Эмпирические методы (сбор данных)
Позволяют осуществлять получение эмпирических научных данных.
- обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение);
- эксперимент;
- психодиагностические методы (тесты, опросники);
- биографический метод (анализ биографических анкет);
- моделирование;
- анализ продуктов деятельности (анализ рисунков, сочинений, дневников).
Обрабатывающие методы
Количественные (статистические) и качественные (дифференциация материала по группам, анализ) методы обработки эмпирических данных.
Интерпретационные методы
- Генетический метод - при котором весь материал интерпретируется в характеристиках развития с выделением стадий, критических периодов становления психических функций;
- Структурный метод - материал интерпретируется в характеристиках систем, образующих объект исследования;
- Метод сопоставлений - когда отдельные результаты интерпретируются путем взаимного сопоставления и сравнения;
- Метод аналогий - при котором одни результаты исследования интерпретируются по аналогии с интерпретацией других результатов. Причем эти другие результаты могут быть получены как в том же, так и в других исследованиях;
- Метод определений - когда результаты исследования облекаются в форму определений и интерпретируются как аргументы этих интерпретаций;
- Реверсионный метод - выводы вытекают из анализа результатов эмпирических исследований, проведенного без четко сформулированной исходной гипотезы, при изложении результатов исследования представляются в качестве гипотезы исследования. Далее результаты исследования начинают интерпретироваться в качестве позитивных доказательств принятой гипотезы».[29]
Рис. Классификация методов психологического исследования
Важно отметить, что у Ананьева не обозначены теоретические методы психологического исследования, но выделен класс методов «промежуточный» по статусу между эмпирическими и теоретическими, а именно — методы обработки и интерпретации данных эмпирического исследования.
По С.Л. Рубинштейну[30]
В качестве главных психологических методов выделил наблюдение и эксперимент.
Наблюдение | Эксперимент | ||||
внешнее | внутреннее (самонаблюдение) | лабораторный | естественный | психолого-педагогический | физиологический (метод условных рефлексов) |
Он также выделил приемы изучения продуктов деятельности:
- беседу (в частности, клиническую беседу в генетической психологии Пиаже);
- анкету.
По В.Н. Дружинину
Эмпирические
При которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования.
Теоретические
Когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее — предметом исследования).
Интерпретация и описание
При которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами).
Эмпирические | Теоретические | Интерпретационно-описательные | |
Результат применения методов | Эмпирическое исследование проводится для проверки правильности теоретических построений. Ученый взаимодействует с самим объектом, а не с его знаково-символическим или пространственно-образным аналогом. Обрабатывая и интерпретируя данные эмпирического исследования, экспериментатор так же, как и теоретик, работает с графиками, таблицами, формулами, но взаимодействие с ними протекает в основном «во внешнем плане действия»: рисуются схемы, с помощью компьютера делаются расчеты и пр. | В теоретическом исследовании ученый имеет дело не с самой реальностью, а с ее мысленной репрезентацией — представлением в форме умственных образов, формул, пространственно-динамических моделей, схем, описаний в естественном языке и т.д. Взаимодействие ученого с моделью предмета: знания о предмете в форме естественно-языковой, знаково-символической или пространственно-схематической. Теоретическая работа совершается «в уме». Теоретик пользуется правилами дедуктивного умозаключения, разработанными еще Аристотелем (от частного к общему) | Это «место встречи» результатов применения теоретических и экспериментальных методов и место их взаимодействия. Данные эмпирического исследования, с одной стороны, подвергаются первичной обработке и представлению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам со стороны организующих исследование теории, модели, индуктивной гипотезы. С другой стороны, происходит интерпретация этих данных в терминах конкурирующих концепций на предмет соответствия гипотез результатам. Продуктом интерпретации являются факт, эмпирическая зависимость и в конечном счете оправдание или опровержение гипотезы |
Методы | I) наблюдение 2) эксперимент 3) измерение. | 1) Дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный), иначе — восхождениеот общего к частному,от абстрактного к конкретному. Результат — теория, закон и др.; 2) Индуктивный обобщение фактов, восхождение от частного к общему. Результат — индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация; 3) Моделирование конкретизация метода аналогий, «трансдукция», умозаключения от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и\или доступный для исследования. Результат — модель объекта, процесса, состояния. | Интерпретационно-описательные методы играют важнейшую, хотя и не очевидную роль в целостном психологическом исследовании. Зачастую именно отрефлексированное исследователем владение этими методами предопределяет успех научной программы. Особенности описательных методов в психологии подробно изложены в монографии В.А. Ганзена, хотя в ней и не проводится различие между описанием как теорией и описанием эмпирических данных. |
Цель методов психологии - не только фиксировать факты, но и объяснять, раскрывать их сущность. Данное требование не всегда может быть выполнено с помощью одного метода, и поэтому при изучении психических явлений обычно используются различные методы, взаимодополняющие друг друга. Например, проявление растерянности сотрудника при выполнении определенной задачи, повторно отмеченное наблюдением, приходится уточнять беседой, а иногда и проверять естественным экспериментом, использовать целевые тесты. Своеобразие психических явлений заключается в том, что они, как таковые, недоступны непосредственному наблюдению. Например, ощущение и мысль увидеть нельзя. Поэтому и наблюдать за ними приходится косвенно. При этом ключ к познанию человека дают его практические дела и поступки.