь, не упускать из внимания план и вести разговор в нужном ему русле.

Решающее значение при проведении интервью имеет:

- умение задавать вопросы;

- доверительный контакт между интервьюером и опрашиваемым;

- ни в коем случае нельзя допускать панибратства и утраты психологической дистанции;

- следует сохранять нейтральную позицию в процессе интервью и стараться не демонстрировать свое отношение ни к содержанию ответов и вопросов, ни к собеседнику».[35]

Метод анкетирования в психологии. Достоинства и недостатки метода анкетирования

Пионером использования анкеты в психологическом исследовании был Ф. Гальтон. Исследуя влияние наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений, он сконструировал анкету и опросил с ее помощью 100 крупнейших британских ученых. Позже анкеты стали широко использоваться в психологии развития и психологии личности, в социальной психологии.

Анкетирование – это опрос с помощью анкеты.

Опросный лист – это специально оформленный список стандартизированных вопросов, направленных на выявление каких-либо психических особенностей личности (группы).

Существует и ряд отличий, не позволяющих рассматривать анкеты и опросники, как это иногда случается, в виде синонимов. Определяющим является различие в направленности: в отличие от анкет, выполняющих функцию сбора информации любой направленности, опросники нацелены на выявление личностных особенностей, в силу чего у них на первый план выходит признак не технологический (получение ответов на вопросы), а целевой (измерение личностных качеств).

Анкеты предназначены для самостоятельного заполнения испытуемым, без участия исследователя. Психологи часто обращаются к анкетированию в своей исследовательской практике.

В работе с детьми анкетный метод применяют обычно с возраста десяти лет, а до тех пор ответы могут фиксироваться интервьюером.

Виды анкетирования

1) открытые - не содержащие ни одного варианта ответа, предполагающие, что респондент напишет то, что хочет, в специально отведенном месте анкеты)

2) закрытые - т.е. сопровождаемые всеми теоретически возможными вариантами ответа, из которых респонденту предстоит выбрать тот, который соответствует его мнению.

3) полузакрытые (частично закрытые или частично открытые) - вопросы, на которые заранее дана лишь часть вариантов ответа, которая может не удовлетворить респондентов, имеющих возможность дописать свой вариант.

По числу респондентов:

1) Индивидуальное анкетирование (один респондент).

2) Групповое анкетирование (несколько респондентов). Аудиторное анкетирование – методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры.

3) Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)

Оформление и содержание анкеты

Большое значение имеет оформление анкеты,ее компактный, удобочитаемый и привлекательный вид. Эстетика и наглядность. Компоновать анкету или опросный лист необходимо, руководствуясь психологическими, а не предметно-логическими соображениями. Обычно анкета состоит из трех разделов:

1) Вводный - включает данные об организаторе опроса (учреждение, общественная организация, группа лиц), обращение к опрашиваемому, описание целей опроса, пояснения по заполнению анкеты. Здесь же следует заверить испытуемого (анкетируемого) об анонимности опроса. Вступление должно быть лаконичным и вежливым.

2) Основная часть - состоит из вопросов и места для ответов. При закрытых вопросах здесь же приводятся предлагаемые варианты ответов. При разработке анкеты тщательно учитываются требования к вопроснику,поскольку в процессе анкетирования уже нет возможности внести какие-либо коррективы. Диапазон основной массы психологических анкет имеет от 3 до 100 вопросов. На практике исследователи определяют число вопросов, сообразуясь со временем. Оптимальным считается 20 – 30 минут. В начале анкеты располагаются наиболее простые и нейтральные по смыслу вопросы. Их цель – формирование установки на сотрудничество, задача – заинтересовать собеседника, ввести в курс обсуждаемых проблем. Более сложные вопросы, требующие анализа, размышлений, размещаются в середине анкеты. К концу анкеты трудность вопросов должна снижаться, здесь обычно размещают вопросы о личности опрашиваемого.

3) Заключительная часть анкеты - содержит выражение благодарности опрашиваемому, а иногда и приглашение к дальнейшему сотрудничеству.

Достоинства метода анкетирования

1) Возможность получения информации от большого количества людей за короткий промежуток времени.

2)Возможность осуществления компьютерной обработки информации.

3)При анонимном анкетировании можно получить большее количество правдивых и открытых высказываний.

4) Сочетаемость с другими методами (наблюдение, интервью).

5) Возможность сравнительного анализа и перепроверки данных.

6) Возможность вторичного анализа (с иными исследовательскими задачами).

7) Сравнительная экономичность.

8) Минимум влияния исследователя на опрашиваемого.

Наши рекомендации