Т е м а 4. Психология и педагогика.

1. История и современное состояние связей между педагогикой и психологией.

2. Объективные и субъективные трудности, возникающие на пути объединения усилий психологов и педагогов в решении проблем обучения и воспитания детей.

3. Главные проблемы, которые совместно должны решаться педагогами и психологами.

Темы для рефератов

1. Психология и история.

2. Социологические аспекты психологических исследований.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

1. Психология и философия: проблемы их взаимодействия.

2. Психология и педагогика: пути укрепления сотрудничества в решении задач обучения и воспитания детей.

ЛИТЕРАТУРА

I

Андреева Г.М.Социальная психология. — М., 1988. (Общественные отношения и. межличностные отношения: 78—97. Социализация: 331—348.)

Брунер Д.С.Психология познания: за пределами непосредственной информации. — М., 1977. (Культура и познавательное развитие: 320—355.)

Леонтьев А.Н.Об историческом подходе в изучении психики человека // Психологическая наука в СССР. — Т. 1.— М.,1959. - С. 9—44.

Леонтьев А.Н.Проблемы развития психики. — М., 1981. (Человек и культура: 410—435.)

Лурия А.Р.Эволюционное введение в психологию. — М., 1975. (Сознательная деятельность человека и ее общественно-исторические корни: 77—92.)

Глава 4. Развитие психики человека и животных

II

Гиппенрейтер Ю.Б.Введение в общую психологию. Курс лекций. — М., 1988. (Общественно-историческая природа психики человека: 190—213.)

Клике Ф.Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. — М., 1983. (Развитие социальных отношений и познание: 167—189.)

Коул М., Скибнер С.Культура и мышление. Психологический очерк. — М., 1977. (Познавательные процессы и культура: 22-53, 209-244.)

Робер М.-А., Тильман Ф.Психология индивида игруппы. — М., 1988. (Философия, психология и наука: 15—20.)

Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И.Развитие исовременное состояние зарубежной психологии. — М., 1974. (Социальные факторы развития психологической мысли: 13—16. Теории социальной обусловленности психики: 258—267.)

III

Божович Л.И.Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968. (Социализация личности: 108—113.)

Грехнев B.C.Социально-психологический фактор в системе общественных отношений (социально-философские проблемы). - М., 1985.

История зарубежной психологии. 30—60-е годы XX века. Тексты. — М., 1986. (Психология и культура: 293—311.)

Психология личности. Тексты. — М., 1982. (Характер и социальный процесс (Э.Фромм): 48—54.)

Глава 4.

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

И ЖИВОТНЫХ

Краткое содержание

Истоки психики живыхсуществ. Психика и ее отличие от других свойств, которыми обладает материя. Материалистическое и идеалистическое понимание сущности и происхождения психики. Особенности психического отражения. Сигнальный характер этого отражения. Способность восприятия имеющим психику организмом таких воздействий, которые не обладают биологической значимостью. Возникновение нервной системы и ее роль в дальнейшем развитии психики. Основной механизм совершенствования психического как

высшего уровня регуляции деятельности организма. Материалистический и идеалистический подходы к решению данной проблемы.

Становление низших форм поведения н психики.Развитие психического отражения у животных (материалистический подход). Гипотеза А.Н.Леонтьева о стадиях и уровнях психического отражения у животных, ее уточнение и дальнейшая проработка К.Э.Фабри. Роль практической деятельности и двигательной активности (манипуляции и органы манипулирования объектами) как факторов, определяющих уровень развития психики и поведения животных. Стадия элементарной сенсорной психики, ее низший и высший уровни. Стадия перцептивной психики, аналогичные уровни ее развития, включая наивысший. Виды интеллектуального поведения, наблюдаемые у животных. Выделение особой, ориентировочно-исследовательской фазы в деятельности животных. Использование передних конечностей как органа манипулирования. Идеалистическое понимание существования и развития психического начала в мире: гипотеза Тейяра де Шардена.

Развитие высших психических функций у человека.Понятие высшей психической функции. Основные источники развития высших психических функций у человека: изобретение и изготовление орудий, продуктивный, творческий характер деятельности, создание предметов материальной и духовной культуры, использование речи и других знаковых систем как средств общения, организации мышления, хранения и передачи знаний. Отличие восприятия, внимания, памяти и мышления человека как высших психических функций от их элементарных форм, данных с рождения. Деятельность как источник познавательного, а общение — личностного развития человека. Основные отличительные признаки человеческой деятельности.

Сравнение психики человекаи животных.Познавательные процессы у животных и человека (ощущения, восприятие и память). Интеллект человека и животных, представления и мышление у них. Эмоциональная жизнь животных и человека. Мотивация поведения у человека и животных, особенности их общения. Проявление в индивидуальном общественном поведении человека социального и природного начал. Необходимость учета биосоциальной природы человека в объяснении и предсказании его поступков.

Наши рекомендации